Проект "Создание здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ”

22 марта 2012

Разработан творческой группой МДОУ детский сад комбинированного вида № 8 села Успенского:

Ст. медсестра Соколова С.Д.

Инструктор по физической культуре Гуренко Е.А.

Педагог- психолог Костоманова Л.В.

Учитель- логопед Костоманова Л.В.

Пояснительная записка

В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов «Образование» и «Здоровье».

Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы нашего МДОУ.

  1. Для выработки грамотного, эффективного плана действий был составлен долгосрочный проект “ Создание здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ”, который стал инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива к будущим желаемым результатам, но уже с позиции сегодняшнего дня, с учетом перспективы.

Проект был разработан на основе исходной оценки всей системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ:

- анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала, творческие объединения педагогов);

- научно – методическое обеспечение (программы, технологии, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);

- конкурентное преимущество ДОУ по физкультурно – оздоровительной работе;

- материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);

- финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации проекта);

- комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного ребенка, индекс здоровья);

- анализ результатов физической подготовленности детей;

- характеристика физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ (занятия, кружки, внедрение системы здоровьесберегающих технологий).

  1. Разрабатывая проект «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ”, мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, организовывала бы детей, сотрудников, родителей, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счет создания развивающей среды и реализации определенных педагогических технологий.

Проект « Создание здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ», разработанный педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система воспитания ребенка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.

Проект « Создание здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ» предполагает возможность самостоятельно отбора воспитателями, узкими специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и родителей.

Цель проекта:

Цель проекта: Создание необходимых условий, направленных на создание здоровьесберегающего образовательного пространства, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса на здоровый образ жизни, обучению средствам и методам использования возможностей своего организма для поддержания здоровья и развития личности, умение трансформировать в профессиональной деятельности условия для сохранения и укрепления здоровья детей на основе традиций детского сада и современного опыта педагогов, родителей.

Задачи проекта:

Охрана жизни и здоровья детей, создание безопасных условий пребывания в ДОУ; Обеспечение воспитаннику возможности сохранения здоровья за период нахождения в ДОУ; Диагностика и коррекция отклонений в состоянии здоровья дошкольников; Обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностью в двигательной активности; Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка, профилактика некоторых заболеваний; Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни; Повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов и родителей по вопросу здоровьесбережения .

Законодательно – нормативное обеспечение программы:

Закон РФ «Об образовании»

Конвенция ООН «О правах ребенка»

«Семейный кодекс РФ»

Конституция РФ, ст. 38,41,42,43

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24 июля 1998г. (с изменениями от 28 июля 2000г)

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении

«Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.5.2419-08»

«Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Организации детского питания. СанПин 2.3.2.1940-05»

Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений! № 139 от 4 апреля 2003г»

Инструктивно – методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» № 65/23-16 от 14 марта 2000г.

Устав МДОУ № 8

Основные принципы проекта:

- научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);

- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

- активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);

- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);

- единства диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приемов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных);

- систематичности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);

- целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);

- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки);

- адресности (медико- педагогическое воздействие по нозологическим формам заболеваний).

- лечебно – профилактическое;

- коррекционно – педагогическое;

Проект реализуется через следующие разделы:

- укрепление материально – технической базы ДОУ

- работа с детьми

- работа с педагогами

- работа с родителями

Укрепление материально – технической базы:

- музыкальный зал, в котором для проведения занятий имеется: пианино, музыкальный центр, телевизор, DVD – приставка, необходимые музыкальные инструменты, дидактические игры;

- физкультурный зал со всем необходимым оборудованием: музыкальным центром, несколько гимнастических скамеек, спортивные маты, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, массажные коврики для профилактики плоскостопия, резиновые коврики, массажеры для стоп, мячи, обручи, мешочки с песком, канаты, кегли и другое; спортивный комплекс, сухим бассейном. Все это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;

- на территории детского сада оборудованы: спортивная и волейбольная площадки, футбольное поле для физического развития детей, « Дорожка Здоровья».

- спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарем и оборудованием: «ямой» для прыжков в длину, «полосой препятствий», турниками и бумами;

- имеются различные виды картотек: подвижные игры с необходимыми шапочками и другими атрибутами; для развития основных видов движений, картотека физкультминуток и пальчиковых игр и др.

- в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;

- работают узкие специалистами: педагог – психолог; учитель – логопед; инструктор по физическому воспитанию;

- кабинеты учителя – логопеда;

- кабинет коррекционно – развивающего обучения, где с детьми занимается педагог – психолог. В кабинете имеется литература по вопросам коррекции и психодиагностики дошкольников, по работе с родителями и педагогическим коллективом, развивающие игры, центр воды и песка.

Работа с детьми:

Осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинским работником, инструктором по физическому воспитанию, педагогом – психологом, учителем – логопедом, музыкальным руководителем. Она включает в себя:

- медицинский работник, изучая анамнез развития ребенка, выявляя часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями;

- воспитатели групп диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренные программой, наблюдают за поведением ребенка в повседневной жизни;

- учитель – логопед, обследует звукопроизношение ребенка, состояние фонематического слуха, слоговую структуру слова, связную речь;

- педагог – психолог выявляет индивидуальные особенности развития психических процессов, особенности поведения и эмоционально – волевой сферы;

- инструктор по физическому воспитанию осуществляет контроль за развитием крупномоторных и мелкомоторных навыков, уровнем двигательной активности, организует тестирование по физической подготовке;

- музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.

Итогом обследования является проведение медико – психолого – педагогического консилиума, на котором обсуждаются диагностические данные по выявленным проблемам у детей, берутся под контроль наиболее сложные дети, намечается дальнейший план индивидуальной работы. Консилиум собирается 2-3 раза в год.

При организации оздоровительной, коррекционной работы, учитывая физиологическое и психологическое состояние детей, в режим дня и сетку занятий вносятся изменения в связи с тем, что некоторые дети занимаются индивидуально, по щадящему режиму.

Принципы организации:

- выполнение режима питания;

- гигиена приема пищи;

- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;

- эстетика организации питания (сервировка);

- индивидуальный подход к детям во время питания;

- правильность расстановки мебели;

3. Система эффективного закаливания

Основные факторы закаливания:

- закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;

- закаливающие процедуры различаются как по виду, так по интенсивности;

- закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;

- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;

- постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур.

В детском саду проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:

- соблюдение температурного режима в течение дня;

- правильная организация прогулки и ее длительности;

- соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей;

- облегченная одежда для детей в детском саду;

- дыхательная гимнастика после сна;

- мытье прохладной водой рук по локоть, шеи;

- комплекс контрастных закаливающих процедур по «дорожке здоровья» (игровые дорожки).

Методы оздоровления:

- ходьба по сырому песку (летом), коврику (В межсезонье);

- контрастное обливание ног (летом);

- дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года), в том числе по дорожкам препятствий;

- хождение босиком по спортивной площадке (летом);

- релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия);

- использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре.

4.Организация рациональной двигательной активности

Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребенка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.

Основные принципы организации физического воспитания в детском саду:

- физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его развития, биологической зрелости и здоровья;

- сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;

- обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости кардиореспираторной системы (занятия строить с учетом группы здоровья – подгрупповые);

- медицинский контроль за физическим воспитание и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья;

- включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки;

Формы организации физического воспитания:

- физические занятия в зале и на спортивной площадке с элементами психогимнастики;

- прогулки;;

- дозированная ходьба;

- оздоровительный бег;

- физкультминутки;

- физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»;

- утренняя гимнастика;

- индивидуальная работа с детьми.

Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

- традиционные;

- игровые: в форме подвижных игр малой, средней, и большой интенсивности;

- сюжетно – игровые, дающие более эмоциональные впечатления, например «Путешествие в весенний лес» и др.

- тематические занятия «Осень в гости к нам пришла; они могут быть с одним предметом, например, «Поиграй со мной, дружок» (мяч);

- занятия – тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр;

- занятия – походы;

- занятия в форме оздоровительного бега;

- занятия, основная часть которых носит ярко выраженный нетрадиционный характер(ритмика,логоритмика);

- музыкальные путешествия – тесная интеграция музыки и движений. Дети изображают животных, птиц, подражают их голосам, повадкам.

- занятия на «экологической тропе». Важным в занятиях является моторная плотность, которая обеспечивает тренирующий эффект. Так, моторная плотность прогулок составляет до 60%, моторная плотность занятий – 80%.

- занятия с учетом полоролевой социализации отдельно для девочек и мальчиков.

Важным условием является проведение всех занятий в музыкальном сопровождении.

В перспективе:

Проводить специальные коррекционные занятия для детей с нарушением осанки и плоскостопия.

Углубленные врачебные осмотры с комплексной оценкой здоровья.

Организация занятий по группам здоровья, с учетом индивидуального подхода отдельно для девочек и мальчиков.

5. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.

- Стреотипно повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи, укладывание на дневной сон, общая длительность пребывания ребенка на свежем воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима динамические.

- полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.

- достаточный по продолжительности дневной и ночной сон детей.

- организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.

- Санитарно – просветительская работа с сотрудниками и родителями.

6. Создание представлений о здоровом образе жизни

Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий.

Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

  • Ø Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.
  • Ø Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
  • Ø Формирование элементарных представлений об окружающей среде.
  • Ø Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
  • Ø Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
  • Ø Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
  • Ø Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровья, умения определить свои состояние и ощущения.
  • Ø Обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах.
  • Ø Вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.

7. Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов

Принципы:

  • Выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых состояний у детей;
  • Применение психолого – педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений. В комплекс этих приемов входят индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребенком и родителями, применение подвижных, сюжетно – ролевых и особенно режиссерских игр, музыкотерапия, использование и анализ продуктивных видов деятельности детей, отдельные приемы рациональной психотерапии.
  • Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребенка.
  • Создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ в целом.
  • Обучение детей приемам мышечного расслабления – базового условия для аутогенной тренировки.
  • Организации уголка психологической разгрузки («уединения») в группе;
  • Использование психоаналитических и личностно ориентированных бесед с детьми с детьми с аффективными невротическими проявлениями;
  • Рациональное применение музыкотерапии для нормализации эмоционального состояния детей и других методов психокоррекции;
  • Использование элементов психогимнастики.

Для осуществления вышеназванных принципов в детском саду созданы необходимые условия:

- имеется кабинет педагога - психолога с выделенными зонами: релаксационной, коррекционной, консультационной, оснащен аудиотехникой, методической литературой, наглядным и раздаточным материалом;

- в детском саду работает педагог - психолог, который выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей; помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффективных реакций детей.

- Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребенку.

- Отношения между работниками детского сада строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания. Сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе.

- Коррекционно – развивающая среда организованна с учетом потребностей интересов детей. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных, спальных комнат, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке.

- В детском саду созданы «Экологические уголки», как место для занятий, наблюдений, отдыха и общения.

- В группах детского сада силами воспитателей оборудованы «уголки уединения», где дети могут рассмотреть фотографии своей семьи, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться на диванчике.

- Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду достигается за счет проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников. Большой вклад вносят в это музыкальный руководитель и воспитатели групп. В детском саду проходят празднования дней рождения, ярмарки, посиделки, экологические мероприятия, спортивные праздники и развлечения: «Масленица», «Веселые старты» и др.

-Сснижение утомляемости ребенка на занятиях достигается мотивацией к занятию построением занятий на интересе ребенка и индивидуальный подход к каждому ребенку, совместная деятельность взрослого и ребенка.

- Появлению положительных эмоций способствуют сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, режиссерские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник – актер.

- Большая роль в психокоррекционной работе отводится музыкотерапии, прежде всего, классической, которая может оказывать эмоциональное оздоровительное влияние на психику ребенку (успокаивает).

ПЕРСПЕКТИВА:

Учить приемам релаксации, выполняя упражнения не менее трех раз в день (через 1,5 – 2 часа) индивидуально.

8. Коррекционно – педагогическая работа с детьми

Цель:

- устранение дефектов в развитии детей, а также предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактике дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

Организация и проведение коррекционной работы осуществляется учителями – дефектолагами, учителями – логопедами детского сада в несколько этапов:

ü Комплексное обследование детей;

ü Отбор в индивидуальные подгруппы;

ü Составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной (для воспитателей) работы.

ü Основной этап, связанный с реализацией планов занятий (индивидуальный и фронтальный);

ü Обеспечение промежуточного и итогового контроля;

ü Анализ результатов коррекционного обучения, составление сводных характеристик на детей.

Помимо непосредственной работы с детьми специалисты участвуют в проведении круглых столов (консилиумов), ведут консультативную коррекционно- педагогическую работу с родителями.

9. Лечебно – профилактическая работа

Осуществляет участковый педиатр, медицинская сестра, инструктор по физическому воспитанию. В нее входят:

- Элементы ЛФК: дыхательная гимнастика, упражнения на профилактику нарушения осанки, плоскостопия.

-С- витаминизация 3-х блюд;

-Физкультурные занятия босиком;

-Подвижные игры и физические упражнения на улице;

-Спортивные игры и соревнования;

-Интенсивное закаливание стоп;

- Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья

-Общекорректирующие упражнения

- Элементы релаксации.

10.Летне – оздоровительные мероприятия

Формы организации оздоровительной работы;

Закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусах, ходьба босиком;

Физкультурные занятия в природных условиях (на спортивной площадке)

Физкультурные досуги, развлечения, утренняя гимнастика на воздухе;

Интенсивное закаливание стоп;

Витаминизация: соки, фрукты.

Работа с педагогами:

Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:

- актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль;

- просветительная работа по направлениям проекта;

- консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый дошкольник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог – больной воспитанник;

Обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном аспекте, а также методике обучения дошкольников приемам личной самодиагностики.

Организационные методические мероприятия:

  1. Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста;
  2. Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуально – психологическом подходе;
  3. Внедрение новых технологических методов коррекции и реабилитации в упражнениях для детей с различными видами нарушений в психическом и физическом развитии, а также системы их социального сопровождения после выпуска из дошкольного учреждения;
  4. Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья;
  5. Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп;
  6. Диагностика среды жизнедеятельности ребенка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания;
  7. Создание информационной базы по психологическим, педагогическим, экономическим, санитарно – гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей;
  8. Разработка и внедрение психологических, педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции;
  9. Внедрение сбалансированного разнообразного питания. Организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений;
  10. Пропаганда здорового образа жизни;
  11. Обучение дошкольников здоровому образу жизни, приемам личной самодиагностики, саморегуляции, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов и привитие дошкольникам чувства ответственности за свое здоровье.

Методические рекомендации по оздоровлению:

Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях по физкультуре, в перерывах между занятиями, использование физкультурных минуток, включение элементов психогимнастики, пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях.

Необходимо широкое использование игровых приемов создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.

  • Привитие дошкольникам чувства ответственности за свое здоровье.
  • Обучение дошкольников здоровому образу жизни.
  • Обучение дошкольников приемам личной самодиагностики, регуляции
  • Беседы, валеологические занятия.
  • Психологические тренинги.

Работа с родителями

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.

Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

- повышение педагогической культуры родителей;

- пропаганда общественного дошкольного воспитания;

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

- установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребенка;

- вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары;

- валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье;

- включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.

Рекомендуется использовать следующие формы работы с родителями:

1) Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.

2) Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.

3) Дни открытых дверей.

4) Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших детей.

5) Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших).

6) Совместные занятия для детей и родителей.

7) Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопеда, инструктора по физическому воспитанию, педагога – психолога, медицинской сестры, врача).

8) Родительский всеобуч: клуб «Здоровый дошкольник».

9) Организация совместных дел.

Для успешной работы с родителями использовать план изучения семьи:

Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения). Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т.п.).

Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные и отрицательные, причины семейных конфликтов.

Социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.

Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.

Методы, используемые педагогами в работе:

Анкета для родителей.

Беседы с родителями

Беседы с ребенком

Наблюдение за ребенком

Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми

Посещение семьи ребенка

С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:

  1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
  2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
  3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
  4. Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь ее с заболеваниями бронхолегочной системы.
  5. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
  6. Значение режимных моментов для здоровья ребенка.
  7. О питании дошкольников.
  8. Особенно физического и нервно-психического развития у часто болеющих детей.
  9. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
  10. Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.
  11. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.
  12. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.
  13. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребенка.

План на ближайшие 3 – 4 года.

Продолжить проведение совместных мероприятий «Дней здоровья», праздников, субботников.

Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров – практикумов «Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением специалистов.

Организовать новую форму работы с родителями - дни семейных увлечений «Что умею сам – научу детей» (в вечернее время)

Посещение родителей занятий валеологической направленности, с целью педагогической пропаганды здорового образа жизни

Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс, консультации, беседы, выполнение с детьми заданий в домашних тетрадях.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.

Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.

Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

Обеспечение статистического учета, контроля и анализ на всех уровнях.

Коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.

Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.

Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.

Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональный двигательной активности.

Кадровое обеспечение проекта.

Заведующая ДОУ:

- общее руководство по внедрению проекта: ежемесячный анализ реализации проекта (дни регулировки, и коррекции – ДРК);

- контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.

Старший воспитатель:

- нормативно – правовое обеспечение, программно – методическое обеспечение реализациипроекта;

- проведение мониторинга (совместно персоналом);

- Старшая медицинская сестра:

- обследование детей по скрининг – программе и выявление патологии; утверждение списков часто и длительно болеющих детей;

- определение оценки эффективности реабилитации, показателей физического развития, критериев здоровья;

- составление индивидуального плана реабилитации;

- гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей.

Инструктор по физкультуре:

- определение показателей двигательной подготовленности детей;

- коррекции отклонений в физическом развитии;

- дыхательная гимнастика, физкультурные занятия;

- внедрение здоровьесберегающих технологий;

- коррекция и устранение дефектов у детей;

- предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактике дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

Источник: detsad8-usp.ru