Основные тезисы о пластичности мозга

Это очень сжатый и неполный пересказ книги «Пластичность мозга» Нормана Дойджа, сделанный мной для того, чтобы ссылаться на него в последующих записях.

Тезисы выписаны в порядке упоминания в книге, в скобках — название главы. Я не стала выписывать ссылки на научные работы, на которые опирается автор — их можно найти в сносках в самой книге.

Мозг постоянно изменяется

Фазы обучения сменяются фазами закрепления. В период закрепления не наблюдается явного прогресса, но происходят изменения на биологическом уровне (Соединять что угодно с чем угодно).

Опыты на крысах показали, что тренировки увеличивают общий объем коры головного мозга на 5%, объем тех областей мозга, которые тренировались направленно, на 9%, улучшается кровоснабжение мозга, «тренированные» нейроны создают на 25% больше нейронных ветвей, растет количество связей каждого нейрона.

Похожие изменения были обнаружены в мозге всех видов животных, на которых на данный момент проводились эксперименты. Мозг изменяется в любом возрасте, хотя у молодых животных изменения происходят быстрее. Посмертные исследования мозга людей показали, что обучение повышает количество нейронных связей, за счет чего нейроны раздвигаются, и увеличивается объем и плотность мозга (Крысы спасут человечество).

Дэвид Хьюбел и Торстен Визел зашили глаз котенку на период раннего развития, в результате чего область мозга, обычно ответственная за этот глаз, не развивалась, глаз котенка остался слепым и после того, как швы сняли. Оставшаяся «безработной» область мозга «переквалифицировалась» и стала обрабатывать информацию от второго, открытого глаза (Критические периоды бывают и у мозга).

Используй — или потеряешь: если мы прекращаем использовать какой-то навык, то область мозга, ответственная за него, не бездействует, а начинает обеспечивать другие, актуальные навыки (Конкуренция внутри мозга).

Карта мозга изменяется непрерывно. Карты основных частей тела изменяются каждые несколько недель (Свято место пусто не бывает).

У людей, родившихся со сросшимися пальцами, на карте мозга есть общая область для обоих пальцев. После разделения пальцев хирургическим путем в мозге появляются две карты — для каждого из пальцев отдельно.

Нейроны, которые активируются одновременно, объединяются; «одновременно» — в промежутке от тысячных до десятых долей секунды (Фактор времени).

В ходе опыта обезьяну обучали тонкому движению пальца. Наблюдения показали, что в начале изучения навыка соответствующая зона мозга расширяется. Спустя какое-то время количество нейронов, необходимых для выполнения действия, сокращается, благодаря тому, что повышается эффективность отдельных нейронов, т.е. увеличивается скорость активации нейронов и возрастает точность и сила передаваемых нейронами сигналов.

В формировании устойчивых пластических изменений важную роль играет внимание во время обучения. Автоматическое выполнение заданий тоже приводит к изменениям в мозге, но эти изменения быстро исчезают (Количество переходит в качество).

Для того чтобы, старея, сохранить двигательную кору мозга в хорошем состоянии, не достаточно повторять давно изученные движения, нужно осваивать новые навыки, такие, которые требуют сосредоточенного изучения (Как избежать маразма).

Психическая тренировка (воображение) помогает осваивать физический навык. Мысленная игра на пианино оказывает положительное влияние на развитие реального навыка игры на пианино (О пользе воображения).

Пластичность мозга приводит к ригидности и повторяемости. Сравнивая мозг со снежной горкой, можно сказать, что размер горы, наличие камней на ней и т.п. — это данность, как гены; съезжая с этой горы на санках мы можем управлять санями, но сам спуск будет обусловлен множеством факторов. Каждый новый спуск будет приблизительно похож на предыдущий, но все-таки отличным. Однако, если провести весь день, катаясь с этой горки, то появится колея, и скатиться с горы вне колеи будет уже сложно («Колея эта — только моя, выбирайтесь своей колеей»).

В пожилом возрасте работа мозга постепенно ухудшается, как и работа других органов, но процесс образования нейронов частично сохраняется. Физические упражнения обеспечивают мозг кислородом и способствуют производству и выделению нейронного фактора роста BDNF, необходимого для пластических изменений в мозге (Учиться, учиться и учиться).

Ещё по теме саморазвития:

Интервью с автором книги «Пластичность мозга»  — видео на английском и текстовый перевод отрывка на русский;

Способности: врожденная данность или результат работы над собой? — как отношение к природе способностей влияет на личные достижения человека. Выводы, к которым пришла профессора психологии Стэнфордского университета после многолетних исследований.

Жанна Лира, zhannalira.ru