Часть I. Общие принципы педагогики

Тема 1 Педагогика: становление, современное состояние

1 Возникновение педагогики как науки

2 Объект, предмет и функции педагогики

3 Связь педагогики с другими науками и ее структура

4 Философские основы педагогики

5 Суть новой методологии педагогики

6 Аксиологический подход к изучению педагогических явлений

7 Педагогические ценности

8 Общие - и конкретно-научная методология педагогики

9 Методы педагогических исследований

1 Возникновение педагогики как науки

Срок \"педагогика\" получил свое название от греческих слов paidos - ребенок и ago - вести В дословном переводе paidagogos означает \"предводитель детей\" Педагогом в Древней Греции называли раба, который брал за руку ребенка своей ого хозяина и сопровождал его в школу Постепенно слово \"педагогика\" стало употребляться более общее: для определения искусства вести ребенка в течение жизни, то есть воспитывать, обучать, давать образование Да к педагогика стала наукой о воспитании и обучении детейховання і навчання дітей.

С середины XX века человечество поняло, что квалифицированного педагогического руководства нуждаются не только дети, но и взрослые В связи с этим в некоторых странах вместо термина \"педагогика\" употребляют термина ины \"андрогогика\" (от гр andros-мужчина и ago - вести) и \"антропогогика\" (от гр antropos - человек и ago - вести) Педагогика расширила свои границы и охватила воспитания человека в цилом охопила виховання людини в цілому.

Современная педагогика - это наука о воспитании человека Под понятием \"воспитание\" в данном случае подразумеваются образование, обучение и развитие, т.е. употребляем его в самом широком смысле

Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества Оно неотделимо от социального воспроизводства поколений, естественной потребности готовить к жизни потомков Именно поэтому воспитание является общей и вечной кате Егорияєю.

Педагогические представления, знания складывались в практическом опыте По свидетельству наскальных рисунков задолго до человеческой цивилизации воспитания детей осуществлялось путем включения их в жизни рода или семьи й: привлечение к труду, охоты, строительства жилья В некоторых племенах стали возникать своеобразные \"школы\" - хищные, где старики готовили подростков к взрослой жизни Педагогические знания систематически зувались в виде выводов, советов, рекомендаций и существовали в народных обычаях, обрядах, традициях, народном творчестве Этот своеобразный свод правил и нормативов стал источником развития социальной повед инки человека в своих основных постулатах: исповеди трудолюбия, гостеприимства, любви к природе, взаимопомощи, милосердия, уважения к старшим, миролюбия, - того, что позднее вошло в кодекс жизни ц ивилизованого общества, стало первоосновой педагогической науки и практикиуки й практики.

Развитие и усложнение производства, накопления научных знаний об окружающем мире требовали от человека специальной, достаточно длительной подготовки зависимости от того, как был поставлен воспитания детей и мол Лоди, общество прогрессировало быстрее или медленнее Образование и воспитание стали важнейшей предпосылкой его развития Возникла потребность в педагогических знаниях, которые базировались бы не на эмпирических, субъекты в них представлениях людей, а на обобщении типового, характерного, т.е. знаниях объективной, научнових.

Науку часто отождествляют со знаниями, что является грубым недоразумением Наука - это не только знание, но и сознание, т.е. умение должным пользоваться этими знаннямиСерйозни попытки обобщить опыт воспитания, выделить теоретические начала воспитания были начаты в развитых государствах древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции Первые научные педагогические обобщения входили в состав философии ибо философии того времени аккумулировались все знания о природе, человеке, обществтво.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия Теоретиками педагогики были выдающиеся греческие мыслители: Дсмокрит (460-370 гг до не), Сократ (469-399 гг до н э), Платон (427-347 гг до н.э), Аристотель (384-322 гг до н э), в трудах которых существовало немало глубоких мыслей по вопросам воспитания человека, формирования его личности На основе своей атомистической теории Демокрит выдвинул мате листичну концепцию развития личности Его крылатые афоризмы, пережившие века, и сегодня наполнены глубоким смыслом: \"Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться\", \"Природа и воспитания подобные А именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу \",\" Учение производит прекрасные вещи только на основе труда \",\" Большинство багатознайок не имеет ума", "Більшість багатознайок не має розуму".

Сократ начал философскую основу гуманистической педагогики Его казнили по приговору афинского суда, составленного на основании лживого обвинения, суть которого сводилась к отрицанию Сокр Ратом \"государственных\" богов и поклонение \"новому божеству\" Этим божеством была человек божеством була людина.

Сократ считал, что основой личности является субъектное Человек должен получать образование не путем научения, т.е. передачи истины, а путем самостоятельного поиска ее смысла ценным в человеке есть умение видеть и истину (нравственность) и надлежащим образом вести себя Истину можно познать и усвоить лишь через обретение противоречий в своих поступках, мыслях, понятиях Раскрытие этих противоречий отвергает надуманное знания а смущение, охватывающий ум, побуждает к поиску настоящей истины Самокеривництву души ученика способствует умение учителя создавать условия, необходимые для ее пробуждения Средствами создания таких условий слуг ують маевтика и ирония маевтика Сократ называл искусство добычи с помощью умелых проблемных вопросов скрытого в человеке правильного знания иронией - манеру притворяться дураком перед невежды мы, считающие себя знатоками и мудрецами, для того, чтобы они могли из своих ответов узнать свою глупость и направить свои усилия на истина істину.

С точки зрения Платона, человек - это проявление всего внешнего, которое является неизменным и потому-объективным В связи с этим основой личности является не субъектное, а объектное Истина - это идеал воспитания: сочетание благородства, богатства, физических и духовных способностей Но постижения истины не может дать постоянного знания, ибо познание человека ограничено чувственным восприятием Свод дсы, образование должно создавать правильные понятия и отсекать то, что мешает воплощать идею нравственности Следует прежде ограничить естественную чувствительность человека Праведная мысль - это результат воспитательной деятельно остисті справедливого государства С другой стороны, главной предпосылкой самосохранения государства является формирования граждан в духе праведности Таким образом, интересы государства и отдельного человека взаимосвязаны Педагогика подчиняется политике Обучение приобретает целенаправленного и жестко воспитательного характера

В системе научного познания и образования Аристотеля идея трактуется не как самостоятельная категория, а как внутренняя сущность вещей Поэтому качество знаний полностью зависит от того, насколько удается сделать понятен озумилим, строгим и четким их содержание, т.е. основные понятия всех дисциплин Достичь этого можно только опираясь на законы, которые обобщают распоряжения относительно того, как что-то должно быть или отбывать иссь.

Аристотель считал, что воспитание является государственной функцией и сводится к формированию в личности необходимых совершенств Для этого следует использовать три фактора: природные задатки, способность приобретать с привычку и способность делать сужденияя.

Природные задатки \"облагораживаются\" путем усвоения знаний, необходимых привычек и применение умений и навыков на практике Способность приобретать привычку есть основой своеобразных \"тренировок\", которые формируют ум мение правильно мыслить и вести себя соответственно нанесенных образцов Способность делать суждения, т.е. выражать собственное мнение, опирается не на опыт, который есть у человека, а опыт, который передается ей Этот опыт научно обоснованных и проверенныхунтований і перевірений.

Факторы воспитания, выделены Аристотелем, стали основой для первого научного определения педагогики как учения о правильном формирования личности Это определение не потеряло своей актуальности Сег способны, дойдя до нас практически неизменнымим.

Развитие педагогической мысли нашел свое продолжение в трудах древнегреческих философов и ораторов Первый \"штатный\" педагог Марк Квинтилиан (35-96 гг), который учил юношей патрициев ораторском мистецт тву, был автором 12-томной книги \"Двенадцать книг риторических наставлений\", собственно, первой педагогической книги Наряду с произведениями Цицерона Ее изучали во всех риторических школа всіх риторичних школах.

В средние века педагогическая теория потеряла прогрессивную направленность античных времен Педагогические идеи философов-богословов имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв), когда происходил разложение феодализма и началось развитие буржуазного общества, появился целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, которые своим лозунгом провоз лосилы античный высказывание: \"Я - человек, и ни от чего человеческого не свободна\" Среди них итальянец Вит-Торино где Фельтре (1378-1446), голландец Эразм Роттердамский (1466-1536), французы Франсуа Рабле (1494 - 1553), Мишель Монтень (1533-1592 (1533-1592).

К началу XVII века педагогика продолжала оставаться частью философии Отделение ее от философии и оформление в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Ком менском (1592-1670) В 1632 году Коменский создал выдающееся произведение \"Великая дидактика\", который начал науку о процессе обучения, а в 1633 году - первое в мире специальное руководство по воспитанию ди тей дошкольного возраста \"Материнская школа\" Все педагогические сочинения Яа Коменского пронизывают мысли о том, что человек есть \"совершенным, прекрасным творением\", \"чудесным микрокосмом\"; школа - \"мастерской гуманности \", а правильное воспитание всегда должно быть природосоответствующем Не утратила ни актуальности, ни своего научного значения и его схема организации школы, теоретическое обоснование и разработка принципов обучения, классно-урочной системы обучения тощпринципів навчання, класно-урочної системи навчання тощо.

Мы решили везде следовать природе, и как и проявляет свои силы одна за другой, так и мы должны идти за последовательным порядком развития умственных способностей

Вслед за Коменским в историю западноевропейской педагогики вошло имя английского философа и педагога Джона Локка (1632-1704), который сконцентрировал свои усилия на теории воспитания джентльмена - лю Иудины уверенной в себе, объединяющий широкую образованность с деловыми качествами, изысканность манер с прочностью моральных убеждений; французского материалиста и просветителя Жан-Жака Руссо (1712-1778), авто ра идеи природного совершенства детей, теории \"свободного воспитания\", по которой воспитание должно проводиться только по интересам и желаниями детей, содействовать их развитию; швейцарского педагога Йог анна Генриха Песталоцци (1746 - 1827), который предложил учителям прогрессивную теорию нравственного воспитания учащихся, развил идеи гуманного воспитания, доброжелательного отношения к детям, привитие им спи вчуття и жалисности как основы нравственного развития, пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда; немецкого педагога Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), автор а теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики (чотириетапна модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений); немецкого педагога Фридриха Адольфа Дистервега (1790 - 1866), известного идеями об активизации учебной деятельности учащихся, усиления их самостоятельной работы, а также мнениями о подготовке народных учителей, которая должна базироваться на получении научных вых знаний и привитии высоких моральных Как-тоих якостей.

В Украине происходили те же процессы рождения педагогики в недрах философской мысли Со времен Киевской Руси до нашего времени дошли установочные произведения по воспитанию: сборник законов \"Русская правда\" Яросл лава Мудрого и \"Правда\" Ярославичей (его сыновей), \"Поучение Владимира Мономаха\", \"Житие Евдокии Полоцкой\", \"Поучение детям монаха Ксенофонта\", ряд отрывков из журналов и писем, где подаются описания народных традиций воспитания детей в семьях, отношение родителей к своим потомкам, моральные сентенции поведения человека в обществв, моральні сентенції поведінки людини в товаристві.

Вершиной украинской народной педагогики современные исследователи считают казацкую педагогику, которая воплощает в себе \"национальную психологию, характер, правосознание, мораль и другие компоненты национальной с сознания, духовности народароду" 1 Основой воспитания детей сызмальства были ведущие идеи казацкого движения (свобода и независимость Украины, незыблемости прав человека и народа, суверенность личности, народовластие) у малышей период, а дальше - на р семейно школьном степени ведущее значение имели культ Отца и Матери, Бабушки и Дедушки, Рода и Народду.

Среди выдающихся просветителей ХУПИ века, которые обогатили отечественную педагогику, почетное место принадлежит Григорию Саввич Сковорода (1722-1794) Он первый в украинской педагогике в центре внимания осанки См. ребенка - его чувства, отношения с миром, ее дела, наклоны и дарования; определил цель гуманистического процесса - формирование \"истинной\" человека: мыслящей, чуткой, образованной, со светлым умом, горячий ими чувствами, подготовленной к работе для ее счастья и блага народлага народу.

Развитие педагогической мысли в Украине тесно связан с прогрессивными течениями в российском и украинском социальной жизни, что обусловлено историческими причинами

Большой вклад в развитие научной педагогики сделал выдающийся отечественный педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870), автор стройной и оригинальной педагогической системы, которая охватывала основные и проблемы воспитания и обучения Основной идеей этой системы была народность, которую он понимал как своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, социальными условиями жизни, географическое ими особенностями главными чертами народности педагог считал любовь к родине, родной язык, веру в могучие силы народа Основной целью воспитания должна быть подготовка всесторонне развитой люди ни, а краеугольным камнем теории воспитания - учение о трудовое воспитание, утверждает: в трудовой деятельности развивается и формируется человекина.

Материальные плоды труда составляют человеческий благосостояние; но только внутренняя, духовная, животворящий сила и труда является источником человеческого достоинства и одновременно нравственности и счастья КД Ушинский

Обучение должно осуществляться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка, организовываться на основе принципов посильности и последовательности, преемственности и систематичности, наочнос сти и эмоциональности Методы преподавания должны способствовать развитию и активизации познавательной деятельности учащихся, их мышления и речи в процессе обученияя.

Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех видношенняхКЛ Ушинский

Руководящая роль в воспитании принадлежит педагогу Все базируется на его личности Учитель должен любить свою профессию, быть высокообразованным человеком, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом вом.

Ушинский требовал полной перестройки системы образования на основе новейших научных достижений: \"Педагогическая практика без теории-то же, что и знахарство в медицине\"

Глубокие труда педагога \"Педагогическая антропология\", \"О камеральную образовании\", \"Три элемента школы\" и другие, а также учебные книги для детей начальных классов выдержали множество изданий

Во второй половине XIX - начале XX века в Украине вопросам образования и воспитания сосредоточивали свои усилия почти все деятели культуры и искусства, литературы и науки Т Г Шевченко (1814-1861) пи идготував издал \"Букварь юж-норусский\" (1861) И Я Франко (1856-1916) внес существенный вклад в разработку истории школьного и университетского образования в Украине М П Драгоманов (1841-1895) отстаивал нацио ном народное просвещение как такую, которая вбирает в себя лучшие достижения мировой культуры П А Грабовский (1864-1902) посвятил ряд статей проблемам народного образования Леся Украинской (1871 - 1913) отстаивала Необхо днест народного образования, изображала Плачевность сельских школ и учителяльських шкіл і учителів.

Закарпатский педагог ОВ Духнович (1803-1865) внес весомый вклад в теорию и практику начального образования: написал букварь, методические книги для учителей Известный украинский педагог ХД Алчевска (1841-1 1920) исследовала проблемы обучения взрослых и воспроизвела их в пособиях \"Что читать народу?\", \"Книга для взрослых\" Известный педагог и общественный деятель СФРусова (1856-1940) создала концепцию национ альной системы образования и воспитания, написала ряд работ по педагогике: \"Дошкольное воспитание\", \"Дидактика\", \"Моральные задача современной школы\" и др.uot;, "Моральні завдання сучасної школи" та інші.

В конце XIX - начале XX века исследования педагогических проблем начинаются в США, куда постепенно перемещается центр педагогической мысли Инициативные покоритель Нового Света без предубеждения пр риступилы исследованию педагогических процессов современности и быстро достигли весомых результатов: сформировали закономерности человеческого воспитания, разработали и внедрили эффективные технологии образования, д ають возможность каждому человеку быстро и успешно достичь поставленной мети.

выдающиеся представители американской педагогики-Джон Дьюи (1859-1952) и Эдвард Торндайк (1874-1949)

Педагогика социалистического периода пошла по пути разработки идей воспитания человека нового общества С этих позиций педагогическую теорию разрабатывали Н К Крупская (1869-1939), П П Блонсмсий (1884 - 1941), СТ Шацкий (1878-1934), А С Макаренко (1888-1939), В О Сухомлинский (1918-1970(1918-1970).

Славу педагогике социалистического периода принесли труды

A С Макаренко и В О Сухомлинского А С Макаренко выдвинул и проверил на практике принципы создания детского коллектива, педагогического руководства им, предложил методику трудового воспитания, изучал в проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семьиу сім'ї.

B О Сухомлинский исследовал проблемы умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания школьников, вопрос политехнического образования, теории обучения, воспитания детей в семье, самовоспитания и само оосвиты, профессионального мастерства учителя, осуществления всеобщего обучения и руководства школой Многие его советам, меткие наблюдения сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей развития ку педагогической мысли и реформировании школоли.

Исторический путь становления педагогики как науки свидетельствует о том, что ее возникновение и развитие определялись объективными социально-экономическими потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к в жизни Ни общество, ни воспитания \"вообще\" не существовало На определенном этапе исторического развития существовало конкретное общество и воспитания, направленность и уровень которого отражали достигнутый уровень развитии общества суспільства.

Однако, в каждую эпоху были деятели, которые поднимались выше интересов своего класса Они выдвигали прогрессивные педагогические идеи, отмежевывались от официальной педагогики Именно эти идеи составляют основу наступление пности в педагогической теории и стимулируют ее развитоок.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Источник: uchebnikionline.com