Материал из Гипермаркет знаний

§ 3. Возрастные изменения человека

Вce человечество можно уподобить сложному организму. а людей его мельчайшим составным частям, клеткам. У такого организма 6 млрд. клеток. А сколько настоящих клеток у отдельного человека?

Клетки — живые кирпичики нашего организма. Они дышат, питаются, растут и делятся. Благодаря делению увеличивается их количество и вес организма. На пятый день маленький организм состоит уже из 128 клеток, к моменту рождения их бyдет 800 млрд. а в расцвете зрелости, от 20 до 30 лет, — около 50 000 млрд.). В организме человека примерно 200 разновидностей клеток. Одни образуют мышцы, другие — кости, третьи — нервную систему.

Ученые доказали, что у наших клеток способности к размножению очень ограниченные. Вначале стареют клетки, а затем, как следствие этого, стареет человеческий организм.

Так что возрастные изменения в человеке начинаются с отдельных клеток. Причем старение проявляется не только у людей, а также у домашних или обитающих в зоопарках животных, которых мы взяли под свою защиту. У диких животных старение очень кратковременно, так как они быстро становятся жертвой болезней и хищников. Редко когда дикие животные доживают до старости. Как только их организм начинает стареть, у них моментально угасает скорость бега или способность к прыжкам. Такие особи становятся жертвами хищников. Как древние воины, они гибнут не от старости, а от полученных ран.

Физическое развитие человека проходит по своим законам, как и у любого живого существа. С возрастом меняется с способность к ощущению, обонянию, зрению, мышлению.

С самых первых мгновений жизни у человека начинают paзвиваться чувства и физическая сила и достигает человек своего расцвета к 20- 30 годам. Известно, что мозг новорожденного ребенка весит в 5 раз меньше, чем мозг взрослого человека. Его развитие завершается к 6-летнему возрасту, однако зрелости он достигает лишь к 9—10 классу.

Сила ребенка удваивается за период с 3 до 11 лет. Спортивные достижения мальчиков растут с 5 до 17 лет. В детстве физическая активность мальчиков и девочек почти одинакова.

Изменение некоторых показателей физического развития человека с рождения до зрелого возраста. До начала седьмого десятка лет снижение сенсорных и психомоторных способностей в среднем не превышает 10%.

Известный американский психолог А. Гезелл считает: как 11-летиие, так и 15-летние подростки мятежны и неуживчивы, в то время как 12-летние и 16-летние довольно уравновешенны. Начало зрелости, приходящееся на промежуток между 20-м и 30-м годами жизни, характеризуется наивысшим уровнем таких показателей, как мышечная сила, быстрота реакции, ловкость и выносливость.

Первая половина — это период накопления жизненных сил и энергии, вторая — период ее потребления. Мы знаем, что скелет человека заканчивает формироваться в 18—20 лет. Именно столько природа отпустила жить первобытным людям. Оставшиеся годы, если принять продолжительность жизни в среднем в 75 лет, человек как бы использует свои природные недра. Некоторые делают это и вовсе хищнически, чрезмерно потребляя алкоголь и наркотики. подвергая себя нервным стрессам и физическим травмам, плохо или нерационально питаясь.

Первая треть человеческой жизни — накопление жизненной энергии. вторая треть - сохранение баланса энергии, последняя треть - ее ослабление. Две трети своей жизни человек потребляет то, что накопил в течение одной трети жизни.

Если посмотреть на процессы старения, происходящие в организме человека, то станет ясно, что после 30 лет деятельность всех eго органов и систем начинает медленно, но неуклонно ослабевать. Таким образом, до 18—20 лет человек накапливает жизненную энергию, с 20 до 30 лет функциональные способности человека продолжают оставаться высокими и лишь после 30 начинают медленно, но неуклонно снижаться. Профессиональные футболисты, хоккеисты и баскетболисты уходят из большого спорта после 30 лет, когда человек достигает пика мастерства, но его способности явно ухудшаются.

Возрасты человеческой жизни — как звенья в золотой цепочке. Но выньте одно или два звена из цепочки, и мало что изменится. Просто она станет чуть короче. Но сущность ее не изменилась. Совсем иначе происходит в нашей жизни. Каждый возраст по-своему уникален и незаменим. Он решает свои задачи, те, что не способен выполнить другой, пусть и более зрелый, сложный, развитой.

В младенчестве и приблизительно до 15 лет у человека нет каких-либо точных целей. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.

Период с 15 до 20 лет соответствует отрочеству и юности. На этой стадии человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни.

Следующая, третья, фаза длится с 25 до 40—45 лет и соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период жизни. Для него характерна постановка четких целей. В это время добиваются успехов в выбранной профессии. принимаются решения, связанные с созданием и укреплением собственной семьи и рождением детей.

Четвертая стадия продолжается с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей жизни и своим свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом своего профессионального положения, физического состояния и семейной жизни.

Завершающая, пятая, фаза начинается в преклонном возрасте - в 65—70 лет. B этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время, спокойно проживая последние годы жизни.

Задание

Укажите, в каком возрасте вас посетили следующие ощущения или произошли следующие события:

начали самостоятельно определять, как и что вам надевать.

Укажите, как долго длились следующие процессы:

мама одевала вас.

мама не одевала, по решала в основном она, что надо надевать.

Таким образом, расположенная во времени цепочка человеческой жизни складывается не из отдельных звенев, а из последовательных стадий. Нельзя перескочить через одну из них и сразу оказаться на следующей.

А в жизни общества происходит разве не так? Каждое общество, будь то американское, российское или французское. должно пройти в своем развитии стадии младенчества, юности, зрелости и старости. В младенчестве оно всему еще только учится, перенимает научные и технические достижения у других стран. В юности оно пытается создать что-то свое, немного экспериментирует, переходит от одной крайности к другой. Часто оно подражает чужой моде, стараясь вести себя не так, как это следует из собственной природы, а так, как это модно за рубежом.

Проверьте свои знания

1. Какие периоды жизни проходит человек? В чем особенности каждого периода?

2. Подумайте, чем вам нравится, а чем не нравится ваш возраст.

3. Согласнь ли вы с утверждением, что «каждый возраст хорош по-своему»?

4. В одной фантастической повести 10-летний мальчик по волшебству был превращен во взрослого человека. Как вы думаете, с какими трудностями ему пришлось столкнуться и почему?

5. Объясните значение слов: детство, юность, зрелость, старость, подросток.

6. Подумайте, почему в древние времена передача опыта от старшего поколения к младшему играла большую роль, чем сейчас.

Кравченко А.И. Обществознание. учебник для 5 класс / А.И.Кравченко. - 9-е изд. - М. ООО "Русское слово - учебник", 2011. - 112 с.