Учебно-воспитательная работа в колледже

Основными задачами воспитательного процесса в КДПИ им.К.Фаберже является выполнение государственного социального заказа отраженного в стратегии государственной политики в области образования, которая должна быть направлена на воспитание у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Воспитательная работа в ГБПОУ КДПИ имени Карла Фаберже осуществляется на основе разработанной и утвержденной «Концепции воспитательной работы» . Общей целью данной концепции является всестороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего социальной активность и качествами гражданина России, высокой общей культурой, направленной на социализацию выпускника.

Основными направлениями и ключевыми аспектами воспитания обучающихся в колледже являются:

1. Профессионально-творческое и трудовое воспитание.

В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника колледжа важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание, сущность которого заключается в приобщении студентов к профессиональной деятельности и связанными с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации. Профессионально-трудовое воспитание студентов выступает как специально организованный и контролируемый процесс приобщения студентов к профессиональному труду в ходе становления их в качестве субъектов этой деятельности, связанный с овладением квалификацией и воспитанием профессиональной этики.

2. Гражданско-патриотическое воспитание

К числу показателей формирования гражданственности, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студентов колледжа социально-ценных качеств личности: любовь к родной земле, Родине, высокая нравственность в семье и в обществе, политическая культура и ответственность за будущее страны, доброта, коллективизм, упорство в достижении цели, готовность к сочувствию и сопереживанию, чувство собственного достоинства, справедливость. Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности обучающихся являются проявления гражданственности, толерантности и терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм общественного поведения.

Патриотическое воспитание неразрывно связано с интернациональным воспитанием, так как Россия была и остается многонациональным государством.

3. Духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание

Задачи нравственного воспитания студентов заключаются в формировании уважительного отношения к общественному долгу, нравственной культуры и духовности, культуры общения и межличностных отношений, активной гражданской позиции, здорового нравственно-психологического климата в коллективе, к здоровому образу жизни. Первостепенная задача эстетического воспитания студентов состоит в приобщении студентов, педагогов и сотрудников к культурным ценностям, развитии эстетического вкуса, привлечении к активной культурной деятельности, что осуществляется через:

- развитую гуманитарную сферу - библиотеку, учебные кабинеты и мастерские, выставки, фестивали, ярмарки и т.п.;

- посещение музеев, выставок, театров;

- проведение творческих фестивалей и конкурсов;

- создание творческих мастерских, объединений студентов;

- привлечение студентов к участию в фестивалях, КВН и других объединениях художественной самодеятельности;

- организацию выставок произведений творчества студентов, фотовыставок, выставок книг;

- привлечение студентов, педагогов и сотрудников к эстетическому оформлению учебных корпусов, кабинетов, аудиторий, территории, к созданию эстетического внешнего облика колледжа, проведение конкурсов на лучший дизайн-проект отдельных помещений колледжа, кабинетов, аудиторий.

4. Спортивно-оздоровительное воспитание

Спортивно-оздоровительное направление имеет важное значение для становления молодого специалиста. Здоровый образ жизни, личная ответственность за собственное здоровье формируется во многом системой физического воспитания в колледже. Данное направление подразумевает совокупность мер направленных на:

- усвоение студентами принципов и навыков здорового образа жизни, воспитание у них убежденности в необходимости регулярного занятия спортом и физической культурой;

- развитие физической культуры будущего специалиста как важного фактора его гармоничного развития, высокой профессионально-трудовой активности, эффективной организации здорового образа жизни, высокопроизводительного труда и творческого долголетия;

- сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и развитию;

- популяризацию спорта, совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов;

- формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни.

Задача физического воспитания студентов – формирование здорового образа жизни, улучшение и укрепление физического и нравственного здоровья, совершенствование спортивного мастерства

5. Информационная культура

Формирование информационной культуры является одной из составляющих общей культуры личности, связанной с социальной природой человека и является продуктом его разнообразных творческих способностей. Она связана с функционированием информации в обществе, формированием информационных качеств личности, гармонизацией внутреннего мира личности в ходе освоения обмена социально – значимой информацией, где приоритетными становятся общечеловеческие духовные ценности. Особое внимание в колледже обращено на такие аспекты, как информационная этика, эстетика, компьютерные информационные технологии, информационная безопасность, включающая, в том числе и меры по защите психики молодого человека. Информационную культуру в колледже рассматривают как свободу личности, позволяющую, с одной стороны, адекватно реагировать на процесс интеграции общества в целях самореализации, а с другой стороны – влиять на процесс формирования информационной культуры, как гуманистической основы информатизации.

6. Экологическое воспитание

Экологическое воспитание способствует развитию личности, направленной на формирование системы ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально – природной среде и здоровью. Целью экологического воспитания является становление экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Развитие экологической культуры позволяет в полном мере охватить всю систему взаимодействия человека с природой, окружающими его людьми на основе идеи гармонизации отношений человека с окружающим миром, что способствует становлению гражданской зрелости и ответственности по отношению к природе, человеку, обществу, самому себе.

Главной целью воспитания обучающегося в колледже является создание условий для формирования у каждого обучающегося целостного комплекса социально–ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих успешное развитие личности.

Ответственными за организацию в колледже учебно–воспитательной работы являются:

Руководитель структурного подразделения по УВР - 4;

Руководитель физического воспитания — 2;

Социальный педагог — 1;

Библиотекарь — 3;

Педагог – организатор — 3;

Педагог – организатор ОБЖ — 2;

Классный руководитель — 43;

Ключевой фигурой учебно–воспитательного процесса в колледже является классный руководитель . который осуществляет деятельность по созданию условий для самореализации и саморазвития личности обучающегося. Деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами колледжа и окружающего социума для реализации задач воспитания обучающихся, охватывает различные стороны жизни его воспитанников.

Важнейшее место в воспитательной системе колледжа является студенческое самоуправление, это особая форма самостоятельной общественной деятельности обучающихся по реализации функций управления жизнью молодежного коллектива с основными целями и задачами такими как:

-повышение эффективности и успешности учебы, активизация самостоятельной творческой деятельности;

-воспитание ответственности за дисциплину и труд, за утверждение нравственных позиций личности и коллектива, за формирование творческой личности специалиста;

-создание обстановки нетерпимости к правонарушениям, употреблению ПАВ, алкоголя, табака и другим антиобщественным явлениям.

Главный смысл студенческого самоуправления в колледже заключается в социально – практическом характере его значения как реальной форме студенческой демократии в соответствии с правовыми возможностями.

Воспитание обучающихся - процесс многогранный, и для создания благоприятного микроклимата, динамичного развития студенческой жизни, для самовыражения и творческого роста, колледж принимает участие в различных городских, региональных и международных конкурсах и соревнованиях.

Принципами, методами и формами, использующимися в процессе воспитания обучающихся в колледже являются:

- целесообразность использования той или иной технологии воспитания (инновационной, традиционной);

- индивидуализация использования методов воспитания;

- взаимодействие преподавателей и обучающихся в выборе и реализации технологий;

- гуманистическая направленность методов воспитания;

- использование технологий воспитания, ведущих к самовоспитанию, совершенствованию личности, творческому ее развитию.

В процессе воспитательной работы в колледже используются следующие методы и формы совместной деятельности преподавателей и обучающихся:

- методы формирования профессионального сознания, интереса к выбранной специальности (профессии) (учебные занятия, научно-практические конференции, конкурсы, классные часы, экскурсии на предприятия, беседы со специалистами, круглые столы, профессиональные праздники и др.);

- методы патриотического воспитания, формирования гражданской позиции (учебные занятия, классные часы, праздники и встречи, экскурсии в музеи и др.);

- методы нравственного воспитания, воспитания культуры поведения и общения, формирование здорового образа жизни (учебные занятия, беседы, акции, классные часы, диспуты, дискуссии и др.);

- методы включения в разнообразные виды коллективной творческой деятельности, способствующей формированию самостоятельности и инициативности (общеколледжные праздники, предметные недели, знаменательные дни, ярмарки, занятия в кружках, в художественной самодеятельности и др.);

- методы совместной деятельности преподавателей и обучающихся в воспитательной работе, принимающей формы сотрудничества, соучастия (учебные занятия, выставки творческих работ, конференции, презентации, акции, концерты и др.);

- методы осуществления взаимодействия преподавателей, обучающихся и родителей в воспитательном процессе (родительские собрания, индивидуальные консультации, праздники последнего звонка, дни открытых дверей и др.).

Результатом всего учебно-воспитательного процесса в колледже (воспитание осуществляется в любых видах деятельности и взаимодействия со студентами) является воспитание высокопрофессиональной, высоконравственной, социально-активной личности. Эта общая характеристика личности конкретизируется в следующих качествах студента, оканчивающего колледж:

- обладает гражданской зрелостью, высокой нравственностью;

- понимает сущность и социальную значимость своей специальности (профессии);

- постоянно работает над духовным обогащением, стремится к самосовершенствованию и развитию своих способностей;

- обладает убежденностью в том, что трудовая деятельность – неотъемлемая часть жизни человека, готов к добросовестной деятельности в выбранной профессии;

- осознает здоровье как ценность, владеет знаниями и умениями по сохранению собственного здоровья и стремится к физическому самосовершенствованию.

Источник: collegefaberge.mskobr.ru