Аннотация

Целью настоящего исследования явилось изучение возрастных изменений соматотипов мальчиков и девочек школьного возраста. Соматотип характеризовали с помощью трех компонент: эндоморфии, отражающей упитанность, мезоморфии, оценивающей костно-мышечное развитие, и эктоморфии, отмечающей линейность телосложения. Было показано, что изменчивость уменьшается с возрастом как по частоте, так и по размаху. Выделяются критические периоды. когда значительно увеличивается число заметных изменений соматотипа. для детей обоего пола период 9-10 лет и в пубертатный период для девочек 13-14 лет, для мальчиков 14-15 лет. Перестройки типов телосложения обратимы и происходят, как правило, в определенных зонах с использованием стандартных каналов. У лептосомных детей можно выделить возможность перестроек в канале А-АТ-Т, а также Т-ТМ. У эурисомных детей наиболее употребим обратный канал МТ-М-МД и ДМ-Д. По каналу МТ-М-МД возможен «шунт» между группами лептосомов и эурисомов.

Abstract 2010 year, VAK speciality — 03.00.00, author — Tambovtseva R. V.

Похожие темы

Текст

научной работы на тему "ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ТИПОВ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ". Научная статья по специальности "Возрастная физиология"

ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ТИПОВ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Р.В.Тамбовцева1

Институт возрастной физиологии РАО, Москва

Целью настоящего исследования явилось изучение возрастных изменений соматотипов мальчиков и девочек школьного возраста. Соматотип характеризовали с помощью трех компонент: эндоморфии, отражающей упитанность, мезо-морфии, оценивающей костно-мышечное развитие, и эктоморфии, отмечающей линейность телосложения. Было показано, что изменчивость уменьшается с возрастом как по частоте, так и по размаху. Выделяются критические периоды, когда значительно увеличивается число заметных изменений соматотипа: для детей обоего пола период - 9-10 лет и в пубертатный период - для девочек 13-14 лет, для мальчиков 14-15 лет. Перестройки типов телосложения обратимы и происходят, как правило, в определенных зонах с использованием стандартных каналов. У лептосомных детей можно выделить возможность перестроек в канале А-АТ-Т, а также Т-ТМ. У эурисомных детей наиболее употребим обратный канал - МТ-М-МД и ДМ-Д. По каналу МТ-М-МД возможен «шунт» между группами лептосомов и эурисомов.

Ключевые слова: соматотип, типологическая устойчивость, пубертатный период, изменчивость, лептосомы, эурисомы.

The purpose of the present research was studying of age changes Somatotips boys and girls of school age. Somatotipe characterised by means of three component: endomorphine, reflecting fatness, the mesomorphine, estimating kostno-muscular development, and ekto-morphine, marking linearity of a constitution. It has been shown that variability decreases with the years both on frequency, and on scope. The critical periods when the number of appreciable changes somatotipe considerably increases are allocated: for children of both sexes the period - 9-10 years and in pubertat the period - for girls of 13-14 years, for boys of 14-15 years. Reorganisations of types of a constitution are reversible and occur, as a rule, in certain zones to use of standard channels. At leptosomes children it is possible to allocate possibility of reorganisations in the channel A-A, and also T-TM. At eurisomes children most we will use the return channel - MT-M-MD and DM-D. On the MT-M-MD channel «shunt» between groups and eurisomes is possible.

Keywords: somatotips, typological stability, pubertat the period, variability, leptosom, eurisom.

Конституциональная принадлежность - одна из наиболее интегративных антропологических характеристик человеческого организма [1,2,3]. Соматотип, как внешнее, морфологическое отражение конституции человека, это неоценимый прогностический комплекс признаков, позволяющий предугадать заранее многие

Контакты: 1 Тамбовцева Р.В. E-mail:Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

-92 -

особенности онтогенеза и реакции организма на внешние воздействия. Однако, чтобы выполнить такого рода прогностическую задачу в процессе роста и развития, он должен быть достаточно стабилен и в значительной степени генетически обусловлен. Для оценки стабильности соматотипа наиболее пригоден метод лонгитуди-нального (продольного) исследования, крайне трудоемкий в реализации [3].

Целью настоящего исследования явилось изучение возрастных изменений соматотипов мальчиков и девочек школьного возраста в лонгитудинальном исследовании.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования проводили на мальчиках и девочках школы №710 г. Москвы. Соматотипы детей оценивали по методикам Штефко-Островского [4] и Хит-Картера [5]. В последнем случае соматотип характеризовался с помощью трех компонент: эндоморфии, отражающей упитанность, мезоморфии, оценивающей костномышечное развитие, и эктоморфии, отмечающей линейность телосложения.

Обработка результатов осуществлялась средствами Ехе1 и 6.0.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Методом кластерного анализа матрицы данных, построенной по 23 морфологическим показателям, в каждой возрастно-половой группе было выделено 4 крупных кластера, которые были отождествлены с 4 основными соматотипами схемы Штефко, основываясь на средних значениях ведущих параметров в каждом кластере. При проведении типологизации обследованных по численным характеристикам типообразующих переменных для оценки степени разнесенности и компактности выделенных соматотипических групп был использован метод визуализации данных, то есть проецирования множества точек из пространства антропометрических признаков на плоскость главных компонент [6]. Характеристика свойств кластерной структуры свидетельствует о наличии непересекаю-щихся кластеров и отражает достаточно высокий уровень разделимости типов.

Как показывают результаты, при лонгитудинальных исследованиях в возрастном интервале от 7 до 17 лет у большинства детей оценки телосложения не остаются постоянными. Выделяются лишь небольшие устойчивые группы, переход между которыми остается практически невозможен. Можно выделить лептосом-ную группу, состоящую из детей торакального (Т), астеноидного (А), астено-торакального (АТ), торакально-мышечного (ТМ) телосложения. Эурисомная группа включает детей мышечного (М), дигестивного (Д), мышечно-дигестив-ного (МД) и дигестивно-мышечного (ДМ) телосложения.

Возможность таких переходов определяется еще и типологической устойчивостью, оцениваемой по отношению общего числа исследований в данной группе к числу детей, у которых выявляется изменение типа телосложения. Оказалось, что у девочек возникший вариант типа телосложения в 2 раза более устойчив по сравнению с мальчиками.

Возникает, соответственно, вопрос о различиях типологической устойчивости в зависимости от возраста и типа телосложения. Знание этих закономерностей

дает возможность подхода к прогнозированию динамики индивидуального развития.

Соотношение основных типов телосложения у мальчиков и девочек в зависимости от возраста приведены в таблице 1. При этом в графе Т (торакальный) приведены и смешанные варианты типа АТ (астено-торакальный) и МТ (торакально-мышечный), а в графе М (мышечный) - МД (мышечно-дигестивный) и ДМ (дигестивно-мышечный).

Таблица 1

Соотношение основных типов телосложения у мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 17 лет

ТИП ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

Возр. лет А Т М Д Возр. лет А Т М Д

МАЛЬЧИКИ (%) ДЕВОЧКИ (%)

7 15,5 48,8 32,1 3,7 7 17,5 47,4 21,1 14,0

8 17,0 46,0 28,9 8,1 8 22,0 50,8 13,6 13,6

9 16,7 39,6 37,5 6,2 9 16,4 49,2 16,4 19,0

10 12,0 46,0 34,0 8,0 10 17,4 52,2 17,4 13,0

11 9,8 51,0 34,2 4,2 11 27,9 48,8 16,3 7,0

12 12,8 53,8 23,1 10,0 12 20,8 43,8 25,0 10,4

13 18,6 43,8 31,3 6,3 13 31,6 52,6 10,5 5,3

14 18,5 40,8 29,6 11,1 14 15,8 57,9 21,1 5,3

15 19,1 40,9 30,9 9,1 15 14,3 50,0 28,6 7,1

16 16,6 50 25 8,3 16 15,0 55,0 25,0 5,0

17 22,5 44,4 23,1 10,2 17 12,9 59,0 24,4 3,7

-е-

Приведенные в таблице материалы показывают, что в исследуемом возрастном интервале оценки типа телосложения с возрастом не остаются на одном уровне. Например, у мальчиков в 9-летнем возрасте оказывается явно сниженной доля обследуемых, отнесенных к торакальной группе, и при этом увеличивается процент детей с признаками мышечного телосложения. В то же время в возрасте 11-12 лет наблюдается увеличение доли мальчиков торакального типа. Еще одна волна роста относительного количества обследуемых мышечного типа выявляется в 15 лет. Необходимо подчеркнуть, что все эти перестройки происходят главным образом за счет обследованных со смешанными типами строения тела (АТ, ТМ, МТ, МД, ДМ). В то же время выявляется доля лиц, у которых с 7-летнего возраста и до 17 лет принципиальные особенности строения тела не меняются.

У девочек сдвиг доли обследуемых в сторону увеличения относительного количества мышечного типа наблюдается раньше (в возрасте 7-9 лет), но в

возрасте 13-17 лет преобладают девушки с проявлением А, Т и АТ типов телосложения.

В таблице 2 приведены результаты оценки устойчивости типов телосложения у групп обследованных, у которых встречается более или менее постоянный тип организации (2/3 всех оценок) в течение всего периода наблюдения.

Таблица 2

Изменчивость основных типов телосложения школьников за весь период наблюдения от 7 до 17 лет

Преобладающий тип телосложения А Т+АТ М+ТМ МД+Д

Доля детей с изменениями телосложения 17 35 62 47

Как показывают результаты, меньше всего изменяется тип телосложения детей, признанных (по преобладающему числу определений) астеноидными. Вероятность изменений типа (чаще всего переходов А-АТ) равна 17%. Это подтверждает имеющееся в литературе мнение, что наиболее устойчивыми в ходе онтогенетического развития являются дети астеноидного типа телосложения [7]. Отмечается 100% устойчивость астеноидного соматотипа в допубертатный период. На втором месте стоит дигестивный тип, который более устойчив у девочек. Размах изменчивости мышечного и торакального типов ограничивается только соседними типами, но доля детей, сохранивших эти типы в течение 4-х лет, значительно меньше, чем астеноидного и дигестивного. Наиболее изменчив мышечный тип у мальчиков.

Во втором детстве влияние смены соматотипа на приросты имеет половые различия. У мальчиков продольные размеры быстрее увеличиваются при ослаблении типа, поперечные - при усилении типа. Рост мягких тканей (обхваты и жировые складки) более интенсивен при стабильном типе; то же наблюдается и в толщине эпифизов на нижних конечностях. У девочек, в основном, наблюдается следующая зависимость приростов от смены соматотипа: при усилении типа приросты массы тела, большинства обхватов, толщины жировых складок и эпифизов больше, чем при стабильном типе или его ослаблении.

В становлении соматотипа в период от 10 до 14 лет наблюдаются сходные тенденции между мальчиками и девочками: доля изменившихся соматотипов у мальчиков снижается до 35,7%, у девочек - до 25%. При этом размах изменчивости суживается еще сильнее - в большинстве случаев он составляет даже менее одного типа, например, из мышечного в торакально-мышечный или из мышечно-диге-стивного - в дигестивный.

Таким образом, изменчивость соматотипа с возрастом уменьшается как по частоте, так и по размаху. При этом выделяются критические периоды, когда значительно увеличивается число заметных изменений соматотипа: для детей обоего пола период - 9-10 лет и в пубертатный период - для девочек 13-14 лет,

а для мальчиков 14-15 лет. С переходом из препубертатного в пубертатный период происходит переориентация в избирательной стабильности соматоти-пов - астеноидный соматотип из самого стабильного становится самым изменчивым. Возможно, пубертатный период является для данного типа конституции критическим периодом его становления. Между тем, в период от 14 к 17 годам устойчивость астеноидного типа у девочек восстанавливается, однако у мальчиков в период от 15 к 16 годам часть подростков уходит в торакальный тип, а другая часть в мышечный, проявляя тем самым нестабильность. Устойчивость асте-ноидного типа сложения проявляется у мальчиков только от 16 к 17 годам.

Полагаем, что возрастная изменчивость типов телосложения проявляется в связи с известной гетерохронностью развития, которая определяет неравномерность темпов роста туловища и конечностей, развития скелетной мускулатуры, выраженность признаков эндоморфии. При этом оказывается, что соматотипы, складывающиеся к 6-7-летнему возрасту, проявляют в дальнейшем различную степень устойчивости. Так, у всей группы астеников возможность изменения соматотипа за 11 лет наблюдения в среднем составляет 1,7 раза. У мальчиков торакального телосложения среднее число таких перестроек составляет 3,5 раза, у детей мышечного и торакально-мышечного телосложения за это же время сома-тотип перестраивается в среднем 6,2 раза. Все это дает основание предполагать, что стабильность или выраженная неустойчивость, жесткость или лабильность онтогенеза определяется базисными конституциональными особенностями данного ребенка. При этом создается впечатление, что дети с наиболее лабильными процессами роста и развития обладают также более выраженной адаптивностью, и именно они являются выразителями современных тенденций онтогенеза человека, определяющих возможность проявления акселерации и астенизации.

Группа - (М+ТМ) является наиболее изменчивой - более 60% всех изменений типа телосложения. Доля этой группы в ходе развития меняется от 4 до 15%. При этом в 16-17 лет снижается число учащихся чисто мышечного телосложения. В другой (эурисомной) группе выявляется до 4% испытуемых, поддерживающих в течение всего срока наблюдений дигестивное (Д) телосложение, но значительно чаще (до 10% случаев) выявляется смешанный дигестивно-мышечный (ДМ) тип. Причем в различные периоды жизни обследуемых оценки многократно меняются от МД-ДМ-Д и обратно. Увеличение доли МД типа у мальчиков часто связано с ростом мышечной массы, причем наиболее интенсивный рост мышечной массы приходится на 14-16 лет.

Таким образом, в группе детей, у которых фиксируются типы телосложения в ходе индивидуального развития, в школьном возрасте можно выделить стабильную группу с относительно редкими изменениями основных характеристик строения тела. Это, в первую очередь, дети астеноидного типа телосложения, у которых вероятность изменения типа телосложения в течение последнего году обучения в школе составляет около 17%, причем значительная часть таких детей основные принципы строения тела практически не меняют и весь школьный период остаются в этой группе. Однако критическим периодом для ребят асте-ноидного типа сложения является пубертатный период, когда происходит изме-

нение телосложения и переход его чаще всего в торакальный тип. Большая изменчивость у детей торакального типа сложения - 35%, максимально неустойчивые дети с дигестивным и мышечным типом телосложения - 47 и 62% соответственно. В дигестивной зоне только у 2-3% детей проявляется устойчивость телосложения, а у большинства детей особенности морфологической организации за время обучения в школе неоднократно меняются. Перестройки вполне обратимы и происходят, как правило, в определенных зонах с использованием стандартных каналов. У лептосомных детей можно выделить возможность перестроек в канале А-АТ-Т, а также Т-ТМ. У эурисомных детей наиболее употребим обратимый канал - МТ-М-МД и ДМ-Д. По каналу МТ-М-МД возможен «шунт» между группами лептосомов и эурисомов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Движущей силой всех изменений типов телосложения, как правило, являются многочисленные нейро-гормональные перестройки в ходе развития функциональных систем и связанные с ними морфологические изменения. Проявляющиеся в силу особенностей онтогенеза этих систем гетерохронность развития приводит к соответствующим морфологическим изменениям динамики роста различных тканей с соответствующими морфологическими изменениями тела.

Определенное влияние на возрастные изменения телосложения могут оказать перемена темпов роста массы и длины тела, массы скелетных мышц, различных компонентов тела: костного, мышечного и жирового.

-ф- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ -ф-

1. Никитюк Б.А. Интеграция знаний в науке о человеке//М. Спортакадем-пресс.2000. 440с.

2. Панасюк Т.В. Изучение в близнецовых исследованиях хронологии действия генов // Соотношение биологического и социального в развитии человека.

М.1974. С.106-109.

3. Корниенко И.А. Панасюк Т.В. Тамбовцева Р.В. Становление индивидуальных показателей соматотипа и особенностей конституциональной организации у мальчиков 7-12 лет // Морфология. 1997. №6. С.78-81.

4. Штефко В.Г. Островский А.Д. Схемы клинической диагностики конституциональных типов // М.-Л. Биомедгиз. 1929. 79с.

5. Carter J.E.L. The Heath-Carter somatotype method // San diego State Univ.

1980. 400s.

6. Изаак С.И.Применение теории размытых множеств для определения индивидуально-типологических особенностей человека // Новые методы исследования в физической культуре и детско-юношеском спорте. Смоленск: ИКА. 1999.

С.9-14.

7. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы и его оценка //

Вестник РАМН. 2003. №8. С.15-23.