Что такое дисфункция мозга

07 Дек 2014

Дисфункция мозга — это серьезное нарушение, имеющее нервно-психический характер возникновения. Если быть точнее – появляется она из-за слабого поражения центральной нервной системы.

Характер заболевания

Дисфункция мозга может быть обусловлена, на самом деле, разными факторами. Например:

  • Тяжело протекающая беременность;
  • Тяжелые роды;
  • Недостаток ухода в младенческий период;
  • Инфекция.

Надо сказать, что полную картину нарушений увидеть полностью (если нарушение минимально) невозможно, поскольку она очень разнообразна и с течением возраста меняется. Наиболее полно патология проявляет себя к тому времени, когда ребёнок должен идти в школу.

Изменения в организме

Дисфункция стволовых структур головного мозга зачастую отражается и на внешнем виде ребенка. Изменяются лицевые кости черепа, можно наблюдать неправильное формирование скелета ротовой полости, вероятно появление астении (мышцы языка), что приводит к нарушению речевого развития. Также может быть нарушен мышечный тонус, могут проявить себя патологические рефлексы. Если говорить про вегетативные реакции, то следует отметить вниманием повышенную потливость, иногда даже слюнотечение.

Детей, у которых проявляется минимальная дисфункция диэнцефальных структур головного мозга отличает небольшая расторможенность в движениях и гиперактивность. У них часто меняется настроение. Специалисты, часто работающие с такими детьми, отмечают то, что у них может проявляться моментальная вспыльчивость, агрессия, ярость, проявление злости. Но это уже психологические нарушения. К ним также следует отнести социальную незрелость – дети проявляют желание общаться с малышами, которые меньше их по возрасту. Нарушается и сон – он прерывистый, неглубокий, а в то время, когда заснуть, всё-таки, удаётся, дети могут иногда вскрикивать.

Более выраженные симптомы

То, что было перечислено выше – это ещё не всё, чем характерна минимальная мозговая дисфункция. Симптомы могут быть и более серьезными. Если ребёнок ходит в школу, то у него появляются проблемы с усваиванием материала – они неграмотно пишут, плохо запоминают. Нарушается и пространственная ориентация. Кстати, не был отмечен ещё один важный психологический фактор. Это дефицит внимания. Те дети, которым недостаточно его уделяют, слишком импульсивны, возбудимы. У них рассеяно внимание, они не могут концентрировать его на чем-либо. Это характерно для гиперактивных детей.

У гипоактивных симптомы несколько другие. Они вялые, заторможенные, их пространственная ориентация не совершенна, также можно наблюдать нарушения в речи. Надо сказать, что ММД проявляется и в подростковом возрасте. Ребенок проявляет желание употреблять алкоголь или наркотики, становится асоциален, слишком рано вступает в половые акты. Они рассеянны, их вегетативная нервная система неустойчива. Стоит также оговориться, что у большинства детей (порядка 70%) ММД протекает при минимальном вмешательстве медицинских препаратов.

Редкие случаи

Бывают даже такие дети, у которых ММД проявляется в неразвитости так называемых высших корковых функций. И сопровождается это необычными вещами. Например, они пишут зеркально, они не распознают стороны, путают право и лево, имеют кратковременную речевую память. И печально то, что лишь треть таких детей имеет положительный прогноз на развитие заболевания. Часты случаи, когда ММД сопровождается развитием энуреза.

Но это проявление обычно прекращается к пяти годам – если интенсивно заниматься лечением. Если же этого не произойдет, то появятся более серьезные последствия, и придётся вмешиваться специалистам другого профиля. В общем, ММД – это страшное заболевание, и если так случилось, что ребёнок им болен, то нужно незамедлительно приступать к его лечению.