ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТУРИЗМА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Кандидат педагогических наук, доцент С.С. Новикова

Московский государственный социальный университет, Москва

Ключевые слова: культурная ценность туризма. физическая культура, духовное развитие, физическое совершенствование, нравственное развитие. "СпАрт-туриада".

Общеизвестно, что туризм несет в себе огромный социально-культурный потенциал и является прежде всего важным элементом не только физической, но и экологической, нравственной, эстетической и других сфер культуры.

Культурная ценность туризма зависит от его разновидности (международный, внутренний; плановые самодеятельный; познавательный, оздоровительный, спортивный; поездка, поход, соревнование, слет и т.д.), а эстетическая значимость какого-то вида туризма - прежде всего от того, в какой мере в нем представлены те или иные эстетические ценности.

Существенным образом на культурную, гуманистическую ценность туризма влияют и особенности сознания (интересов, установок, ценностных ориентации и т.п.) тех людей, которые вовлечены в занятия туризмом, стремятся использовать его в определенных целях, организуют эти занятия и соревнования по туризму.

Спортивный самодеятельный туризм является своеобразным видом спорта, занимаясь которым человек гармонично развивается как физически, так и духовно. Кроме того, каждый FOIL туристы проводят слеты на уровне района, горо да или области, во время которых проходят соревнования по технике туризма и разнообразные конкурсы, связанные с искусством. Спорт и искусство тесно переплетены в спортивном самодеятельном туризме.

В 1991-1993 гг. автором было проведено социологическое исследование, цель которого - выявить, какие культурные ценности несет в себе туризм. Были разработаны анкеты для туристов разного уровня подготовки и возраста. В результате исследования выявлено, чем привлекает к себе туризм, какие цели ставит и какие уже достигнуты, какие культурные ценности несет он в себе, что дает человеку, занимающемуся им, и т.п. Итоги социологического исследования показали, какое огромное воздействие оказывает туризм на духовное развитие людей и не только влияет на здоровье, физическое развитие человека, расширяет его кругозор, но и создает условия для полного самовыражения и реализации творческих способностей, преодоления разрыва в физическом и духовном развитии каждого человека.

Исследования, проведенные автором, показали, что интересы, ценностные ориентации туристов находятся в прямой зависимости как от наличия туристского опыта, так и от возраста. Если дети при выяснении культурных ценностей туризма на первое место ставят физическую культуру, физическое совершенствование человека, а расширение кругозора - на третье, то для взрослых, имеющих определенный туристский опыт, главными становятся именно познавательные ценности.

Все туристы отметили связь туризма и культуры во всех ее многогранных проявлениях, а также позитивное влияние занятий туризмом не только на физическое, но и на культурное, духовное, эмоциональное л нравственное развитие человека. ' Занимающиеся самодеятельным туризмом, как правило, связаны с каким-либо видом искусства или даже с несколькими: кто-то сочиняет стихи, кто-то поет песни, кто-то рисует или собирает разнообразные коллекции, кто-то фотографирует или снимает кинофильмы, - и все это или во время похода, или после его окончания, под впечатлением увиденного, пережитого и испытанного чаще всего. Все эти занятия являются неотъемлемой частью любого спортивного похода.

Педагогические факторы туризма разнообразны. Это обусловлено наличием большого количества форм и видов туризма. Так как в работе рассматривается самодеятельный туризм, то остановимся на том, какие педагогические факторы проявляются в работе туристских клубов и школ туристской подготовки различного уровня, в том числе при проведении туристских мероприятий, таких, как походы, слеты, соревнования и т.п.

Основными педагогическими факторами туристской работы являются следующие:

- эмоциональное влияние;

- туристское общение;

- самодеятельность;

- рекреационность.

Устное слово, печать, наглядные средства - главные "носители" эмоционального воздействия. Ни одно из этих средств не универсально: в туристской работе они используются в сочетании друг с другом. Необходимо отметить, что в работе клубов и школ туризма применяются хорошо отработанные на практике методические разработки.

Туристское общение имеет целью совместное освоение участниками ценностей туризма, обмен ими. В туристской деятельности это проявляется в избирательных и добровольных контактах, а именно в регулярных занятиях клубных комиссий и школ и в нерегламентированных групповых занятиях. Важнейшим аспектом туристской работы является социальное творчество, присущее в той или иной мере почти всем туристским занятиям и особенно активно развивающееся в туристских труппах. Их повседневная жизнь сама вырабатывает и развивает бескорыстие, коллективизм, стремление и умение сотрудничать, помогать товарищам.

Туризм, и особенно самодеятельный с его богатым содержанием различных действий (самообслуживание, преодоление различных препятствий и жизненных трудностей, проверка знаний, умений, способностей и т.д.), является прекрасным средством самовоспитания, которое основано на необходимости "включения" человеком волевых усилий. Последние связаны с мышечным напряжением, напряжением внимания, преодолением утомления, чувства страха, неуверенности, соблюдения определенного режима путешествии.

Одна из функций туризма состоит в том, чтобы снять утомление, дать человеку физическую и психологическую разрядку, что способствует восстановлению и дальнейшему развитию его физических и духовных сил. При этом следует учитывать и факторы более широкого назначения, а именно: перемена занятий (самый универсальный фактор отдыха); непринужденность и нерегламентированность общения; движение; общественно полезная работа на время туристских мероприятий. Здесь важно то, что туристская работа достаточно разносторонняя и сочетает в себе удовлетворение потребностей людей в отдыхе и здоровом развлечении с просветительными и воспитательными задачами.

Необходимо также отметить, что существуют специфические принципы, методы и формы туристской работы. Например, если рассматривать отдельное туристское меропритие как относительно замкнутое звено воспитательного процесса, то основной формой управления этим процессом окажется в данном случае положение о слете, соревновании, план маршрута, которые играют роль педагогических программ, обеспечивающих решение конкретных воспитательных и других задач. Одной из таких программ является программа "СпАрт-туризм".

Именно на синтез спорта и искусства нацелен международный проект под названием "СпАрт" (это название образовано из трех английских слов: "Sport" - спорт, "Spirituality" - духовность, "Art" - искусство). Автором проекта, президентом Координационного комитета спартианского движения является В.И. Столяров.

В целях повышения культурной значимости туризма автором разработана программа "СпАрт-туризм", цель которой - реализация на базе туризма проекта "СпАрт". В ней предложены новые организационные формы туризма, обладающие высоким гуманистическим, воспитательным, культурным потенциалом и основанные на взаимосвязи туризма и искусства. Для того чтобы более полно реализовать программу объединения туризма и искусства, предлагается широкий круг акций и мероприятий, таких, как конкурсы и выставки, культурно-туристские слеты. Туристские СпАртиады, "СпАрт-туриады".

Конкурсы и выставки, среди которых:

- выставки и конкурсы произведений искусств (картин, скульптур, фотографий, литературных и музыкальных произведений и т.п.), коллекций, изобретений и др. творческих работ, авторами которых являются туристы; конкурсы среди туристов на лучшее исполнение песен, музыкальных произведений, пантомим. ;

- выставки и конкурсы произведений искусств на туристскую тематику, коллекции, изобретения и т.п. связанные с туризмом, авторами которых являются художники, музыканты, фотографы, коллекционеры, изобретатели и т.п.;

- конкурсы певцов, музыкантов, актеров и т.д. на лучшее исполнение песен, музыкальных произведений, театральных сценок, пантомим и т.п. на туристскую тематику.

Культурно-туристские слеты (фестивали, праздники, шоу и т.д.), имеющие как туристскую, так и культурную программу, включающие в себя наряду с соревнованиями (выступлениями) туристов выступления артистов: певцов, музыкантов, танцоров и т.д.

Одна из важнейших организационных форм, призванная содействовать объединению туризма и искусства в жизни детей и молодежи - Туристская СпАртиада, участники которой должны активно проявить себя и в спорте, и в других видах творческой деятельности, в том числе и в искусстве, а также продемонстрировать высокий уровень нравственной и эстетической культуры.

"СпАрт-туриада" - мероприятие, которое проводится в детских летних оздоровительных лагерях, выездных "туриадах" для взрослых и детей и проходит в три этапа: художественные конкурсы (на лучшую картину, рисунок; на лучшую фотографию; на лучшее оформление походного альбома, отчета; на лучшую поделку из природного материала и т.п.); туристский поход (для разных возрастных групп различной степени трудности) и соревнования по туристской технике (преодоление полосы препятствий; установка палатки и укладка рюкзака; переноска пострадавшего;

оказание первой медицинской помощи и т.д.). Состав участников на всех трех этапах один и тот же. Некоторые из них были проведены на практике. Мероприятие "СпАрт-туриада" было проведено мною летом 1992 г. в детском оздоровительном лагере "Восток", летом 1993 г. - в туристско-оздоровительном лагере на Селигере (организатор - Центр Детско-юношеского туризма России). Туристская СпАртиада прошла в январе 1993 г. в детском лагере "Никиты Добрынича". Во время проведения турнира "Рыцари СпАр-та" в г. Набережные Челны в декабре 1992 г. и Российского турнира по спартианскому многоборью в августе 1993 г. в г. Хвалынске один из дней турнира был посвящен туризму.

Реализация программы "СпАрт-туризм" показала высокую привлекательность новой формы организации туризма для детей и подростков. Результаты проведения "СпАрт-туриады" и Туристской СпАртиады подтвердили, что дети с очень большим интересом и желанием участвовали во всех соревнованиях и конкурсах. Привлекало их в первую очередь разнообразие мероприятий, дающее возможность проявить себя в том, что больше нравится. Особенно важно то, что наряду с игровыми, спортивными мероприятиями проводились конкурсы по искусству, которые раскрывали у физически хорошо развитых детей творческие качества, порой для них самих неожиданно.

Для проведения "СпАрт-туриады" необязательно уезжать далеко от своего места жительства, главное - это наличие трех элементов: соревнований, похода, творческих конкурсов. Такая форма отдыха школьников и взрослых в связи с возросшими ценами в детских оздоровительных лагерях, домах отдыха, санаториях, ценами на билеты наиболее экономически выгодна и доступна для большинства нашего населения. Но экономические аспекты самодеятельного туризма еще только разрабатываются.

К сожалению, средства массовой информации недостаточно пропагандируют все аспекты самодеятельного туризма, чтобы привлечь население к занятиям им. Зато почти все газеты и журналы предлагают поездки за границу, что для основной массы населения в настоящее время нереально.

Сейчас стали возникать разные кооперативные формы работы по туризму, кооперативы по оказанию отдельных видов услуг и производящие туристское снаряжение. Организаторами их являются в основном бывшие самодеятельные туристы, хорошо знающие специфику разных видов туризма, потребности, которые возникают или могут возникнуть у населения, а также более рационально, быстро и качественно реализующие эти потребности (будь то какое-то снаряжение, поход в какой-то район и т.д.).

Из вышеизложенного следует, что туризм (в первую очередь самодеятельный) не только является важной составной частью в системе воспитания школьников, но также влияет на физическое и культурное развитие людей, занимающихся им независимо от возраста и профессии. Занятия туризмом способствуют всестороннему и гармоничному развитию человека, что подтверждает необходимость широкого распространения туризма и использования не только традиционных, но и новых форм его организации. Формы проведения могут быть различными: от однодневных походов до организации "СпАрт-туриад" - сложных многоаспектных туристско-культурных мероприятий. Практика показывает, что интерес у молодежи к таким формам организации туризма значительный и в ряде случаев имеет тенденцию к росту.

Туризм - продукт долгого исторического развития. Он существовал задолго до нашей эры, и его становление и развитие тесно связаны с историей общества. Чем более высокий уровень развития общества, тем более развитые виды и формы туризма в нем возникают, что, в свою очередь, дает возможность в большей степени раскрыть для людей его культурную ценность. В настоящее время в мире возникла целая "индустрия" туризма с громадным разнообразием форм реализации культурных потребностей человека: эстетических, оздоровительных, познавательных и многих других. Но, несмотря на значительный культурный потенциал существующих форм организации туризма, возможности для его существенного повышения далеко не исчерпаны, что подтверждается вышеизложенными данными о новых резервах туризма.

Литература

2. Дрогов И.А. О месте самодеятельного (спортивно-массового туризма в системе воспитания и оздоровления человека) //Научные проблемы туризма и отдыха. Бюлл. науч.-тех. информ. - М. ЦРИБ "Турист", 1990, №8, с. 58-64.

13. Столяров В.И. Проект "СпАрт". Спортивно-гуманистическое движение СССР: Основ, док. М. 1990, с. 13-16.

15. Столяров В.И. Олимпийский проект "СпАрт" (основные идеи и первые итоги реализации) //Ежегодник. Труды ученых ГЦОЛИФКа. - М. ГЦОЛИФК, 1993, с. 36-49.

Источник: lib.sportedu.ru