Роль детско-юношеского спорта в жизни молодежи

Серия «Гуманитарные науки», № 4-5 2012

Л юбое образовательное учреждение, в том числе спортивной направленности, является частью социальной системы и представляет собой целостную динамическую социально-педагогическую систему. Учреждения дополнительного образования спортивной направленности являются колоритным примером системности и целостности в сфере физической культуры и спорта. Данные учреждения действуют на основании Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является система дополнительного образования.

Универсальными системообразующими компонентами системы дополнительного образования являются: цели дополнительного образования; субъекты процесса дополнительного образования; содержание дополнительного образования; система учреждений дополнительного образования. Взаимодействие выделенных компонентов обеспечивает становление дополнительного образования как системы динамической и целостной.

Дополнительное образование – особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании». Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся те программы различной направленности, которые реализуются:

    в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, находящихся за пределами основных образовательных программ; в учреждениях дополнительного образования, имеющих соответствующие лицензии; посредством индивидуальной педагогической деятельности.

В Российской Федерации ДЮСШ являются учреждениями дополнительного образования детей и действуют на основании Закона Российской Федерации «Об образовании». Учреждения дополнительного образования спортивной направленности составляют организационную структуру детско-юношеского спорта. Созданная сеть спортивных учреждений автоматически включает детей в социо-культурные отношения, осуществляет процесс регуляции его поведения и открывает значительные возможности целенаправленного воздействия не только на физическое, но и на духовное развитие ребенка. Поэтому, сегодня важно понять, что в конечном итоге роль спортивных учреждений заключается не в однобоком представлении по подготовке спортивно резерва в сборные команды России, а в укреплении и обеспечении социального статуса учащихся спортивных школ, его способности конкурировать и быть физически дееспособными при самоопределении в будущей взрослой жизни [2].

Один из рычагов, способных изменить направление развития страны, - система воспитания, в структуре которого спорт занимает не последнее место. Учащиеся в спортивной школе должны не просто тренироваться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворить свои природные, социальные и духовные потребности, и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего свое место в обществе, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу. Причем, благодаря специфике спортивной деятельности, спортсмен практически сразу же получает и обратную связь, т.к. успешность развития воплощается в динамике спортивных результатов [1].

Детско-юношеские спортивные школы в своей деятельности решают важнейшую социальную задачу: не только готовить спортивный резерв, но и развивать массовый детский спорт, способствовать формированию у юных граждан потребности в спортивном стиле жизни.

Целью ДЮСШ является воспитание физически и нравственно развитого юного гражданина России, укрепление здоровья детей, подростков, юношей и девушек путем совершенствования системы физического воспитания в образовательных учреждениях, развитие инфраструктуры детско-юношеского спорта и приобщения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также создание необходимых условий для самореализации спортивно одаренных детей, попадания их в составы сборных команд страны по видам спорта [3].

Основными задачами в сфере развития детско-юношеского спорта на обозначенный период являются:

  • совершенствование мер государственной поддержки развития детско-юношеского спорта;
  • совершенствование системы физического воспитания в образовательных учреждениях;
  • повышение качества работы детско-юношеских спортивных школ;
  • развитие системы государственных учреждений;
  • создание необходимых условий для обеспечения подготовки спортивного резерва.

Отличительной чертой спортивного коллектива является относительно большая длительность и непрерывность общения и взаимодействия между собой спортсменов. Это создает благоприятные возможности для целенаправленного воздействия на морально-психологический климат спортивной группы, способствующий высокому уровню сплоченности и работоспособности спортсменов на различных этапах подготовки к соревнованиям.

Занятия спортом — это не только физическое здоровье и физическое совершенствование человека, но и весь комплекс воспитательного, оздоровительного, профилактического и тренирующе-развивающего воздействий, способствующих индивидуально-личностной ориентации жизнедеятельности человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Визитей Н.Н.Спорт и эстетическая деятельность/ отв. ред. В.Я. Кречиков – Кишинев: Штиинца, 1982.-183 с.

2. Суслов Ф.П. Детско-юношеский спорт// Физическая культура. Детский тренер.- №3, 2008.

3. Кофман Л.Б. Педагогические принципы и модели организации физкультурно-спортивной деятельности и молодежи: Дис. … д-ра пед.наук в виде научного доклада. – М. – 1997. – 71 с

Источник: www.vipstd.ru