Минимальная мозговая дисфункция. Лечим или «само пройдет»?

В последние десятилетия в зарубежной и отечественной литературе много пишут о синдроме легких органических нарушений в работе нервной системы у детей. Их еще называют минимальной мозговой дисфункцией (ММД).

Причины ММД связаны с неблагоприятными факторами, действовавшими на малыша во время беременности или в родах. Как относиться к этому явлению?

Это незначительные, не резко выраженные нарушения в строении и функционировании мозга ребенка. когда нет кровоизлияний, кист, но было поражение участков из-за гипоксии. Некоторые авторы предлагают обозначать эти состояния как гиперактивность или синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ), хронический мозговой синдром, легкая детская энцефалопатия и др. На самом деле за этими страшными диагнозами скрываются достаточно хорошо корректируемые особенности поведения и развития ребенка.

Причины минимальной мозговой дисфункции связаны с разнообразными повреждающими факторами, действовавшими на малыша во время беременности или в родах. Но чаще всего это гипоксия (недостаток кислорода в родах) плода.

Читайте также: Едем в деревню, к бабушке!

Клиническая картина

Данная проблема крайне разнообразно проявляется и изменяется с возрастом. Основные проявления минимальной мозговой дисфункции отмечаются уже в раннем детском возрасте и обычно уже внешне проявляются различными чертами внешности: деформацией формы черепа и лицевого скелета, расположением и формой ушных раковин, высоким нёбом, неправильным ростом зубов и др.

В раннем возрасте, у малышей первых лет, возможны так называемые вегетативные расстройства: повышенная потливость, мозаичность или мраморность кожных покровов, нестабильность пульса, неустойчивость функций желудочно-кишечного тракта (сколонность к чередованию запора и поноса), сердечно-сосудистой системы. Может отмечаться непостоянное косоглазие, недостаточность конвергенции, не резко выраженная слабость (паретичность) лицевой мускулатуры и мышц языка — малыш редко строит рожицы, его мимика бедна. Могут возникать элементы неправильной речи и звукопроизношения, нарушения речевого дыхания.

Многочисленны двигательные нарушения, они проявляются мышечной дистонией — неравномерным тонусом, асимметрией мышечного тонуса и сухожильных рефлексов, недостаточностью тонких дифференцировочных движений — у детей называют мелкой моторикой. Дети часто неловкие, неуклюжие. Особенно затруднена мелкая моторика. Дети с трудом завязывают шнурки, застегивают пуговицы. В дальнейшем возникают сложности в манипулировании ножницами, карандашом, а в последующем и ручкой. Дети с минимальной мозговой дисфункцией затрудняются при выполнении физических упражнений: прыжков, ходьбы по одной линии, при ловле мяча, езде на велосипеде. выполнении содружественных движений — поднять обе руки или одноименные руку и ногу. Часто отмечается недостаточная сформированность ведущей руки.

Поведение страдает….

Обращают на себя внимание особенности поведения. Большинство детей отличается повышенной моторной активностью: неусидчивы, легко отвлекаются различными раздражителями, не могут сосредоточиться на выполнении задания. Настроение неустойчивое и легко меняется от веселого до угнетенного. Отмечается повышенная утомляемость и истощаемость клеток коры головного мозга. Это приводит к снижению памяти и ограничению запаса общих понятий, что является одной из причин задержки психического развития.

Социальная незрелость детей проявляется в предпочтительности игры с детьми младшего возраста. Повышенная возбудимость, конфликтность этих детей затрудняет контакты с ровесниками в дошкольных учреждениях. Дети с трудом засыпают, часто просыпаются во сне, иногда страдают ночным недержанием мочи.

Какие проблемы могут быть

При поступлении детей с минимальной мозговой дисфункцией в школу на первый план выходят трудности, связанные с недостаточностью моторных функций — им трудно учиться писать, ограниченным запасом общих понятий, что приводит к затруднению в обучении чтению, письму, счету и пространственному восприятию. Возникающие у детей проблемы, связанные с учебой, вызывают вторичные невротические реакции — они нервничают, комплексуют, озлоблены.

Несмотря на то, что у детей нет выраженной неврологической симптоматики, наличие астено-невротического синдрома (утомляемость, проблемы поведения, неустойчивость настроения) должно вызывать беспокойство у педагога и врача.

Как лечить детей с минимальной мозговой дисфункцией? Такие дети должны находиться под наблюдением невропатолога, лечебные мероприятия должны проводиться систематически и проходить в нескольких направлениях (дегидратация, стимуляция, рассасывающая терапия, седативные сборы). Кроме лечебных мероприятий ребенок должен посещать занятия по лечебной физкультуре в целях совершенствования моторных функций. Важно взаимодействие между родителями, воспитателями и врачом для преодоления трудностей, связанных с поведением ребенка. Дети с минимальной мозговой дисфункцией нуждаются в спокойной и доброжелательной обстановке, ровном отношении в домашних условиях или в детском саду, физические наказания недопустимы. В школьном возрасте дети нуждаются во внимании и помощи со стороны родителей.

Алена Парецкая

MedPulse.Ru будут рады подружиться в социальных сетях: во "ВКонтакте" . "Одноклассниках" . Facebook . Мы рады новым друзьям