отделение социальной реабилитации

Отделение социальной реабилитации

(дата открытия - 1993 год ) – 23,25 шт.единиц.

Адрес: Ставропольский край Курский район ст. Курская ул.Мира, 30

Работа отделения основывается на принципах приоритета интересов ребенка при решении вопросов социальной реабилитации и руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Федеральными законами и указами Президента РФ.

Целью работы этого отделения является оказание социальной, медицинской, психолого-педагогической и правовой помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально – опасном положении.

Для достижения цели отделение:

- обеспечивает временное проживание несовершеннолетних от 3 до 18 лет с предоставлением полного государственного обеспечения;

- оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, месту жительства;

- формирует у детей навыки общения, здорового образа жизни, навыки внимательного отношения к окружающим, воспитания чувства дружбы, товарищества, коллективизма;

- обучает правильному поведению в быту и общественных местах.

Заведующий отделением Коскова Светлана Анатольевна

На полном государственном обеспечении круглосуточно в отделении социальной реабилитации одновременно может находиться 16 несовершеннолетних. Дети проживают в социальном приюте до решения трудной жизненной ситуации и определения формы их дальнейшего жизнеустройства.

Для реабилитации несовершеннолетних в центре созданы условия, приближенные к домашним, способствующие социальной реабилитации, адаптации их в социальном окружении.

Социальную реабилитацию воспитанников осуществляют квалифицированные специалисты: педагог-психолог, воспитатели, социальный педагог, учитель-логопед специалист по социальной работе. Основополагающим моментом реабилитационной работы в центре является создание новой среды обитания, отличной от той, в которой до сих пор был ребенок. Это достигается не богатой обстановкой, а созданием удобств, чтобы ребенок мог чувствовать себя комфортно, не стесненно и получил бы возможность удовлетворять свои интересы.

Реабилитационная работа с несовершеннолетними в отделении строится по следующим основным этапам:

- подготовительный - это сбор информации: знакомство с ребенком, с семьей, социальным окружением и условиями среды, обследование и социальная диагностика физического и психического состояния;

- организационный - анализ информации, выявление возможностей, дифференциация проблем и нужд, разработка программы индивидуальной работы ;

- практический - реализация индивидуальной программы, непосредственно реабилитационная деятельность.

При поступлении ребенка в Центр специалисты отделения (социальный педагог, воспитатели, педагог-психолог), проводят диагностику различными методами, изучают индивидуальные особенности, выявляют проблемы ребенка и семьи. Результаты первичной диагностики обсуждаются на заседании медико-психолого-педагогического консилиума, вырабатывается единая позиция по работе с каждой конкретной семьей и ребенком. Специалисты решают, какие необходимо оказать социальные услуги индивидуально каждому ребенку и членам его семьи, составляют дальнейший план работы, разрабатывают индивидуальную программу социальной реабилитации.

В отделении разработана комплексная программа социальной реабилитации несовершеннолетних «Мой новый мир». Основной целью комплексной программы является создание условий для социальной реабилитации несовершеннолетнего и его семьи. Программа состоит из нескольких подпрограмм, которые направлены на медицинскую, психолого-педагогическую, социальную, трудовую и творческую реабилитацию воспитанников, а также социальное сопровождение семьи.

Приоритетными направлениями программы являются:

Социально – психологический блок «Открытый мир»

Цель: повышение эффективности адаптации несовершеннолетних в социуме, обеспечение эмоционального и полноценного психического развития, развитие адаптационных возможностей несовершеннолетних

Реализуемые подпрограммы:

- социально – психологическая коррекция навыков общения и самосознания несовершеннолетних «Дотянись до звезд»;

- психокоррекция и развитие эмоционально – волевой сферы «Волшебная страна эмоций».

Реализация программы «Волшебная страна эмоций» позволяет развить эмоциональную сферу участников, формировать эмпатию, отреагировать негативные эмоции, частично корректировать страхи.

Работа по программе «Дотянись до звезд!» позволяет развить и совершенствовать коммуникативные навыки, повысить самооценку, развить саморефлексию.

Социально – педагогический блок «Я и мир вокруг меня»

Цель: организация реабилитационного процесса, направленного на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.

Реализуемые подпрограммы:

- коррекционная учебно – воспитательная - подпрограмма «Ступеньки к знаниям»;

- патриотическое воспитание - подпрограмма « Честь и слава тебе, Россия!»;

- подпрограмма по безопасности жизнедеятельности «Дорога перемен»;

- экологическое воспитание - подпрограмма «Земля – наш общий дом»;

- формирование толерантного мышления и духовно-нравственного воспитание

– подпрограмма «Я - человек, мы - люди»

- патриотическое воспитание несовершеннолетних Целью подпрограммы «Честь и слава тебе, Россия» является воспитание у несовершеннолетних интереса к российской истории, чувства гордости за свою страну и ее народ, правовое информирование несовершеннолетних.

- формирование толерантного мышления и духовно-нравственного воспитания. Целью подпрограммы «Я – человек, мы – люди» является позитивное развитие личности подростка через приобщение к нормам нравственности, участие в народных праздниках, изучение основ православия, формирование толерантности.

- экологическое воспитание. В рамках подпрограммы « Земля – наш общий дом» у детей и подростков расширяются представления о флоре и фауне родного края, формируются нравственные и правовые принципы природопользования, практические навыки и умения по уходу за растениями, при проведении занятий по воспитанию бережного отношения к природе используются различные методы и приёмы.

- безопасность жизнедеятельности подпрограмма «Дорога перемен». Целью подпрограммы являются: дать знания воспитанникам по правилам дорожного движения; соблюдению правил пожарной безопасности, выполнению требований безопасного поведения в быту.

Для оказания практической работы воспитанникам с расстройствами речи и предупреждения дисграфии в отделении работает логопед.

Социально – правовой блок «Я и мои права»

Цель: Защита прав и законных интересов несовершеннолетних. Формирование правовой культуры у несовершеннолетних, посредством ознакомления с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Профилактика правонарушений несовершеннолетних.

- правовое воспитание детей дошкольного возраста – подпрограмма «Я – ребенок, я имею право»;

- правовое воспитание детей школьного возраста – подпрограмма «Мои права и обязанности».

Оздоровительно – профилактический блок «Здоровому обществу – здоровое детство»

Цель: Формирование у детей социальных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельность и долголетие.

- формирование культуры здорового образа жизни - подпрограмма « Жить здорово!»;

- профилактика социально-негативных явлений у подростков - подпрограмма «Выбираю жизнь»;

- формирование сознательной установки на здоровый образ жизни у детей дошкольного возраста – подпрограмма «Уроки здоровья».

Целью подпрограмм: «Жить здорово», «Выбираю жизнь» и «Уроки здоровья» является формирование у детей социальных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активной деятельности и долголетия, профилактику социально-негативных явлений у подростков, формирование сознательной установки на здоровый образ жизни у детей дошкольного возраста. Оздоровительные мероприятия (утренние зарядки, занятия ежедневные прогулки на свежем воздухе, закаливающие процедуры, витаминизация), которые укрепляют физическое здоровье, осуществляют воспитатели, медицинская сестра, которая постоянно следит за состоянием здоровья детей, контролирует соблюдение оздоровительного режима, процесс закаливания детей, еженедельно осматривает детей на педикулез, следит за соблюдением норм питания.

Блок по социально – трудовой реабилитации

Цель: формирование у несовершеннолетних психологической и практической готовности к труду, устойчивого психологического состояния, которое характеризуется положительным отношением к труду, положительной его мотивацией, системой знаний, трудовых навыков и умений.

- подготовка несовершеннолетних к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества – подпрограмма «Мой профессиональный выбор»;

- приобщение несовершеннолетних к труду, формирование у них положительной мотивации к трудовой деятельности, чувства удовлетворения от результатов труда – подпрограмма по социально – трудовой реабилитации.

В социальной реабилитации воспитанников центра большую роль играет включение их в трудовую деятельность с целью не только самообслуживания, но и формирования качеств личности, необходимых для их подготовки к самостоятельной жизни. Систематическое участие ребенка в труде вместе с воспитателями и воспитанниками дает ему опыт участия в позитивно-преобразующей деятельности, налаживании взаимоотношений в коллективе, формировании навыков трудового общения и отношений товарищеской взаимопомощи, ответственности, помогает осуществлять бытовую реабилитацию.

Досуговый блок «Ступеньки творчества»

Цель: вовлечение несовершеннолетних в различные виды творческой деятельности посредством участия в кружковой работе.

- знакомство с традициями народной кухни, отражающей культуру, быт, обычаи наций – кружок «Скатерть – самобранка»;

- обучение несовершеннолетних любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождения в природе «не навреди!» - экологический кружок «Радуга»;

- фитнес – клуб «Гармония»;

- «Волшебный мир оригами».

С целью максимально возможной самореализации каждого ребенка в социально позитивных видах деятельности в течении года воспитанники занимаются в кружках: «Скатерть – самобранка» (знакомство с традициями народной кухни, отражающей культуру, быт, обычаи наций); «Радуга» (обучение несовершеннолетних любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождения в природе «не навреди!»); фитнес – клуб «Гармония»; «Волшебный мир оригами». Культурно-досуговая деятельность несовершеннолетних направлена на развитие деятельности по интересам, стимулирование желания самостоятельно действовать, проявление своего «Я». Творческая реабилитация воспитанников направлена на развитие творческого воображения, снятие эмоционального напряжения и повышение самооценки детей. В ходе их реализации решаются такие задачи, как активизация посредством искусства потенциальных возможностей ребенка, коррекция сферы общения со сверстниками и взрослыми, профилактика аффективных проявлений, агрессивных действий и повышенной конфликтности, развитие внимания, воображения, мышления, памяти, художественного вкуса.

Работа с родителями

Цель: повышение роли семьи как фактора социализации и педагогического субъекта в едином пространстве развития ребенка, профилактика и предупреждение воспроизводства семейного неблагополучия, оказание профессиональной педагогической, психологической, правовой помощи семьям.

Консультирование родителей.

Родительские собрания

Проведение заседаний «Мастерской общения»

Источник: nadegda-reabil.ucoz.ru