Новые инновационные технологии в физическом воспитании школьников

Библиографическое описание: Ульянова И. С. Новые инновационные технологии в физическом воспитании школьников [Текст] / И. С. Ульянова // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 42-49.

Концепция модернизации образования в Российской Федерации предопределило начало нового этапа в формировании отечественной школы, а следовательно, и необходимость в совершенствовании предметных основ образовательных дисциплин. Не стало исключением и образование школьников в сфере физической культуры. В последнее время все большую актуальность приобретает проблема сохранения здоровья школьников. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе здоровье детей ухудшилось в несколько раз. Поэтому одна из приоритетных задач учителя физической культуры – сохранение и укрепление здоровья школьников. Важную роль в реализации этой задачи отводится использованию оздоровительных технологий: шейпинг, фитнес, аэробики; применение в структуре уроков нетрадиционных неспецифических оздоровительных средств, таких как само-массаж, релаксации, дыхательных упражнений.

Стало очевидно, что старые формы физической культуры одряхлели, обесценились ее базовые ценности. Частое использование прилагательного «инновационная» в различных как научных, так и методических публикациях характеризует инновационные процессы, происходящие в физической культуре. Для понимания этих процессов необходимо определиться в понятиях «новшество», «новация», «инновация».

Новшество – это новое (новая идея) в практике какой-либо деятельности, в частности, в образовании.

Новация – это первая реализация новшества, которое опробуется в рамках экспериментальной работы.

Инновация – это внедренное, распространенное в практике образования новшество.

Под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата.

Автор Тагариев Р.З. считает что:

«Организация процесса физического саморазвития учащихся будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий: изучение (мониторинг) физического потенциала и нравственного уровня учащегося на всех этапах педагогического процесса; взаимосвязь физического и нравственного воспитания; использование спортивно-видовой, общеразвивающей и оздоровительной направленности физического воспитания с учётом уровня физической подготовленности, мотивов физкультурно-спортивной деятельности, спортивных интересов, психофизиологических особенностей; направленность педагогического процесса на преобразование потребностно-мотивационной среды, стимуляцию саморазвивающей деятельности; личностно-деятельностный подход; наполнение содержания учебно-воспитательной работы исследовательскими формами работы; наполнение содержания учебно-воспитательной работы исследовательскими формами работы; применение уровневой дифференциации; гуманизация межличностных отношений; готовность преподавателей физической культуры и спорта к реализации модели физического саморазвития учащихся» (1).

Я поддерживаю мнения этого автора, и хочу добавить, что преподаватель больше времени должен уделять тому виду спорта, в методике преподавания которого он разбирается лучше.

Занятия следует строить так, чтобы учащиеся сами находили нужные решения, делали необходимые заключения. Для этого учитель должен уметь правильно ставить наводящие вопросы или рассказы­вать так, чтобы занимающиеся сами делали основные выводы, опираясь на свой опыт, знания и понимание темы. При этом следует акцентировать внимание учащихся на их индивидуальных особенностях и возмож­ностях, методах, способах достижения поставленной задачи, помо­гая проявлению творческих способностей, убеждая в ценности использования полученных знаний. Такой подход активизирует про­цесс самопознания и управления своей деятельностью.

На занятиях целесообразно использовать музыку. Для разминки, перемещений лучше использовать фоновую музыку, не привлекающую внимания, учитывая ее влияние на психоэмоциональную сферу. На занятиях иногда можно использовать антистрессовую пластическую гимнастику, пилатес (безопасный комплекс упражнений).

Некоторые Инновации в обучении используемые в нашей школе:

Ознакомление с компьютерной программой «Физкультурный паспорт школьника», которая имеет индивидуальный протокол тестирования с выводами и рекомендациями, работа с «дневниками самоконтроля»; олимпийское образование, участие в районном и школьном мониторинге; проведение спартианских игр, подвижных игр; игр в стритбол; проведение круглых столов, спортивного ералаша, участие в конференциях.

Подготовка освобожденными учащимися фотографий, фильмов и презентаций, докладов по заданным темам, разработки комплексов упражнений для проведения утренней гимнастики, а так же разработка комплексов направленных на развитие физических качеств.

Создание персонального компьютера породило применение новых информационных технологий, заметно повышающие качество усвоения информации. В наше время использование компьютера в обучении имеет уникальную возможность сделать урок более интересным. Включение ИКТ в урок физической культуры позволяет не только разнообразить процесс обучения, но и значительно повысить его эффективность.

Использование компьютерных презентаций в качестве средства наглядности позволяет значительно повысить интерес школьников к уроку. Компьютер очень удобен как средство для определения уровня знаний и контроля усвоения учебного материала на теоретических уроках по физической культуре. Например: тематический контроль, обеспечивающий выявление и оценку знаний и умений учащихся, полученных на нескольких уроках по теме, или итоговый контроль.

Применение компьютера позволяет усилить мотивацию, развить познавательные способности учащихся, дает высокую положительную эмоциональную удовлетворенность, развивает любознательность, сообразительность, мышление.

Система применения современных педагогических технологий в работе учителя физической культуры создает максимально благоприятные условия для раскрытия не только физических, но и духовных способностей ребенка, обеспечивает творческое применение полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физического и нравственного здоровья, способствует формированию личной физической культуры школьников.

Подготовка учителями физической культуры презентаций по обучению технике сложно координационных движений таких как «прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание»», «прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги», «обучение технике броска с двух шагов». А так же формирование теоретических сведений, таких как знакомство с олимпийскими и паралимпийскими видами спорта, использование материала по подвижным играм разных народов.

С 2008 года в нашей школе создана и успешно реализуется программа «Здоровьесберегающее обучение», задачи этой программы отличаются от задач физической культуры, основной целью которой является сохранение и укрепление здоровья учащихся в процессе обучения и воспитания. Принципы здоровьесбережения:

1. Личностно-ориентированный подход.

2. Все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников.

3. Акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а потом отмечают недостатки.

4. У каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания.

Наша главная задача – привлечь каждого ученика к исследованию своего организма, к пониманию потенциала, заложенного в нем. Учитель физической культуры должен помочь детям раскрыть свои возможности.

Помогают оптимизировать процесс обучения технологии группового обучения − использование малых групп (3-7 человек) в образовательном процессе. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие учеников осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.

Обладая достаточно мощной побудительной силой, групповые технологии обучения способны оптимизировать учебный процесс, сделав его более эффективным. Использование групповых технологий при обучении разделу «Спортивные игры» позволяет увеличить моторную плотность уроков, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Одним из компонентов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе в структуре уроков являются подвижные игры, объединяющие в себе средства народной культуры и физической культуры. Это словосочетание нужно понимать как: использование на уроках физической культуры подвижных игр разных народов. Например: венгерской игры «Круг», эстонской игры «Птицы», казахской игры «Цепи», бразильской игры «Раненые кошки», немецкой игры «Пожарные». Широкое использование подвижных игр позволяет развивать детей не только физически, но и духовно - нравственно. Подвижные игры разных народов мира, служащие средством решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, были систематизированы нами по разделам программы и представлены в виде поурочного распределения учебного материала для младших школьников.

Баскетбол – спортивная игра, один из самых популярных видов спорта. Занимаясь баскетболом, учащиеся становятся сильными, быстрыми, ловкими, умеют быстро ориентироваться в сложной обстановке. Для баскетболистов характерны хорошо развитый глазомер, широкое поле зрения. Баскетбол – эмоциональная игра, которая делает человека более общительным и контактным. Все эти особенности баскетбола являются эффективным средством физического воспитания. Нами был разработан комплекс упражнений, который применяется на уроке, при изучении темы баскетбол.

Разминка с мячами. Упражнения для 5-11 классов.

- вращение мяча вокруг туловища,

- вращение мяча вокруг головы,

- между ног “восьмёрка”,

- перебрасывание с руки на руку по высокой траектории;

-подбрасывание и ловля мяча;

- подбрасывание мяча вверх с поворотом на 180 и 360 градусов;

- подбрасывание мяча перед собой вверх - ловля сзади,

- подбрасывание мяча из-за спины через правое и левое плечо;

- поймать мяч с наименьшим отскоком от пола;

- поднять лежащий мяч на полу одной кистью руки;

- перехватить мяч с правой руки на левую руку вокруг одной ноги.

В нашем исследовании приняли дети пятого и шестого классов по 10 человек. В экспериментальной группе учащиеся занимались по новым инновационным технологиям по программе «БАСКЕТБОЛ». В экспериментальной группе были показаны презентации по темам урока, они смотрели игры Российского Чемпионата и Чемпионата NBA, c ними проводились подвижные игры подводящие к баскетболу, проводилось индивидуальнее, групповое, поточное обучение. При применении технологий оценивались технико-тактические действия учеников, но при этом мы помнили, что в баскетболе разные амплуа игроков. Игроки могут быть форвардами, центровыми, защитниками, плеймейкерами. Особенность нашей методики заключается в том, чтобы научить учащихся играть на всех позициях, но определить для них амплуа. Всем понятно, что на всех позициях игрок не сможет хорошо играть. Место игроку выбирается благодаря росту, скорости, хорошему ведению мяча, видению ситуации на поле. Понятно, что и технико-тактические действия для всех игроков различны. Эксперимент проводился с разминкой, но без специальной подготовки учащихся к этим видам, во время обычного школьного урока. В контрольной группе ученики занимались по обычной школьной программе. Эксперимент длился шесть месяцев.

При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Темп прироста определяется по формуле и оценивается в %, на сколько процентов увеличился прирост каждого конкретного ребенка или класса в целом, по формуле Броди:

Рис. 1. Относительный темп прироста (прыжок в длину с места).

Рис. 2. Относительный темп прироста (прыжки на скакалке).

Рис. 3. Относительный темп прироста (шестиминутный бег).

Рис. 4. Относительный темп прироста (поднимание туловища).

Задания должны представлять определённую трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий даёт основание учителю для выставления высокой оценки.

Уровень физической подготовленности и развитие двигательных способностей испытуемых лиц определялся по четырем контрольными упражнениями, рекомендованными программой школы, апробированными и общеизвестными тестами, используемыми в практике научных исследований:

· прыжок в длину с места;

· кол-во прыжков на скакалке за 60 сек;

· шестиминутный бег;

· поднимание туловища из исходного положения лежа на спине (диаграмма1-4 и 5-8).

Рис. 5. Прыжок в длину с места.

Рис. 6. Прыжки на скакалке.

Рис.7. Шестиминутный бег.

Рис. 8. Поднимание туловища.

Рис. 9 Относительный темп прироста в контрольной и экспериментальной группах.

Таким образом, в экспериментальной группе, отмечается положительная динамика развития двигательных способностей, повышения уровня физической подготовленности и интереса к уроку.

Система применения современных педагогических технологий в работе учителя физической культуры создает максимально благоприятные условия для раскрытия не только физических, но и духовных способностей ребенка, обеспечивает творческое применение полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физического и нравственного здоровья, способствует формированию личной физической культуры школьников.

Литература:

1. Тагариев Р.З. Шихов С.Е. Новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса в сфере физической культуры // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 6 – С. 92-93

2. Напреев С.Г, Калюжный Е.А. «Дневник самоконтроля по физической культуре» как средство воспитания мотивации к здоровому образу жизни школьников. Глобальный научный потенциал. // Материалы IV Международной научно-практической конференции, Тамбов 2008г. С. 204-205.

3. Напреев С.Г. Элементы традиционной русской культуры (народные подвижные игры) в физкультурно-оздоровительной работе с младшими школьниками // Актуальные вопросы современной науки: Сборник научных трудов/ материалы 2 Международной Интернет-конференции (Таганрог, 10-11 ноября 2008 г.). - М. Издательство «Спутник+», 2008г.- С. 177-180.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М, АРКТИ, 2005.

Источник: www.moluch.ru