Физическая подготовка студентов-гимнастов на основе якутских традиционных средств физического воспитания

Проведена научно-исследовательская работа по физической подготовке студентов-гимнастов 17-20 лет на основе якутских традиционных средств физического воспитания. Авторы исследуют якутские традиционные средства физического воспитания и приводит результаты исследования.

Ключевые слова: спортивная гимнастика, якутские традиционные средства физического воспитания, студенты-гимнасты.

В настоящее время в ряду актуальных проблем в системе спортивной гимнастики предъявляются повышенные требования к уровню физической подготовленности гимнастов. На первый план выступает специальная физическая подготовка (СФП), которая направлена на реализацию индивидуальных возможностей студентов-гимнастов, максимальную степень их физического развития. Современный учебно-тренировочный процесс отличается не только большими интеллектуальными нагрузками, но и высокими требованиями к физическому здоровью студентов-гимнастов, способствующему эффективному освоению ими профессиональных знаний и навыков с последующей их реализацией в трудовой деятельности.

Система физического воспитания Республики Саха (Якутия) отличается от других регионов этническим своеобразием. Совершенствование физического развития, воспитания и образования будущих поколений в Якутии связывается с возрождением национальной культуры, традиций и сохранения самобытности. В научных работах и учебно-методической литературе [1, 15, 21, 22, 23, 26, 29, 31 и др.] с середины 1990-х гг. прочно закрепилась концепция о существовании у народа Саха эмпирически сложившейся системы подготовки физически совершенных людей, ставших общественными лидерами и защитниками интересов своих соотечественников -«дыгыновы дети», «уранхай саха». Задачи физического развития успешно можно решить через циклы якутских традиционных средств физического воспитания.

Рассмотрим под этим углом зрения известные виды гимнастик. Начнем с восточных гимнастик: в Древнем Китае известна гимнастика цигун, которой занимались дома утром и вечером; в Индии занимались всем нам известной йогой. Первоначальное значение гимнастики -быть здоровым, сильным и красивым - предано забвению. В конце XVIII - начале XIX в. появились национальные системы гимнастики - шведская, немецкая, естественно-прикладная гимнастика во Франции и сокольская -в Чехословакии, которые легли в основу современной гимнастики. Во времена Петра I на Руси гимнастические упражнения входили в праздничные развлечения, а затем А.В. Суворов ввел военно-гимнастические упражнения в армии. Первыми научно обосновали систему физического воспитания П.Ф. Лесгафт - в России и Ж. Демени -во Франции.

Сопоставив все эти факты, мы пришли к выводу, что традиционные средства физического воспитания якутского народа - это тоже система гимнастики. А теперь познакомимся подробнее с теми якутскими традиционными средствами физического воспитания, которые более подходят дополнительно к специальной физической подготовке для развития физической подготовленности студентов-гимнастов:

  1. Физические упражнения.
  2. Индивидуальные игры.
  3. Игры-единоборства.
  4. Якутские национальные прыжки.
  5. Перетягивание палки.
  6. Прыжки через нарты [15, 31 и др.].

Специальная физическая подготовка, включающая якутские традиционные средства физического воспитания, воздействует на организм. Они укрепляют все мышечные группы, развивают подвижность суставов, способствуют повышению эластичности связок и сухожилий, тренируют общую и силовую выносливость организма, укрепляют кардиореспираторную систему, активизируют иммунные силы организма, совершенствуют координацию движений, позволяют снизить избыточный вес. Вместе с тем иногда, несмотря на регулярные тренировочные занятия, сила мышц начинает снижаться, и спортсмен не может даже повторить свой прежний результат. Поэтому очень важно знать, какие изменения происходят в мышцах под влиянием физической нагрузки, какой двигательный режим воспитаннику рекомендовать [2, 3, 4, 5 и др.].

Из вышеизложенного следует, что вопросы развития физической подготовленности студентов-гимнастов являются чрезвычайно важными, требуется работа по активизации физического совершенствования, нахождение новых эффективных средств и методов физического воспитания, новых форм проведения занятий, а также развитие заинтересованности самих воспитанников в своем физическом совершенствовании, в формировании устойчивой мотивации к занятиям.

Исследования выполнены в соответствии с планом научно-исследовательской работы Института физической культуры и спорта Якутского государственного университета на 2004/2007 учебный год.

Цель настоящей работы - определить влияние специальной физической подготовки на основе якутских традиционных средств физического воспитания на уровень физической подготовленности студентов-гимнастов 17-20 лет.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Изучить уровень физической подготовленности студентов-гимнастов 17-20 лет.
  2. Попытка систематизировать средства спортивной гимнастики с якутскими традиционными средствами ФВ с целью выбора наиболее рациональных комплексов физических упражнений.
  3. Определить влияние различных специальных упражнений на физическую подготовленность студентов-гимнастов.

Методы исследования

При проведении исследования нами были использованы следующие методы:

  1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников.
  2. Тестирование физической подготовленности.
  3. Методы математической статистики.

Экспериментальная часть

В процессе проведения исследования было проведено тестирование физической подготовленности студентов-гимнастов в начале учебного года и по истечении полугода занятий.

В исследовании были организованы две группы -экспериментальная и контрольная - в количестве 40 студентов 1-3 курсов, изъявившие желание заниматься и ранее не занимавшихся спортивной гимнастикой.

В контрольной группе учебно-тренировочные занятия проводились согласно учебной программе кафедры теоретических основ физического воспитания и гимнастики, утвержденной научно-методическим советом Якутского государственного университета. В экспериментальной группе учебно-тренировочные занятия проводились по разработанной нами программе специальной физической подготовки гимнастов на основе якутских традиционных средств физического воспитания.

Уровень физической подготовленности студентов-гимнастов определяли по результатам шести тестов: гибкость (наклон туловища вперед из положения сидя), прыжок в длину с места, подтягивание в висе на перекладине, поднимание прямых ног в висе до высокого угла, отжимание в упоре на брусьях, бег 20 м.

Для определения степени воздействия специальной физической подготовки на основе якутских традиционных средств физического воспитания студентов-гимнастов 17-20 лет Института физической культуры и спорта Якутского государственного университета нами был проведен сравнительный анализ.

Сравнение показателей физической подготовленности студентов двух групп по результатам тестов наклоны вперед, прыжок в длину с места, отжимание от брусьев, подтягивание, бег на 20 м показывает, что после эксперимента имеются достоверные различия между группами.

Таким образом, в экспериментальной группе по окончании эксперимента оказались выше пять из шести показателей физической подготовленности, что позволяет сделать предварительный вывод о преимуществе комплексов упражнений специальной физической подготовки при проведении занятий в экспериментальной группе по сравнению с группой контрольной.

Результаты и их обсуждение

Изучение динамики показателей физической подготовленности в двух группах показало, что в экспериментальной группе по окончании эксперимента имеется значительное улучшение следующих показателей физической подготовленности: прыжок в длину с места (P(t) < 0,05), подтягивание (P(t) < 0,05), сгибание рук от брусьев (P(t) < 0,05), поднимание ног в висе (P(t) < 0,05), бег на 20 м (P(t) < 0,05). При этом прирост результатов в среднем составил: по показателям прыжок в длину с места - 6,5 см, подтягивание - 12 раз, сгибание рук от брусьев - 14 раз, поднимание ног в висе - 9 раз, бег на 20 м - 0,25 с. Таким образом, в экспериментальной группе произошло улучшение большинства показателей физической подготовленности. А анализ данных контрольной группы показывает: достоверное улучшение результатов произошло по показателям наклоны вперед (P(t) < 0,05) и подтягивание (P(t) < 0,05). При этом прирост результатов в среднем составил по показателю наклоны вперед в контрольной группе 2-2,5 см, подтягивание - 7 раз. По остальным показателям в этих группах нет достоверного улучшения результатов.

Таким образом, результаты проведенного нами эксперимента позволяют сделать вывод, что специальная физическая подготовка на основе якутских традиционных средств физического воспитания для проведения учебно-тренировочных занятий спортивной гимнастикой для студентов-гимнастов 17-20 лет является наиболее предпочтительной с точки зрения повышения показателей физической подготовленности.

  1. Использованные нами методы исследования - тестирование физической подготовленности и математическая обработка результатов исследования - позволили изучить как фоновые, так и повторные показатели физической подготовленности студентов-гимнастов 17-20 лет.
  2. Проведенный эксперимент показал, что использование специальной физической подготовки на основе якутских традиционных средств физического воспитания в высших учебных заведениях в целом положительно влияет на физическую подготовленность студентов-гимнастов 17-20 лет.
  3. Результаты тестирования физической подготовленности, проведенного до эксперимента, позволяют охарактеризовать уровень физической подготовленности как ниже среднего для испытуемых.
  4. Повторное определение уровня физической подготовленности, проведенное через полгода, позволило установить достоверное улучшение по следующим показателям: в экспериментальной группе - прыжок в длину с места, подтягивание, сгибание рук от брусьев, поднимание ног в висе и бег на 20 м; в контрольной группе -наклоны вперед и подтягивание.
  5. В результате эксперимента установлено, что наиболее эффективными при проведении занятий спортивной гимнастикой являются комплексы упражнений, преимущественно направленные на развитие силовых способностей.
  1. Григорьева А.А. Методологические и теоретические проблемы этнопедагогики якутов. - М: Изд-во МГОПУ, 1993. - 146 с.
  2. Гуляев М.Д. Инновации в технологии непрерывного физкультурного образования в условиях региона: автореф. дис. канд. пед. наук. - М. 2002. - 26 с.
  3. Добромыслова О.Г. Маймулов ВТ. Физиолого-гигиенические проблемы здоровья студентов // Гигиена и санитария. - 1991. - № 3. - С. 42-45.
  4. Журавин Н.Л. Меньшиков Н.К. Гимнастика. - М. 2001. - 443 с.
  5. Каланхаров В.Н. Влияние неспецифических упражнений на повышение эффективности обучения двигательным действиям в процессе физического воспитания: автореф. дис. канд. пед. наук. - М. 1977. - 19 с.
  6. Карпман В.Л. и др. Тестирование в спортивной медицине. М. ФиС, 1988. - С. 20-129.
  7. Кочнев В.П. Национальные виды спорта Республики Саха (Якутия). - Якутск: Якутполиграфиздат, 1992. - 96 с.
  8. Ксенофонтов Г.В. Ураанхай сахалар: очерки по древней истории якутов. Т. 1. - 1-я книга. - Якутск: Нац. изд-во PC (Я), 1992. - Т.1. - 416 с.
  9. Курысь В.Н. Соколова И.Ю. Труфанова Т.Е. Формирование профессионально ориентирующих прикладных знаний у студентов технического вуза в области физической культуры // Материалы IV Всероссийской научной конференции «Физическая культура, спорт
  10. Алаас Е.В. Формирование основ традиционного семейного воспитания девочек: автореф. дис. канд. пед. наук. - Якутск, 1996. - 22 с.
  11. Астанин Л.П. О строении костей кисти гимнастов. Некоторые вопросы функциональной и возрастной морфологии человека и животных // Изд. Акад. пед. наук РСФСР. - 1951. - Вып. 35. - С. 41-47.
  12. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М. Физкультура и спорт, 1990. - 223 с.
  13. Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж: учеб.-метод. пособие для медицинских работников. - М. Советский спорт, 2001. - С. 188-189.
  14. Ботяев В.Л. Координационные способности, вестибулярная устойчивость и их роль в освоении программы по гимнастике студентами педагогических вузов: авто-реф. дис. канд. пед. наук. - М. 1999. - С. 22.
  15. Виленский М.Я. Здоровый образ жизни учащейся молодежи как условие культурной жизнедеятельности // Физическая культура - основа здорового образа жизни / Материалы Всероссийской науч.-практич. конференции. -М. 1995. - С. 3-4.
  16. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений: популярное учеб. пособие. - М. Терра-спорт, 2002. - 507 с.
  17. Гимнастика: учебник для студ. высш. пед. учеб. завед. / Под ред. М.Л. Журавина; Н.К. Меньшикова. -2-е изд. 2002.
  18. и туризм в контексте мира и дружбы». - Карачаевск: КЧГУ, 2006. - 266 с.
  19. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания / Под ред. М.П. Ивановой. - М. Изд-во «Институт практ. психол.»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. - 416 с.
  20. Макарова Г.А. Спортивная медицина: учебник. -М. Советский спорт, 2003. - С. 121-151.
  21. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика: учеб. пособие для вузов ФК. - М. СпортАкадемпресс, 2003. - 322 с.
  22. Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера: учеб. пособие по спецкурсу для подготовки учителей школ коренных народов Севера - Якутск: ИПКРО, 1999. - 140 с.
  23. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. - Якутск: Изд-во ИСКРО РС (Я), 1993. - 63 с.
  24. Портнягин И.С. Портнягин И.И. Народные педагоги: методические рекомендации по проблемам якутской этнопедагогики. - Якутск, 2000. - 36 с.
  25. Привес М.Г. Алексина Л.А. Влияние различных видов спорта на рост скелета у спортсменов детского, подросткового и юношеского возраста // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. - 1978. - Вып. 6. -С. 5-15.
  26. Сергин А.А. Подготовка школьников к чрезвычайным ситуациями физического воспитания / ЯГУ им. М.К. Амосова; Ин-т физ. культуры и спорта; под общ. ред. д-ра пед. наук Н.К. Шамаева. - М. Академия, 2005. -С. 45-46.
  27. Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования. - М: Изд-во Ассоциации «Российская полит. энциклопедия», 1993. - 736 с.
  28. Смирнов В.Н. Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для студентов средних и высших учебных заведений. - М. Владос-пресс, 2002. - 608 с.
  29. Солодков А.С. Сологуб Е.Г. Физиология человека общая, спортивная, возрастная. - М. Терра-спорт, 2001. -520 с.
  30. Федоров А.С. Нравы, обычаи, ритуалы коренных народов // Здоровье через образование. - Якутск, 1995. -С. 83-85.
  31. Фомин Н.А. Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М. Физкультура и спорт, 1991. - 224 с.
  32. Шамаев Н.К. Нравственное развитие школьников в процессе традиционного физического воспитания / Под ред. проф. Д.А. Данилова. - М: Академия, 2000. - 208 с.

Источник: bmsi.ru