Психологические науки

В статье рассмотрена проблема влияния возраста на развитие профессиональных компетенций бухгалтеров. Проанализирована периодизация возрастов. Приводится дефиниция возраста. Обсуждаются способы сохранения психологических функций.

Похожие материалы

Профессия бухгалтера очень популярна в нашей стране. Огромный «пласт» населения каждый день осуществляет деятельность в экономической сфере любого предприятия: рассчитывает показатели, анализирует и контролирует их, составляет и предоставляет отчетность и т.д. Постоянно меняющиеся законодательство, движения кадров, происходящие в коллективе, в том числе смена руководителей, дела семейные и хозяйственные – всё это имеет место в жизнедеятельности каждого бухгалтера. Возраст тоже может составить проблему.

В современной России на многих предприятиях существуют негласные приказы руководителей не принимать на работу лиц старше сорока (а где-то и тридцати) лет. Считается, что в этом возрасте человек уже полностью сформировался, и ему сложно приспосабливаться на новом месте работы, проще взять молодого и «вырастить» из него специалиста.

Такие доводы руководителей вполне обоснованы, потому что большинство физических способностей человека достигает своего пика в подростковом возрасте или в ранней взрослости и выравнивается в ходе средней взрослости. Далее начинают появляться первые признаки угасания физической сферы. Например, в период среднего возраста наблюдается снижение физических возможностей, в первую очередь сенсомоторных навыков, а также особенностей внутреннего функционирования организма. Снижается вкусовая и обонятельная чувствительность, а также восприимчивость к боли, хотя эти изменения происходят постепенно и менее заметно, чем изменения зрительного и слухового анализаторов. Происходит увеличение времени реакции. Двигательные навыки могут ухудшаться, но, благодаря опыту, исполнение рабочих функций остается на прежнем уровне. По мере того, как человек становится старше, осваивать новые навыки ему становится все труднее.

Итак, возраст – это конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей [2].

Средний возраст бухгалтеров – от 20 до 60 лет и старше. Для того чтобы остаться на трудовом посту и комфортно чувствовать себя в изменяющихся жизненных условиях, необходимо знать особенности своего возраста, помнить, что возрастные изменения происходят у всех людей, и знать, как помочь себе самому.

До сих пор нет единого мнения по поводу определения границ возрастных категорий.

Эрик Эриксон выделяет молодость (20–25 лет) и взрослость (25–60 лет); Грэйс Крайг – раннюю взрослость (от 18–21 года до 40 лет) и среднюю взрослость (от 40 до – 60–65 лет), А.А. Реан – раннюю взрослость (от 20 лет до 40 лет) и среднюю взрослость (от 40 до – 60–65 лет).

Рассмотрим особенности каждой группы, используя возрастную периодизацию А.А. Реана.

В ранней взрослости (от 20 до 40 лет) развитие психических функций человека носит неравномерный гетерохронный характер (различная интенсивность развития органов).

Молодые люди в возрасте примерно до 30 лет, выбирают направление карьеры, изучают все возможности той или иной профессии, устраиваются на работу, приобретают необходимые знания и умения для этой работы, продвигаются в карьере, меняют место работы.

В личной жизни происходят такие процессы, как ухаживание, выбор супруга, планирование семейной жизни, заключение брака, рождение и воспитание детей, подготовка детей к школе, помощь детям в обучении, решение материальных вопросов в семье, ведение домашнего хозяйства и пр.

Для развития собственной личности человек продолжает общее образование, в том числе чтение, говорение, слушание, развивает религиозную веру, совершенствует умение принимать жизненно важные решения, развивает способности к самоанализу, развивает свою сущность и способности, осознает собственные ценности, учится понимать людей, выбирает и совершенствует свой имидж. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности и продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости.

В коллективной жизни люди среднего возраста изучают нужды, потребности и возможности, участвуют в общественной деятельности, изучают способы оказания влияния на других людей, развивают навыки лидерства, устанавливают отношения окружающими, организуют коллективные мероприятия. В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.

В плане мотивационной сферы можно отметить следующее: человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей и выбор профессионального пути. Именно эти события требуют от него принятия особенных решений. Таким образом, поддерживаются, расширяются или изменяются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются новые мотивы его поведения: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные убеждения. Единство первых двух мотивов определяет тенденцию долгосрочного сохранения благополучных брачных отношений.

Наиболее значимыми мотивами выбора профессии являются практические соображения, родительские установки, желание реализовать свои способности, интерес к профессии, ее престижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом.

В возрасте от 40 до 65 лет в профессии и карьере изучают более сложные и профессиональные навыки, переходят на руководящие должности или решают проблемы безработицы, планируют уход на пенсию.

Дома помогают подросткам в процессе взросления, подготавливают к уходу из семьи. Дети приспосабливаются к стареющим родителям. Для развития собственной личности производят поиск новых интересов, при этом отказываются от старых привычек, осознают свои изменения, развивают эмоциональную гибкость, приобретают умения справляться с кризисами, развивают реалистический взгляд на жизненную перспективу.

В свободное время происходит поиск новых менее активных занятий, расширение культурных интересов, приобретение новых навыков и организации отдыха, поиск новых друзей, вступление в новые организации, планирование развлечений, рассчитанных на двоих.

В стадии средней взрослости происходит приспособление к физическим изменениям и поиск компенсаций физической и психической ослабленности.

В коллективе работники несут больше социальной ответственности, принимая роль лидера в организациях, работают преимущественно на благо других, вовлекаются в политику, организуют мероприятия по улучшению местных условий.

Американский ученый А.Г. Маслоу создал иерархическую пирамиду внутренних человеческих потребностей, а также подчеркнул, что вышестоящая потребность не может быть удовлетворена без удовлетворения нижестоящей.

Все важнейшие потребности человека заключены в эту пирамиду и расположены по восходящей: от простейших – физиологических функций, – к более сложным – духовным. Высшей потребностью человека является потребность в самоактуализации, которую А.Г. Маслоу понимает как выявление потенциальных возможностей, что является общечеловеческой и личностной сущностью.

Таким образом, в ранней взрослости люди могут быть нацелены пройти только три нижние ступени пирамиды А.Г. Маслоу. А в возрасте от сорока и старше – подняться до наивысшего пьедестала.

Хотя потребности человека в уважении и признании, а также в самовыражении (самоактуализации) не являются жизненно необходимыми, бухгалтер любого профессионального уровня может стремиться их достичь, при этом не утратить уже приобретенных и развитых психических функций.

Рецептом «вечной молодости» может стать непрерывное образование, то есть «последующее образование» – развитие полученных и приобретенных новых знаний, навыков, умений; углубление и укрепление мировоззренческих, ценностных ориентаций, раскрытие всех способностей человека в изменяющихся социально-экономических условиях [1, с. 50].

Известный ученый и деятель ЮНЕСКО, занимавшийся проблемами непрерывного образования, Р.Г. Даве считает, что «…непрерывное образование – это процесс личного, социального и профессионального развития индивида на протяжении его жизни, осуществляемый в целях совершенствования качества жизни, как индивидов, так и общин. Это всеобъемлющая и объединяющая идея, включающая формальное, внеформальное и неформальное обучение, осуществляемое целью приобретения и совершенствования просвещения, а так же достижения как можно более полного развития различных сторон жизни на разных её ступенях. Она связана как с развитием личности, так и с социальным прогрессом» [3, с. 50].

Компетенции бухгалтера, такие как стрессоустойчивость, внимательность, рефлексия, творческость, самоотношение, гибкость и т.д. можно совершенствовать в любом возрасте. Посредством индивидуальной работы или групповых тренингов, деловых игр, при которых имитируются реальные условия, отрабатываются конкретные специфические операции, моделируется соответствующий рабочий процесс, или ролевых игр, в которых разыгрывание участниками группы ситуаций с заранее распределенными ролями поможет овладеть или усовершенствовать уже имеющиеся определенные компетенции. И это тоже является обучением.

Классик писал: «Любви все возрасты покорны» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»). Современники говорят: «Обучению все возрасты покорны», «учиться необходимо, чтобы существовать. То есть,… само бытие человека должно быть неразрывно связано с обучением. Только тогда человек в состоянии стать подлинным и целостным человеком» [4].

Список литературы

  1. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. М. ПЕР СЭ, 2007. – 272 с.
  2. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М. МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  3. Dave R.H. Fouundations of Education: Some Methodological Aspects // Fouundations of Education. Hambourg, 1976. P. 34.
  4. Apprendre a etre. Paris: Unesco, 1972. P.XXXV.