Алексей Вороной, Петр Манько, Елена Яковлева mailto:Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Цели, задачи и сроки проведения исследования

Исследование рынка спортивного питания города Санкт-Петербурга проводилось в июле-августе 2001 года по заказу компании, рассматривающей перспективы открытия в Санкт-Петербурге магазина по продаже спортивного питания. Заказчик не имел никаких сведений об этом рынке, поэтому перед исследовательской компанией стояла цель предоставить заказчику полную информацию, позволяющую составить представление как о рынке спортивного питания Санкт-Петербурга в целом, так и о целесообразности и возможных вариантах выхода на него в частности.

В ходе проведения исследования необходимо было решить следующие задачи:

1. Составить портрет потребителей спортивного питания, цели потребления, модель поведения, предпочтения;

2. Определить степень удовлетворенности потребителей существующим на сегодняшний день в Санкт-Петербурге ассортиментом спортивного питания и методами его распространения;

3. Описать предложение спортивного питания на рынке Санкт-Петербурга в разрезе марок и мест продажи;

4. Рассмотреть возможные варианты выхода Заказчика на данный рынок.

Методология исследования

В ходе проведения исследования были использованы следующие методы получения информации:

- анализ вторичной информации;

- телефонный опрос;

- наблюдение в местах продажи спортивного питания;

- опрос экспертов в области спортивного питания;

- опрос потребителей спортивного питания.

1. Анализ вторичной информации включал в себя:

a) анализ статей, посвященных спортивному питанию;

b) обзор web-сайтов специализированных фирм, занимающихся производством и продажей спортивного питания;

c) обзор телефонных справочников Санкт-Петербурга.

Анализ вторичной информации использовался, в основном, для того, чтобы составить общее представление о данном рынке, которое было необходимо как заказчику исследования, так и самим исполнителям – для проведения последующих этапов исследования.

2. Телефонный опрос работников аптек, спортивных клубов и спортивных магазинов. Цель телефонного опроса – определить, продается ли в данной точке спортивное питание; на основании этого были сделаны выводы о представленности спортивного питания в торговых точках Санкт-Петербурга, а также отобраны места для последующего наблюдения.

Методика формирования выборки для опроса работников аптек: из генеральной совокупности (650 аптек) методом квотной выборки было выбрано 65 аптек Санкт-Петербурга. Из каждой сети аптек (например, «Первая помощь», «Фармакор») было отобрано по одной аптеке (исходя из результатов предварительного наблюдения, которое показало, что аптеки, принадлежащих одной сети, предлагают сходный ассортимент). Из списка аптек городской сети и независимых аптек случайным образом было отобрано количество точек, соответствующее доле этих сетей в общем количестве аптек Санкт-Петербурга. При данном размере выборки с 90% вероятностью можно утверждать, что результаты исследования соответствуют реальной картине, сложившейся на рынке.

Методика формирования выборки для опроса работников клубов: в наиболее популярных городских телефонных справочниках из общего списка спортивных клубов Санкт-Петербурга были выбраны все клубы бодибилдинга, фитнеса и тяжелой атлетики (34 клуба). Так называемые «дворовые» клубы, не имеющие телефонного номера, и, как правило, предоставляющие слишком скудный сервис, в расчет не принимались.

Методика формирования выборки для опроса работников спортивных магазинов: общее количество универсальных спортивных магазинов в Санкт-Петербурге насчитывает 85 магазинов. Из их списка были отобраны 33 спортивных магазина, в которых потенциально могло продаваться спортивное питание. В расчет не принимались фирменные магазины «Adidas», «Nike» и т.п. а также специализированные спортивные магазины, в ассортимент которых не входит спортивное питание.

3. Наблюдение в местах продажи спортивного питания - клубах, аптеках, магазинах и Internet-магазинах проводилось с целью:

a) описания предлагаемого в данных точках ассортимента спортивного питания;

b) описания места продажи (кроме Internet-магазинов) по стандартизированной анкете (Приложение 1).

Наблюдение проводилось в 11 аптеках, 8 спортивных клубах [1] и 13 спортивных магазинах (в которых, по результатам телефонного опроса, продавалось спортивное питание), также было исследовано 6 Internet-магазинов. В результате опроса был получен перечень наиболее представленных в Санкт-Петербурге марок спортивного питания, а также составлено описание мест продажи спортивного питания: квалификация продавцов, наличии рекламных материалов производителей и т.д.

4. Экспертный опрос. Мнение экспертов было особенно ценно для данного исследования, так как, во-первых, лица, выбранные в качестве экспертов, общаются с большим количеством потребителей спортивного питания, а во-вторых, они выступают основными советчиками как вообще при решении вопроса об употреблении спортивного питания, так и при выборе конкретных видов и марок питания. В качестве экспертов выступали тренеры клубов и продавцы-консультанты отделов спортивного питания; количество экспертов составило 14 человек. В ходе проведения экспертного опроса выяснялась следующая информация (анкета для опроса экспертов - Приложение 2):

a) отношение потребителей к спортивному питанию;

b) основные источники сведений (для потребителей) о спортивном питании;

c) цели потребления спортивного питания;

d) рейтинг марок спортивного питания;

e) претензии к существующему на сегодняшний день в Санкт-Петербурге ассортименту спортивного питания;

f) наиболее удобные для потребителей места покупки спортивного питания.

5. Опрос потребителей спортивного питания . в ходе которого были выявлены:

a) основные характеристики потребителей спортивного питания (портрет потребителя);

b) отношение потребителей к спортивному питанию;

c) цели, преследуемые при употреблении спортивного питания;

d) критерии выбора марки и типа спортивного питания, используемые при этом источники информации;

e) требования потребителей к ассортименту спортивного питания.

Опрос потребителей проводился по стандартизированной анкете, в которой присутствовали как закрытые, так и открытые вопросы (Приложение 3). Всего в опросе приняли участие 360 потребителей спортивного питания. Местом проведения опроса были выбраны спортивные клубы, персонал которых согласился оказать содействие и помощь в его проведении.

Результаты исследования

Классификация спортивного питания

Спортивное питание представляет собой одно или несколько каких-либо пищевых веществ в концентрированной форме.

По составу спортивное питание можно разделить на следующие группы:

Источник: www.marketing.spb.ru