В прокат выходит «Любовь по рецепту и без» и еще десять фильмов про людей и препараты

Владимир Лященко

В прокат вышла комедия «Любовь по рецепту и без» — история о несчастном аптекаре с Сэмом Рокуэллом и Оливией Уайлд. «Газета.Ru» вспоминает другие десять фильмов, в которых прописываемые докторами препараты меняли жизнь героев, чаще всего к худшему.

В прокат вышла комедия «Любовь по рецепту и без», в которой несчастный на всех фронтах аптекарь меняет свою жизнь к лучшему, подсев на содержимое собственных полок. В финале выясняется, что лучше жить, не переступая черту, но по пути к счастью без наркотиков герой Сэма Роквелла открывает для себя радость допинговых побед и яркий секс с чужой женой (Оливия Уайлд) и едва не становится убийцей. «Газета.Ru» вспоминает другие десять фильмов, в которых прописываемые докторами препараты меняли жизнь героев.

Идеальный триллер, в котором пациентка (Руни Мара) оборачивает против доктора (Джуд Лоу) склонность к экспериментам с прописываемыми лекарствами. Это не единственное и не главное достоинства фильма, но Содерберг выстраивает наглядную схему всепоглощающего зла, коррупции души: докторам нужна прибавка к зарплате, фармакологическим концернам — позитивные заключения об их новых препаратах. В результате врачи подписывают контракты с концернами, вовлекают пациентов в тестирование новых антидепрессантов и поступаются интересами тех, кого лечат, когда эти интересы вступают в конфликт с интересами концернов и самих докторов. Отличная иллюстрация того, как этические вопросы сами становятся побочным эффектом.

Экранизация автобиографии журналистки Элизабет Вурцель о том, как антидепрессант прозак помог ей выбраться из болезни и упорядочить жизнь, но не сделал счастливой — зато заставил сомневаться в том, что она остается собой, когда принимает лекарства. Фильм был не слишком радушно принят критиками, которые заявили, что сложно сопереживать эксплуатирующей свой печальный образ студентке Гарварда (ее сыграла Кристина Риччи), а студия Miramax положила «Нацию прозака» на полку и выпустила только в 2005 году. Но то, за что картину ругают, и есть ее сильная сторона: всем было бы легче, если бы авторы осудили поведение героини или нарисовали портрет человека, чьи жизненные перипетии вызывают сочувствие. А дело в том, что депрессия — это не следствие страданий и несчастья, а их причина.

Грустная романтическая комедия о встрече двух людей с психологическими проблемами. Десять лет назад звезда комедийного сериала «Клиника» Зак Брафф снял драму о тридцати-с-чем-то-летнем парне (сам его и сыграл), которого с детства пичкали таблетками, чтобы вырос «нормальным»: теперь он ничего не хочет и не знает, что делать с жизнью, плюс голова постоянно болит. Перед кабинетом очередного психотерапевта (первым был собственный отец) герой знакомится с симпатичной девушкой (Натали Портман), которая постоянно врет, сама не знает зачем. Новый доктор рекомендует отказаться от прописанных отцом препаратов, а знакомство меняет жизнь обоих пациентов.

Возможно, самое популярное кино о том, как наркотики губят людей, которое включает в себя сцену охоты холодильника за несчастной женщиной. Пока молодые герои фильма (Джаред Лето, Дженнифер Коннелли и Марлон Уэйанс) уходят на дно под влиянием героина, мать одного из них (Эллен Берстин) мечтает попасть в телешоу (телевидение — это тоже наркотик) и становится жертвой амфетаминов, прописанных ей в качестве элемента диеты для похудания. Галлюцинации старой женщины и ее погружение в делирий образуют самую эффектную линию картины.

Экранизация одной из книг Оливера Сакса, автора «Человека, который принял жену за шляпу». Нейропсихолог Сакс написал несколько книг по мотивам собственной лечебной практики, в «Пробуждении» (Awakenings) он описывает применение нового препарата леводопы (L-Dopa) для лечения последствий летаргического энцефалита. Пережившие эпидемию этого заболевания в 1917–1928 годах пациенты долгие годы находились в кататоническом состоянии, пока Сакс не попробовал вернуть их к жизни средством, разработанным для лечения болезни Паркинсона. Основанного на Саксе персонажа сыграл Робин Уильямс, а его пациента — Роберт Де Ниро. Этот фильм о проблемах подбора ключей к угасшему сознанию рекомендуют к показу студентам-фармакологам.

Экранизация романа Станислава Лема про общество, погруженное в коллективный делирий. Главный герой книги Ион Тихий терялся между реальностью и галлюцинацией, которую провоцировали распыляемые правительством препараты. Фольман лишь отчасти следует за первоисточником и меняет героя на играющую саму себя актрису Робин Райт. Но препараты остаются на месте: в фильме они погружают людей в мультипликационную реальность, где каждый может легально приобрести в виде раствора и употребить внутрь образ популярного персонажа.

Антиутопия, в которой на контролирующие настроение медикаменты подсажен весь мир. Общество, в котором при помощи медикаментов управляют народами, описывали не раз. Например, в романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» одним из внушаемых слоганов было подобие рекламы антидепрессанта: «Сомы грамм — и нету драм!» В фильме Виммера, который заимствует сюжетные ходы из множества антиутопий, все жители города-государства Либрия обязаны принимать препарат прозиум, подавляющий эмоции. Книги и прочие произведения искусства также запрещены, поскольку, напротив, бередят души.

Еще одна романтическая комедия о людях с душевными расстройствами. Прервав курс полупринудительного лечения, бывший школьный учитель Пэт (Брэдли Купер) возвращается в родительский дом и убеждает себя в том, что может справиться с биполярным аффективным расстройством (бывший маникально-депрессивный психоз) без прописанных ему таблеток. При этом он одержим идеей возвращения жены (вопреки защищающему ее от него судебному предписанию) и выбрасывает в окно «Прощай, оружие!» Хемингуэя, когда обнаруживает, что автор в финале убивает героиню. В лучшую сторону жизнь Пэта меняется, когда он встречает Тиффани (Дженифер Лоуренс). Как и герой Купера, девушка явно не в себе и с легкостью может поддержать разговор о галоперидоле и клозапине.

Триллер про идентичных близнецов, роковую женщину и злоупотребление медикаментами. Идентичные близнецы-гинекологи Эллиот и Беверли (их сыграл Джереми Айронс) образуют сложный треугольник с пациенткой-актрисой: первый ее соблазняет и продолжает сексуальные контакты под видом брата, второй ввязывается в романтические отношения и разделяет ее пристрастие к таблеткам. В итоге несчастны все, а братья по очереди погружаются в наркотическую пучину, разрушающую их карьеры, — традиционные для Кроненберга жуткие экскурсы в телесность и сексуальность включают видения о мутировавшей вагине и создание специальных инструментов для работы с ней.

Источник: www.gazeta.ru