МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ

Утверждена

проректором по учебной работе

_______________ Т. В. Маркелова

Москва, 2005 г.

Составители:

В. Г. Щербаков - доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта,

Ю. И. Иванов - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта,

Е. В. Ковалева – старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта,

А. А. Орлов - доцент кафедры физического воспитания и спорта,

О. П. Чигарева - старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта

Рецензент:

И. А. Тучашвили – профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой физического воспитания Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технический университет).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры физического воспитания и спорта

07 февраля 2005 г. протокол

Заведующий кафедрой ___________________ В. Г. Щербаков

Рабочая программа одобрена на заседании Ученого совета по гуманитаризации образования 21 марта 2005 г. протокол №_____

Председатель Ученого Совета __________________ А. М. Цыганенко

1 . ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,

Требования к знаниям и умениям

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины.

Целью физического воспитания студентов университета является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности .

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих, и оздоровительных задач:

· понимание социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;

· знание научно - биологических, педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

· формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;

· овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте;

· приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту;

· создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.

Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» составлена с учётом следующих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объём и содержание учебных занятий по физической культуре в высших учебных заведениях.

· федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99, ;

· приказ Минобразования России «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования от 01.01.2001, № 000;

· приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99, № 000;

· примерная программа дисциплины «Физическая культура», утверждённая Министерством образования Российской федерации 26.07.2000;

· инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведении, утверждённая приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94, № 000;

В МГУП «Физическая культура» представлена как учебная дисциплина. способствующая целостному, всестороннему развитию личности. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, «Физическая культура» входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Свои образовательные и развивающие функции «Физическая культура» наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, который опирается на основные общедидактические принципы сознательности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности. В этих педагогических принципах заложена гуманитарная сущность индивидуального отношения к каждому занимающемуся в ходе его становления как личности и как будущего специалиста.

Именно этими принципами пронизано всё содержание рабочей программы по дисциплине «Физическая культура», которое тесно связано не только с физическим развитием и совершенствованием функциональных систем организма молодого человека, но и с формированием средствами физической культуры и спорта жизненно необходимых двигательных умений и навыков, психических качеств, свойств и черт личности.

Все это в целом находит свое прямое или опосредованное отражение в повышении общего кругозора специалиста полиграфического профиля, его межличностных, профессиональных и бытовых отношений.

1.2. Требования знаниям и умениям

В МГУП «Физическая культура» представлена как учебная дисциплина цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» и как важнейший компонент целостного развития личности, общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студентов на 1-4 курсах обучения.

Во всех учебных планах университета на «Физическую культуру» предусмотрено 408 аудиторных часов с семестровым зачетом на каждом курсе четырёхлетнего обучения (по 4 часа в неделю – на 1-2 курсах, по 2 часа – на 3 и 4 курсах).

Реализация обязательного минимума содержания программы должна обеспечить студентам по окончании курса обучения приобретение следующих знаний и умений:

· понимание роли физической культуры в обществе, развитии человека и подготовке специалиста;

· знание основ физической культуры и здорового образа жизни;

· владение системой практических умений и навыков для сохранения и укрепления здоровья, развития и совершенствования психофизических способностей и качеств (с выполнением установленных нормативов по общей физической и спортивно-технической подготовке);

· приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения личных жизненных и профессиональных целей.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по учебной дисциплине «Физическая культура» определяют тематику учебного материала, который реализуется через следующие разделы рабочей программы:

· Теоретический . формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;

· Практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического. обеспечивающего овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности, и учебно-тренировочного, содействующего приобретению личного опыта практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях повышения уровня функциональных и двигательных способностей, а также направленного формирования качеств и свойств личности;

· Контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учёт процесса и результатов учебно-тренировочной деятельности студентов.

Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы, выполняя связующую координирующую и активизирующую функцию.

Материал программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента: обязательный (базовый), формирующий основы физической культуры личности, и вариативный . опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, а также региональные условия и традиции, особенности будущей профессии полиграфического профиля и её специальностей

Распределение учебных часов на освоение

На основе Государственных стандартов высшего профессионального образования в учебных планах университета по всем направлениям и специальностям в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин предусмотрено 408 аудиторных часов на дисциплину «Физическая культура» в обязательном курсе на весь период обучения с проведением итоговой аттестации.

Для построения учебного процесса предлагается следующее примерное распределение обязательных учебных часов на освоение трёх основных разделов программы по годам обучения.

Курс обучения

Количество часов по разделам программы.

Источник: pandia.ru