ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПАМЯТИ ВЗРОСЛЫХ

В комплексном исследовании возрастных изменений психофизиологических функций мы изучали особенности памяти как мнемической функции у взрослых 41–55 лет. Теоретической основой исследования явились положения Л.С.Выготского и Б.Г.Ананьева о структурно-целостном характере развития психики, а также непосредственной связи (Б.Г.Ананьев) возрастных изменений психики с изменениями психофизиологических функций. Возрастные особенности памяти исследовались по 15 методикам на 300 испытуемых (150 мужчин и 150 женщин). Выявлялись изменения основных характеристик мнемической функции – вербальное и образное запоминание как долговременное, так и кратковременное, непроизвольное запечатление слов и образов, а также долговременное и кратковременное сохранение. Результаты исследования показали, что наибольшая динамика с тенденцией снижения в 45–50 лет заметна в произвольном запоминании слов по смежности.

Близки к этим изменениям и запоминание бессмысленных слогов, меньшие испытывает вербальное запоминание слов, связанных по смыслу. Однако и здесь заметно неравномерное снижение в 50–55 лет. Наименьшие изменения с возрастом происходят в произвольном образном запоминании и узнавании, которые с 41 до 53 лет сохраняют довольно высокий уровень и лишь в 54–55 лет заметно некоторое их снижение. Объем кратковременной вербальной памяти на слоги и слова заметно снижается в 41 год и еще сильнее в 45–55 лет.

Что касается сохранения, то наибольшие изменения с возрастом видны в ухудшении долговременного вербального сохранения, особенно с 45 лет. Образное же сохранение отличается незначительным снижением и более высоким уровнем на протяжении всего периода 41–55 лет. Непроизвольное запечатление слов незначительно изменяется в 41–49 лет, и более заметно его снижение с 50 до 55 лет. Почти не изменяется непроизвольное образное запечатление с 41 до 48 лет и находится на довольно высоком уровне. В 49–50 лет заметно его снижение, которое сменяется то подъемом, то спадом вплоть до 55 лет.

Возрастные изменения мнемической функции в целом рассматриваются по комплексу ее 15 признаков, переведенных в общую уровневую оценку памяти у каждого испытуемого.

Это позволило выделить более интегративные возрастные изменения памяти в целом.

В результате сопоставления среднеарифметических уровневых оценок памяти выделилось 3 периода развития. Первый период с 41 до 44 лет характеризуется более высоким развитием памяти, чем в последующих возрастах. В то же время в этот период уровень памяти ниже, чем в предшествующий период. Однако по сравнению с 36–40-летними взрослыми снижение памяти еще не достигает уровня статистической значимости, поэтому период 41–44 лет может быть объединен с предшествующим ему периодом 36–40 лет и характеризуется как особый макропериод развития памяти с 36 до 44 лет.

Второй период развития памяти объединяет взрослых 45–50 лет. В этот период отмечается статистически значимое снижение (t = 6,1) памяти по сравнению с 41–44-летними. Третий период развития памяти охватывает возраст 51–55 лет. По отношению к 45–50 годам снижение уровня памяти не достигает статистической значимости, в связи с чем эти два периода можно объединить в один макропериод 45–55 лет.

На возрастные изменения функции памяти оказывают влияние социальные факторы, в частности, уровень образования, активная познавательная деятельность и профессиональный, а также жизненный опыт. Положительное их влияние выразилось в более длительном сохранении высокого уровня памяти у лиц с более высоким уровнем образования и активной интеллектуальной деятельностью. В то же время в период 41–55 лет у взрослых отмечается усиление индивидуальных различий памяти, обусловленные индивидуальными и социальными условиями жизнедеятельности взрослых людей. Отмечая ослабление мнемической функции у взрослых 41–55 лет необходимо подчеркнуть сохранение у них потенциала обучаемости и самообразования. При этом у 41–44-летних этот потенциал выше, чем у 45–50- и 51–55-летних и больше сходен с потенциалом обучаемости взрослых 36–40-летних. В то же время отметим, что более высокий потенциал обучаемости отмечается как у лиц с более высоким образованием, так и у взрослых, имеющих самый различный уровень образования, но сохраняющих постоянную активную интеллектуальную и познавательную деятельность.