Умственная отсталость у детей

По данным статистики умственной отсталостью страдают почти 3% населения всего мира. Причем у 13% из них степень умственной отсталости очень высока.

Умственная отсталость, или олигофрения у детей — это приобретенное в раннем возрасте или врожденное общее психическое недоразвитие, преобладающим в котором является интеллектуальный дефект.

Различают три основных критерия умственной отсталости:

  • пониженный уровень интеллекта — ниже 70;
  • нарушения со стороны социальной адаптации — хотя бы в двух сферах социума;
  • умственная отсталость с раннего детского возраста.

Признаки умственной отсталости

Умственная отсталость у детей накладывает отпечаток на все психические процессы, но в основном — на познавательные. У детей с умственной отсталостью нарушена способность к концентрации и вниманию, а способность к запоминанию замедлена.

В речи детей с диагнозом олигофрения характерно неточное использование слов, бедный словарный запас, неразвернутость используемых фраз, нарушения в произношении отдельных слов и целых предложений.

В эмоциональной сфере отмечается недоразвитость высших эмоций.

В общем поведении для детей с умственной отсталостью характерно отсутствие мотиваций, зависимость от мнения окружающих, внешних обстоятельств, а также неспособность предусмотреть последствия своих поступков и недостаточное умение подавлять инстинктивные влечения.

Степени умственной отсталости

Различают степени умственной отсталости. легкая, умеренная, тяжелая глубокая.

Легкая степень умственной отсталости

IQ легкой степени равен 50-70. Дети с легкой степенью умственной отсталости вполне обучаемы, в раннем возрасте они способны приобрести нормальные навыки общения. Однако в минимальной степени может быть выражена отсталость в двигательной и сенсорной сферах.

Вцелом дети с легкой степенью умственной отсталости мало чем отличаются от здоровых сверстников. Но в более взрослом возрасте отличия становятся заметными. Будучи взрослыми, они могут освоить простую профессию, но в сложной ситуации будут нуждаться в помощи.

Умеренная степень умственной отсталости

IQ — 35-49. Дети с умеренной умственной отсталостью могут обучиться некоторым навыкам, усвоить в раннем возрасте простые речевые и коммуникативные приемы. Двигательная сфера остается неразвитой. Более сложные социальные навыки развить бывает весьма трудно. Такие дети нуждаются в постоянном контроле.

Тяжелая степень умственной отсталости

Тяжелая степень умственной отсталости характерна выраженным недоразвитием и двигательной, и интеллектуальной сфер. Речь у таких детей отсутствует, они не поддаются обучению и воспитанию в раннем возрасте. В школьном возрасте они могут усвоить несколько слов и элементарные гигиенические навыки. Некоторые элементы самообслуживания возможны при внешнем контроле.

Глубокая степень умственной отсталости

При такой степени возможно лишь минимальное развитие двигательных и сенсорных функций. Характерно отсутствие речи, способности к узнаванию уже знакомых объектов. Дети с глубокой умственной отсталостью, а впоследствии и взрослые, нуждаются в постоянном контроле и уходе.

Причины умственной отсталости детей

Причиной может являться любой повреждающий мозг ребенка фактор во время беременности матери или во время родов, а также в первые годы жизни.

Большинство случаев умственной отсталости возникли вследствие эмбрионального алкогольного синдрома, хромосомная патология, синдром Дауна, а также патологические роды, болезни ЦНС и травмы в раннем возрасте.

Лечение

Лечить умственную отсталость практически невозможно, легче предотвратить. Методы реабилитации заключаются в попытках воспитания и обучения. Препараты применяются при наличии поведенческих расстройств в качестве дополнительного метода.