Скачать:

Предварительный просмотр:

Диагностика физической подготовленности дошкольников.

Инструктор по физкультуре: Партола Наталья Марковна

Диагностика используется для оценки исходного уровня развития каждого ребенка с тем, для того чтобы определить оптимальную для него «ближайшую» зону здоровья, формирования систем, функций организма и двигательных нав ы ков. Одной из составных характеристик физического состояния организма являе т ся физическая подготовленность.

Ее диагностика позволяет:

    Определить технику овладения основными двигательными умениями; Выработать индивидуальную нагрузку, комплекс физических упражнений; Развивать интерес к занятиям физической культурой; Определять необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия; Учитывать недостатки в работе по физическому воспитанию.

Физическая подготовленность определяется уровнем сформированности психофизических качеств (сила, скоростно-силовые качества, быстрота, выно с ливость, ловкость, гибкость, удержание равновесия, координационные способн о сти) и степенью сформированности двигательных навыков.

Высокие показатели двигательных качеств являются основными при оценке физической подготовленности детей.

При приведении диагностики в первую очередь необходимо акцентировать внимание на сензитивные периоды развития психофизических качеств.

В 3-4 года - быстрота, выносливость, мышечная сила;

В 4-5года - быстрота, выносливость, гибкость;

В5-6 лет - скоростно-силовые качества и выносливость;

В 7 лет - ловкость и выносливость.

Между физическими качествами и двигательными умениями существует тесная связь.

Так, успешность овладения двигательными навыками обусловлена дост а точным уровнем развития физических качеств. В свою очередь, слабое развитие физических качеств оказывает отрицательное воздействие на физическую подг о товленность детей.

В соответствии с общепринятыми требованиями обследование физической подготовки детей проводится два раза в год на учетно-контрольных занятиях. Первое обследование - в начале учебного года (в сентябре), второе - в конце учебного года (в мае). Участие в обследовании принимает старший воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, воспитатели ДОУ.

Диагностика физического развития проводится в начале и конце года. В пр о цессе ее оцениваются и сопоставляются данные по заболеваемости, группы здор о вья, уровень продвижения нервно-психического развития детей, воспитание п о лезных привычек, приобретение двигательных навыков, уровень физического ра з вития и физических качеств (сила, выносливость)

На каждого ребенка заводится информационно-диагностическая карта. Воспитатели подводят итоги в конце года. Это позволяет своевременно корректировать обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Методика проведения диагностики проста. На основе полученной информ а ции от всех специалистов определяются направления работы в целом по учрежд е нию, по каждой возрастной группе.

Планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий ведется специалистами с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и здоровья детей.

В зале диагностируются такие физические способности, как скоростносиловые качества - бросок набивного мяча двумя руками из-за головы(4-7 лет); прыжок в длину с места (4-7 лет); координационные способности; удержание равновесия.

На физкультурной площадке обследуются такие физические качества, как быстрота - бег на 30 м(4-7 лет), 120м (6лет),150м (7лет); скоростно-силовые кач е ства - метание мешочка с песком весом 150-200г(4-7 лет); ловкость - челночный бег на 30 м (4-7 лет); гибкость - наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке(4-7 лет).

До обследования в зале размечают площадку для прыжков с места, бросание набивного мяча, а на спортивной площадке - для метания мешочка с песком. Врач заранее выявляет тех детей, которые не будут выполнять те или иные задания (по состоянию здоровья). Инструктор готовит протокол обследования, в котором фи к сируются количественные показатели уровня сформированности физических к а честв и качественные показатели степени сформированности двигательных нав ы ков.

Количественные показатели сравниваются со средними показателями разв и тия психофизических качеств. Для оценки уровня сформированности двигател ь ных навыков используются качественные показатели бега, прыжков в длину с места, метание в даль.

Высокий уровень -ребенок правильно выполняет все элементы техники(красный цвет).

Средний уровень- ребенок справляется с большой частью элементов техн и ки (синий цвет)

Низкий уровень- ребенок допускает значительные ошибки (зеленый цвет).

Обследование физической подготовленности осуществляется на учетно-контрольных занятиях. В вводную часть и разминку включают физические у п ражнения, которые наилучшим образом подготовят ребенка к выполнению тест о вых заданий. В основной части проводятся два или три теста это зависит от во з раста ребенка и особенностей самого теста, а в заключительной - малоподвижная игра или игровое упражнение - релаксация.

За основу ведутся тестовые задания для детей дошкольного возраста из учебного пособия Э.Я Степаненковой.

Определения уровня сформированности быстроты

Бег на 30м

Предварительная работа. На беговой дорожке (ширина - Зм, длиннаЗОм) отмечают линии старта и финиша. На расстоянии Зм от финиша устанавливают яркий ориентир, чтобы дети не снижали скорость задолго до финишной линии. Готовят флажок, секундомер.

Методика обследования. Инструктор проводит несколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища и ног: для детей 4-5 лет -наклоны, приседания; для детей 6-7 лет - комплекс общеразвивающих упражн е ний «Рисуем шары».

1. «Рисуем головой». И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круг о вые движения головой в разные стороны (по 4 раза).

2. «Рисуем локтями». И.п. - ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1-2 -круговые движения локтями вперед; 3-4 - круговые движения локтями назад (по 4 раза).

3.   «Рисуем туловищем». И.п.- ноги на ширине плеч, руки на поясе, кр у говые движения туловищем сначала в лево, потом в право (по три раза).

4.   «Рисуем коленом». И.п. - одна нога, согнутая в колене, поднята и о т ведена в сторону, руки на поясе. 1-3 - круговое движение коленом левой(правой) ноги; 4 - вернуться в исходное положение-(по три раза).

5.   «Рисуем стопой». И.п. - одна нога согнута в колене и поднята, руки на поясе. Вращательное движение стопой в разные стороны (по 8 раз). После ра з минки детям 4-5-лет инструктор предлагает добежать до игрушки, а детям 6-7лет до яркой стойки как можно быстрее («Представьте, что вы самое быстрое живо т ное»). Затем инструктор с секундомером и протоколом занимает позицию на ф и нише и фиксирует количественный и качественный показатели. Воспитатель в ы зывает на старт двух детей - двух мальчиков или двух девочек - (остальные дети стоят или сидят на гимнастической скамейке). На старте дети принимают удобную им позу. Воспитатель подает команды: «Внимание» (поднимите флажок), «Марш» (опускает флажок). Во время бега дети подбадривают друг друга, называя по им е ни. На старт возвращаются шагом и делают вторую попытку.

Количественный показатель: время бега (в мин.).

Качественный показатель

Младший возраст

1.        Туловище прямое (или немного наклонено).

2.        Выраженный момент «полета».

3.        Свободное движение рук.

4.        Соблюдение направление с опорой на ориентиры.

Средний возраст.

1.       Небольшой наклон туловища, голова прямо.

2.        Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед - внутрь.

1.        Небольшой наклон туловища, голова прямо.

2.        Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед - внутрь.

3.        Быстрый вынос бедра маховой ноги (под углом примерно 60 -70 гр а дусов).

4.        Прямолинейность, ритмичность бега.

Высокий уровень - соответствие всем показателям.

Средний уровень - соответствие трем показателям.

Низкий уровень - соответствие двум показателям.

Определение уровня сформированности скоростно-силовых качеств

Предварительная работа. В   зале кладут мат и с боку мелом наносят ра з метку - (через каждые 10см на дистанции 2 м).

Методика обследования. С целью предупреждения травм сначала пров о дится разминка, которая позволяет разогреть мышцы стоп, голени, бедра. Детям 4-5 лет предлагают попрыгать как зайчики (прыжки с продвижением в перед); дети 6-7 лет выполняют имитационное упражнение «Лыжник». «Надели одну лыжу, другую(стопы поставили параллельно на расстоянии 15 см), взяли в руки одну, вторую палку (руки согнуты в локтях), поехали (ноги полусогнуты, движение с о гнутых рук вперед, назад),приготовились к прыжку с трамплина (ноги параллел ь ны, полусогнуты, руки отведены назад, туловище наклонено), прыгают (полет, приземление: ноги на ширине плеч руки вперед).

После разминки инструктор предлагает детям 4-5лет встать около черты и перепрыгнуть через ручеек на другой берег (мат); детям 6-7 лет- встать около черты и допрыгнуть до яркой стойки. Инструктор, стоя рядом с разметкой, фикс и рует расстояние от черты до места приземления пятками (количественные показ а тели), а также качественные показатели.

Каждый ребенок делает 3 попытки.

Количественный показатель: длинна прыжка (в см).

Качественные показатели.

Младший возраст

1.  И.п. Чуть присев на слегка расставленных ногах.

2.  Толчок: отталкивание одновременно двумя ногами.

3.  Полет: ноги слегка согнуты положение рук свободное.

4.  Приземление: мягкое, на обе ноги.

Средний возраст

1.  И.п. а) Ноги параллельно, на ширине ступни друг от друга;

б) полуприседания с наклоном туловища; в) руки слегка отведены назад.

2.  Толчок: а) Двумя ногами одновременно; б) мах руками вверх - вперед.

3.  Полет: а) руки вперед-вверх; б) туловище и ноги выпрямлены.

4.  Приземление: а) одновременно на обе ноги, с пятки на носок, мягко; б) положение рук свободное.

Старший возраст

1.  И.п. а) ноги параллельно, на ширине ступни друг от друга; б) полуприс е дание с наклоном туловища; в) руки слегка отведены назад.

2.  Толчок: а) двумя ногами одновременно; б) выпрямление ног; в) резкий мах руками вперед-вверх.

3.  Полет: а) руки вперед-вверх; б) туловище согнуто, голова вперед; в) п о лусогнутые ноги вперед.

4.  Приземление: а) одновременно на обе ноги, вынесенные вперед, с пер е катом с пятки на всю ступню; б) колени полусогнуты, туловище слегка наклонено; в) руки движутся свободно вперед - в стороны; г) сохранение равновесия при пр и землении.

Высокий уровень - соответствие всем показателям.

Средний уровень - соответствие трем показателям.

Низкий уровень - соответствие двум показателям.

Прыжок в высоту с места

Предварительная работа. В зале готовят измерительные ленты.

Методика обследования. Для разминки детям 5 лет предлагают попрыгать как зайчики, на месте, у детей 6-7 лет спрашивают, какое животное самое «прыг у чее», и предлагают попрыгать как кенгуру, и дотронуться до предмета, который подвешен над головой.

Измерительная лента одним концом крепится на поясе ребенка, другой конец в кассете, лежащей на полу. Прыгая вверх, ребенок вытягивает ленту из кассеты на длину прыжка. Инструктор делает замер. Ребенок совершает три подскока. Лучший результат фиксируется в протоколе.

Количественный показатель: высота подскока (в см).

Бросок набивного мяча

Предварительная работа. В зале делают разметку от линии, обозначенной вдоль мата через 50 см на расстоянии 5 м). Говорят 3 набивных (медицинских) мяча весом 500 гр. Для детей 4-5 лет и 1000 гр. для детей 6-7 лет.

Методика обследования. Вводную часть для детей 4-5 лет включают ход ь бу на высоких четвереньках, для детей 6-7лет - отжимания от пола (для мальчиков - на прямых ногах, для девочек - на согнутых в коленях).

Ребенок подходит к контрольной линии, инструктор предлагает ему добр о сить мяч до яркой стойки. Бросок выполняется из и.п. ноги врозь, мяч отведен за голову как можно дальше. Ребенок совершает 3 броска. Лучший результата фи к сируется в протоколе. Количественный показатель: дальность броска (в см.).

Метание мешочка с песком.

Предварительная работа. На спортивной площадке мелом размечают д о рожку (каждые 50 см. на дистанции 2 м.). Готовят 3 мешочка с песком весом 200гр. мел.

Методика обследования. После разминки инструктор предлагает ребенку (из и.п. стоя, одна нога впереди, другая на расстоянии шага, рука с мешочком за головой) Произвести 3 броска каждой рукой. Осуществляется замер после кажд о го броска и лучший результат заносят в протокол. В нем фиксируются количес т венные и качественные показатели.

Количественные показатели: дальность броска (в см.).

Качественные показатели.

Младший возраст.

1.  И.п. стоя лицом в направлении броска ноги слегка расставлены, пр а вая рука согнута в локте.

2.  Замах небольшой поворот вправо.

3.  Бросок: с силой.

Средний возраст.

1.  И.п. а) Стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч; б) предмет в правой руке на уровне груди

2.  Замах: а) поворот туловища вправо, сгибая правую ногу; б) одновременно правая рука идет вниз - назад; в) поворот в направлении броска, правая рука -вверх - вперед.

3.  Бросок: а) резкое движение руки вдаль - вверх; б) сохранение заданного направления полета предмета.

Старший возраст.

1.  И.п. а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая впереди, правая - на носок; б) правая рука с предметом на уровне груди.

2.  Замах: а) поворот туловища вправо, сгибая правую ногу и перенеся на нее вес тела; б) разгибая правую руку, размашисто отвести ее вниз - в сторону; в) п е ренос веса тела на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый л о коть - вверх.

3.  Бросок: а) продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую руку с предметом резко выпрямить; б) хлещущим движением кисти бросить предмет вдаль - вверх; в) сохранять заданное направление полета предмета.

Высокий уровень - соответствие всем показателям.

Средний уровень - соответствие трем показателям.

Низкий уровень - соответствие двум показателям.

Определение уровня сформированности гибкости.

Предварительная работа. Готовят гимнастическую скамейку сантиметр о вую ленту, флажок.

Методика обследования. С целью повышения подвижности в суставах в качестве разминки используют упражнения выполняемые, из разных исходных положений с большой амплитудой: Коснуться пальцами пола при наклоне, ко с нуться пальцами стоп при наклоне из положения сидя коснуться пальцами пятки при повороте стоя на коленях, прокатить мяч руками как можно дальше их поло-жения, сидя ноги в стороны, поднять прямые руки как можно выше из положения лежа на животе.

Затем инструктор предлагает ребенку встать на гимнастическую скамейку так, чтобы носки ног касались ее края, и, не сгибая колени, попытаться взять фл а жок. Во время выполнения задания воспитатель поддерживает ребенка за колени, а инструктор измеряет величину наклона от края скамейки до третьего пальца опушенных рук. Ребенок делает 2 попытки.

Количественный показатель: величина наклона (в см.).

Определения уровня сформированности выносливости.

Предварительная работа. Готовят дорожку вокруг детского сада, отмеряют дистанцию для детей 5 лет - 90м, 6 лет - 120м, 7 лет - 150м.

Методика обследования. Инструктор проводит с детьми несколько раз о гревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища и ног. Затем дети встают на линию старта и по команде «Марш!» вместе с взрослым стайкой бегут к линии финиша.

Количественный показатель: время (в сек), затраченное на выполнение задания.

Определения уровня сформированности ловкости.

Предварительная работа. На беговой дорожке выделяют 10 - метровый отрезок: на старте - 2 мешочка с песком весом 200 г, на финише - стул. Для мла д шей группы дистанция не более 5 м.

Методика обследования. Инструктор дает задание - пробежать как можно быстрее между кеглями, не задев их. По команде ребенок бежит к финишу. Инс т руктор, находясь на финише, фиксирует количественные показатели. Предусмо т рены две попытки.

Количественный показатель: время (в сек), затраченное на выполнение задания.

Оценка функции равновесия.

Предварительная работа. Готовят секундомер и протокол.

Методика обследования. Инструктор предлагает игровое задание: детям 4 лет надо изобразить «Паровозик» (и.п. стопы на одной линии, пятка правой (л е вой) ноги касается носка левой (правой) ноги, руки вдоль туловища); Детям 5 лет изобразить «Балерину» (и.п. стоя на носках, руки на поясе); детям 6 лет изобр а зить «Цаплю» (и.п. стоя на одной ноге, другая согнута, приставлена стопой к к о лену и отведена под углом 90 градусов). Предупреждает: тот, кто сойдет с места, выходит из игры.

Количественный показатель: время (в сек.), затраченное на выполнение задания.

Оценка координации движения.

Предварительная работа. Готовят мячи диаметром 20 см. Методика обследования. Инструктор предлагает детям 5-6 лет подбрас ы вать мяч, не сходя с места; детям 7 лет - отбивать мяч, не сходя с места. Количественный показатель: количество бросков и ударов.

5 лет(м- 15-25); 6 лет (м - 25 - 40); 7 лет(м-35-40).

Чтобы результаты диагностики физической подготовленности были досту п ны родителям, на каждого ребенка заводится «Паспорт здоровья», в котором дае т ся оценка социального, физического и психического здоровья ребенка.

По теме:

Количество расчетов, которое должен сделать инструктор по физкультуре при проведении диагностических обследований физических качеств дошкольника огромно! Одно дело провести тестирование физических кач.

Данный материал поможет инструктору по физической культуре, воспитателю определить физическую подготовленность детей 6 - 7 лет на основе тестов для определения скоростных качеств, скоростн.

Пояснительная запискаДиагностика физического развитияОриентировочные показатели физической подготовленностиИспользование диагностических тестовДиагностика психофизических качеств (тесты)Тест по.

Протокол проведения мониторинга физического здоровья, физического развития и физической подготовленности воспитанников.

Согласно «ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на формирование у детей интереса и ценност.

Диагностика физической подготовленности детей 4-5 лет

Методическая разработка по физкультуре по теме: методика оценки физической подготовленности детей 4-5 лет.

Дошкольное учреждение должно создать условия для эффективного развития каждого ребёнка независимо от уровня двигательной подготовленности и группы здоровья.Решение данной задачи требует выбора оптимал.

Мониторинг физической подготовленности дошкольников

Особенностью данного педагогического опыта является то, что оценивать результаты работы педагога и воспитанника предлагается относительно прироста индивидуальных показателей физической подготовл.

В настоящее время физическое воспитание детей дошкольного возраста регламентируется разнообразными программами. Анализ их содержания позволяет заключить, что они ориентированы.

Источник: nsportal.ru