К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СРЕДИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Голованова Наталия

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Аннотация. В статье раскрывается проблема организации процесса физического воспитания среди учащейся молодежи и необходимость внедрения информационных технологий, которые бы оптимизировали ряд факторов влияющих на занятия физической культурой. Рассматривается проблема внедрения информационных технологий в учебный процесс в сфере физического воспитания среди учащейся молодежи.

Ключевые слова: информационные технологии, образовательный процесс физического воспитания

Анотацiя. Голованова Наталiя. До питання про використання iнформацiйних технологiй у фiзичному вихованнi серед молодi, що навчаеться. У статтi розкриваеться проблема органiзацii процесу фiзичного виховання серед молодi, що навчаеться i необхiднiсть впровадження iнформацiйних технологiй, якi б оптимiзували ряд факторiв, що впливають на заняття фiзичною культурою. Розглядаеться питання впровадження iнформацiйних технологiй у навчальний процес в сферi фiзичного виховання серед молодi, що навчаеться.

Ключовi слова: iнформацiйнi технологii, освiтнiй процес фiзичного виховання

Annotation. Golovanova Natalia. To the question about the use of technologies of informations in physical education among studying young people. The problem of organization of process of physical education among studying young people and necessity of introduction of technologies of informations, which would optimize the row of factors influencing on employments a physical culture, opens up in the article. The problem of introduction of technologies of informations is examined in an educational process in the field of physical education among studying young people.

Keywords: technologies of informations, educational process of physical education

Введение.

Закон Верховной Рады Украины "Про национальную программу информатизации" принятий 04.02.1998 году (№27 - 28, ст.181), на период до 2000 года предусматривал ряд мер для выхода государства из кризиса в отрасли информатизации. Необходимо отметить, что решение поставленных задач не выполнены в полном объеме и на сегодняшний день. О невозможности выполнения данного закона в течение двух лет было понятно с момента его принятия, поэтому этот Закон был рассмотрен скорее, как протокол про "намерения". Несмотря на это, перед каждой отраслью общественной жизни есть четко поставленные цели перехода к развитому информационному обществу.

В настоящее время в практике физического воспитания широкое применение находит внедрение компьютерных технологий, направленных на различные стороны организации, как учебного процесса, так и самостоятельных занятий. Среди таких сторон являются: повышение эффективности учебных занятий, оптимизация учебного процесса, индивидуализация физических нагрузок и т.д. [1]

Работа выполнена согласно с темой 1.2.7.3 п "Совершенствование организационно-методических основ технологических инноваций в системе профессиональной подготовки специалистов по физическому воспитанию и спорту" Сводного плана научно-исследовательской работы на 2006 - 2010 гг.

Формулирование целей работы.

Цель - провести анализ использования информационных технологий в процессе совершенствования физического воспитания учащейся молодежи.

Методы исследования - теоретический анализ и обобщение данных литературных источников.

Результаты исследований.

Современные теоретические исследования и сложившаяся практика физического воспитания убедительно свидетельствуют о том, что знания, как система научных представлений о путях и средствах эффективной организации двигательной активности человека, являются определяющим фактором и главной гарантией успешного формирования физической культуры личности и, как следствие, общества в целом. Поэтому обоснование более совершенного научного подхода к формированию и развитию знаний в сфере физической культуры является центральной задачей всего комплекса наук о физическом развитии, совершенствовании физических возможностей.

В современных условиях тенденции развития образования предполагают перевод управления процессом обучения на новый технологический уровень, предусматривающий использование информационных технологий. Такой подход является непременным условием повышения качества образования (В.В. Вучева, О.Н. Мещеряков, Л.А. Соколова, 2002; С.С. Уфимцев, 2005) [5].

В настоящее время широкое применение передовых компьютерных технологий позволяет поднять вопрос о возможности решения проблематики в физическом воспитании учащейся молодежи, внедрения информационных технологий и необходимость разработки всевозможных компьютерных технологий, которые бы оптимизировали влияние комплекса факторов влияющих на развитие физического состояния учащейся молодежи.

Концепция использования компьютерных программ в образовательном процессе, представленная Волковым В.Ю. (2001), включает:

  • классификацию компьютерных программ;
  • принципиальную схему персонального процесса совершенствования учебного процесса с помощью ЭВМ;
  • принципы использования компьютерных технологий в образовательном процессе;
  • комплексное использование информационных технологий.

Согласно концепции использования компьютеров в образовательном процессе совершенствование методики преподавания с помощью ЭВМ может идти двумя путями (рис. 1).

Рис. 1. Принципиальная схема перманентного совершенствования учебного процесса с помощью ЭВМ (по Волкову В.Ю. 2001)

Информационные средства в физической культуре включают в себя компьютерные, аудио- и видеопрограммы, печатные материалы. Информационные средства, порядок и особенности их использования, наличие обратной связи, позволяющей корректировать учебную программу, объединяют общим термином информационные технологии [3].

Основные принципы эффективного выбора технологий в инновационном учебном процессе:

  • в учебном процессе важной есть не технология, а ее влияние на достижение образовательных целей;
  • более дорогие и наиболее современные технологии не обязательно обеспечивают наилучший образовательный результат;
  • результат обучения в большей степени зависит не от типа коммуникационных и информационных технологий, а от качества разработки образовательных технологий и их методического обеспечения;
  • при выборе технологий необходимо учитывать наибольшее соответствие технологий характерным чертам учащейся молодежи и специфическими особенностями конкретных предметных отраслей [2].

При проектировании подобных современных систем следует учитывать:

1. Такие системы представляют собой системы, объединяющие возможности компьютера с компетенцией и опытом эксперта в определенной области знаний, т.е. они должны относится к экспертным системам.

2. Учитывая, что обработка знаний в обучающей системе человек - ЭВМ наиболее эффективна при использовании модельных структур, чрезвычайно актуальной становится необходимость привлечения специальных методов моделирования, принятых в объектно-ориентированном анализе.

3. Компьютерные обучающие системы должны обладать свойством расширяющихся интеллектуальных систем, обеспечивающих необходимую градацию уровня обучения и знаний в зависимости от процесса усвоения учебного материала пользователем.

4. В режиме контроля и тестирования система должна располагать средствами объяснения (желательно на естественном языке), обеспечивающими обучаемого рационально-обоснованными доводами при оценке его знаний и выдаче рекомендаций по дальнейшему изучению предмета [6].

Применяя информационные технологии, необходимо обращать внимание на возможности их комплексного использования, т.е. на составление, нахождение или создание тематических комплексов.

В Межвузовском центре по физической культуре был разработан ряд информационных тематических комплексов - "Гибкость", "Атлетическая подготовка", "Аэробика, шейпинг. ", компьютерные программы "Атлет", "Фитнес", "Грация" и др. [3]

Богданов В.М. Понамарьов В.С. Соловов А.В. подготовили к изданию учебный комплекс "Сделай себя сам", который интегрирует учебный материал следующих комплексов: "Основы физического воспитания", "Контроль и самоконтроль физического развития", "Оздоровительный бег" и "Атлетическая гимнастика" и представляет собой учебное пособие и CD-ROM с электронными учебниками.

При изучении вопроса внедрения информационных технологий в отрасли физического воспитания специалистами было разработано множество комплексов для учебного процесса Вузов и школ, но при этом необходимо отметить, что абсолютно упущен из внимания учебный процесс в средних профессионально-образовательных учреждениях.

Исследования Б.Г. Акчурина, 1996; Т.Г. Коваленко, 1999; Г.Л. Любимовой, 1999 и др. свидетельствуют о наличии закономерной тенденции к снижению состояния здоровья у учащейся молодежи. Одной из основных причин такого положения является недостаточная двигательная активность учащихся (П.В. Зайцев, 1991; Д.Н. Давиленко, 1996) [7].

При изучении вопроса использования информационных технологий физического воспитания учащихся средних профессионально-технических учреждений, были выявлены лишь одна научная работа Немовой О.А. "Повышение эффективности физического воспитания студентов средних профессиональных образовательных учреждений с использованием информационных технологий". Результаты исследований, отображенные на рис. 2, подтверждают их позитивное влияние на учащихся занимающихся физической культурой.

Рис. 2 Отношение учащихся экспериментальных и контрольных групп к занятиям физической культурой до и после эксперимента (в %) (Немова О.А. 2006)

Широкие возможности информационных технологий позволяют повысить уровень знаний учащихся в различных сферах деятельности и физическое воспитание не исключение. Путем разработок всевозможных теоретических и практических рекомендаций для индивидуального подхода к занятиям физической культурой, которые должны быть составлены на основании: тестирования, антропометрических показателей, всевозможных расчетов физической подготовки и заинтересованности в занятиях.

Новейшие информационные технологии и их широчайшие возможности и тенденции внедрения в учебный процесс позволят решить узкоспециализированные вопросы и подготовить комплексный подход к решению нескольких узловых показателей учащихся молодежи в зависимости от специфики будущей профессии.

Выводы.

В настоящее время направление разработки в отрасли информационных технологий по развитию физической подготовки подтверждает актуальность вопроса. Для учащихся средних профессионально-образовательных учреждений этот вопрос наиболее актуален, так как именно они являются яркими представителями будущего трудового общества и именно здесь в первую очередь необходимо иметь хорошую физическую форму, так как основа их работы физическая деятельность.

Внедрение информационных технологий позволят адаптировать и повысить уровень знаний по физической культуре учащихся средних профессионально-образовательных учреждений. При комплексном подходе к изучению данного направления всплывает вопрос о необходимости решения задач, путем оптимизации многих факторов, влияющих на желание и возможности занятий физической культурой, как в учебном заведении, так и вне него. Вследствие анализа и обобщения литературных источников рассматривая вопрос внедрения информационных технологий в учебном процессе в сфере физического воспитания в контексте популяризации спорта, нами было обнаружено только несколько работ российских авторов, а при поиске подобных трудов в Украине, к сожалению, выявлено не было. Именно это натолкнуло нас на выбор тематики для дальнейшей научной работы.

Источник: lib.sportedu.ru