Методика организации процесса физического воспитания на основе спортизации в специализированных вузах

В статье рассматриваются вопросы, связанные с обоснованием методики организации процесса физического воспитания на основе спортизации в специализированных вузах. Анализ исследований свидетельствует, что профессиональная деятельность ряда специальностей предъявляет высокие требования к психофизическому состоянию выпускников. Управление прикладной подготовкой к профессиональной деятельности в экстремальных условиях возможно только при конверсии средств и методов спортивной тренировки в процесс физического воспитания курсантов и студентов специализированных вузов. Современные концепции спортивной тренировки рассматривают тренировочную нагрузку и последующие специальные восстановительные мероприятия, как две неотъемлемые части единого процесса, поэтому на протяжении всего периода исследования были использованы дополнительные средства повышения и восстановления работоспособности организма обучающихся.

Главным технологическим компонентом построения учебного и учебно-тренировочного процесса годичного макроцикла по всем направлениям двигательной активности является строгая последовательность (этапы) усвоения учебного материала. Макроцикл состоял из 13 мезоциклов различной направленности: втягивающий, формирующий, ударный, восстановительный. На каждом из перечисленных этапов используются свои дополнительные средства тренировки (дыхательный тренажер POWERbreathe) и восстановления (отвар «Лаоджан», спортивные программы пакета «Поиск-1» биорезонансной терапии). Экспериментально подтверждена эффективность разработанной методики.

Ключевые слова. специализированные вузы, спортизация, физическое воспитание, работоспособность, психофизическая готовность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.04.86.p170-174

ORGANIZATIONAL METHODOLOGY FOR THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING ON THE SPORTS-ORIENTED BASIS IN SPECIALIZED HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Vyacheslav Grigoryevich Tutukov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Far East Academy of Physical Culture, Khabarovsk,

Alexandr Alexandrovich Shumeyko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Amur State University of Humanities and Pedagogy, Komsomolsk-on-Amur,

Elena Petrovna Sharina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Natalia Anatolyevna Moskalyonova, the competitor, trainer-teacher, Maritime State University named after G.I. Nevelskoy, Vladivostok

The article analyzes the questions connected with substantiation of the methodology of the organization of process of physical training on the sports-oriented basis in specialized higher education institutions. The analysis of researches testifies that professional work of number of specialties requires high psychophysical condition of graduates. Management of applied preparation for professional activity in extreme conditions is possible only at conversion of means and methods of sports training in process of physical training of cadets and students of specialized higher education institutions. Modern concepts of sports training consider training loading and subsequent special recovery actions, as two integral parts of uniform process; therefore, throughout the entire period of research the additional resources of restoration of organism performance capability of the trained have been used.

The main technological component of educational and training process in year macrocycle in all directions of motor activity is the strict sequence (stages) of assimilation of the training material. The mac-rocycle consisted of 13 mesocycles with various orientation: involving, forming, shock, recovery. For each of the listed stages the additional resources of training (the respiratory POWERbreathe exercise machine) and restoration (Laodzhan broth, sports programs of the «Poisk-1» package of bioresonant therapy) are used. Efficiency of the developed methodology has been experimentally confirmed.

Keywords. specialized higher education institutions, sports-oriented methodology, working capacity, psychophysical readiness.

Признано, что условия труда некоторых специалистов относятся к экстремальным видам профессиональной деятельности. Проблема адаптации данных специалистов (геологов, моряков, летчиков, военных и т.д.) к их жизнедеятельности в экстремальных условиях определяется приспособлением за короткий промежуток времени к многообразным условиям природной, технической и социальной среды и обуславливает жесткие требования к психофизическому состоянию организма.

Конверсия высоких технологий спортивной подготовки в интересах физического воспитания курсантов и студентов специализированных вузов в этом смысле представляется нам одним из главных механизмов их готовности к профессиональной деятельности. Современные концепции спортивной тренировки рассматривают тренировочную нагрузку и последующие специальные восстановительные мероприятия как две неотъемлемые части единого процесса. Поэтому проблема восстановления во время и после тренировочных нагрузок также важна, как и сами учебно-тренировочные занятия, поскольку невозможно достичь высокого уровня психофизической готовности к трудовой деятельности без увеличения объема и интенсивности тренировок [1,2].

Для реализации этой задачи необходимы новые методические подходы, предполагающие построение адекватной модели физкультурно-спортивной деятельности, наиболее оптимально соответствующей требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью к психофизической готовности курсантов и студентов специализированных вузов.

Исследование проводилось в Морском государственном университете им. адм. Г. И. Невельского (г. Владивосток) в период с 2010 по 2011 учебный год. В эксперименте приняли участие 230 курсантов 1 курса. Были сформированы 2 группы: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ).

Спортизация экспериментальных групп была обусловлена значимостью психофизических качеств, имеющих приоритетное значение в профессиональной деятельности морских специалистов, и видов спорта, развивающих данные психофизические качества. В экспериментальную группу входили курсанты, занимавшиеся физической культурой по разработанной методике организации процесса физического воспитания на основе спортизации. В контрольную группу вошли курсанты, занимавшиеся по программе общефизической подготовки (ОФП).

Во всех группах (ЭГ и КГ) в течение года проводились учебные занятия по дисциплине «Физическая культура» (4 часа в неделю) и внеучебные, представленные экспериментальными технологиями спортивно-массовой, физкультурно-оздоровительной и общественно-самодеятельной форм физического воспитания, участием в различного рода соревнованиях по структуре спортивной тренировки. В содержание учебно-тренировочных занятий ЭГ на основе спортизации были включены следующие виды спорта: легкая атлетика, спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол), атлетическую гимнастику, плавание. В содержание дополнительных учебно-тренировочных занятий вошли следующие виды спорта: морское многоборье, настольный теннис, шахматы, гребля на ялах и хождение под парусом. Отбор видов спорта для основных и дополнительных занятий ЭГ был осуществлен на основе составленной профессиограммы и спортограммы для курсантов данных специальностей. Для повышения мотивации курсантов к физкультурно-спортивной деятельности и результативности обязательным компонентом экспериментальной методики явилось их участие в соревнованиях. План проведения спортивно-массовых мероприятий разрабатывался с учетом сезонности и готовности курсантов реализовать свои спортивные возможности в выбранных видах спорта.

За основу был принят годичный образовательный цикл (макроцикл), который состоял из 13 мезоциклов различной направленности (втягивающий, формирующий, ударный, восстановительный). Каждый мезоцикл состоял из 2-6 недельных микроциклов.

В экспериментальной группе на протяжении годичного макроцикла применялись дополнительные средства повышения и восстановления работоспособности. Во 2-м мезоцикле (5-8-я недели) в ЭГ для повышения работоспособности и тренировок инспираторных мышц применялся дыхательный тренажер POWERbreathe (Англия). Курс применения данного тренажера состоял из 4 недель и включал двухразовые ежедневные повторения. В течение первой недели курсанты выполняли по 30 дыханий, затем 2-х недель -по 35 дыханий ежедневно, и следующих 4-ой - по 40 дыханий. В ЭГ в восстановительных периодах (18-23-я недели, 36-38-я недели) для восстановления работоспособности организма применялся полный курс отвара «Лаоджан», оказывающего выраженное адаптогенное действие, а также (34-38-я недели) использовался пакет спортивных программ «Поиск-1» биорезонансной терапии (БРТ), которая при правильном подборе частоты и формы электромагнитного воздействия усиливает нормальные (физиологические) и ослабляет патологические колебания в организме человека. Курс БРТ состоял из 10 процедур и включал одну процедуру через 2 дня (2 недели) и затем - один раз в 5 дней - в профилактических целях (3 недели). Курс приема «Лаоджана» составлял по 10 мл ежедневно в течение первых 3 недель. В начале и конце эксперимента в обеих опытных группах проводилось исследование показателей работоспособности курсантов по тестам, которые были отобраны методом факторного анализа, как наиболее значимые для определения физической работоспособности в профессиональной деятельности моряков. Скоростная работоспособность измерялась результатами челночного бега 5х30 м, комплексная - тестом Кверга, силовая - тестом Юхаша, общая - тестом Купера (табл. 1).

Таблица 1 - Динамика показателей физической работоспособности курсантов

Источник: bmsi.ru