4 Роль воспитания в развитии человека и формировании его личности

Воспитание - третий существенный фактор развития и формирования личности Оно корректирует влияние наследственности и среды в целях реализации социальной программы развития личности В отличие от социализаци ее, которая происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (школьное, семейное, религиозное воспитания), как своеобразныйй механизм управления процессом социализации идеальной целью которой является человек, отвечающий социальным требованиям и одновременно противостоит негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, которые тормозят развитие его индивидуальности Вы иховання выполняет две основные функции: упорядочивает весь спектр воздействий на личность и создает условия для ускорения процессов социализации с целью развития личности Сила воспитательного воздействия заключается в целеустремленности, систематичности и в квалифицированном руководстве Слабость воспитания в том, что оно базируется на сознании человека и требует его участия, вместо наследственность и среда действуют не сознательно и подсознательно Именно этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человекдини.

Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк - от утверждения его полного бессилия и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохих воздействиях среды) к определению Ання единственным средством изменения человеческой природ.

Без сомнения, воспитание не может повлиять на особенности таких физических качеств, как цвет глаз, волос, кожи, общую конституцию ребенка Однако может повлиять на ее общее физическое развитие, ведь путем м специальной тренировки и упражнений можно укрепить и закалить здоровье человека, что, в свою очередь, отразится на ее активности и трудоспособностиі.

Природные задатки могут развиться в способности лишь под влиянием воспитания и приобщения человека к соответствующему виду деятельности развития задатков и превращения их в Способности, а также для развития в таланта, нужны работоспособность и трудолюбие Последние являются теми качествами, которые достигаются в результате воспитанияня.

Большое значение для понимания возможностей воспитания в формировании личности человека имеет опыт обучения, воспитания и приобщения к жизни слепоглухих от рождения детей, все контакты которых с жизнью и о овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками происходят под руководством воспитателя Основой методики их воспитания является так называемая спильнороздилена деятельность, в процессе которой воспитатель пос лаблюе свое руководство с целью поддержки пробужденного у ребенка стремление выполнить действие самостоятельноо. 1

Воспитание вносит в судьбы людей разный вклад: от незначительного до максимально возможного Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя Лозунг \"воспитание может все\", с которым Неоднораз ЗОВО выступала педагогика, себя не оправдалае виправдало.

Специальные исследования показали, что воспитание способно обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки Воспитание малышей обезьяны в одинаковых с ребенком условиях показало, что малыши обезьяны, имея такие же контакты с людьми, получая хорошее питание и уход, тем временем не приобретают никакой психической качества, присущего (исследование Н И Ладыгина-Котс)с) .

Восприятие человеком воспитательного воздействия зависит от уровня ее подготовки к этому восприятия, обусловленный влиянием наследственности и среды Диапазон восприятия воздействия очень широк - от полного игнорув ния воспитательных требований к абсолютному подчинения воле воспитателя Существующий \"сопротивление воспитанию\", как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателя, решает судьбу конечного результато результату.

Результативность воспитательного воздействия зависит от соответствия целей, содержания и методов воспитания не только достигнутому уровню развития ребенка - \"уровню актуального развития\", но и \"зоне ближайшего развития в \"(Л С Выготский) Ориентируясь на процессы, которые еще не созрели, находятся в стадии становления, воспитатель может создать новую\" зону актуального развития \", повести за собой развито", повести за собою розвиток.

В этом смысле воспитания является главной силой, которая способна сформировать полноценную личность

физический, духовный, а, психическое развитие личности осуществляется в деятельности

Под понятием деятельность понимают все разнообразие занятий человека, все то, что она выполняет Основными видами деятельности детей и подростков является игра, учение, труд По направленности выделяют познавательную в, общественную, художественную, спортивную, техническую, ремесленные и Гедоническая (направленную на получение удовольствия) деятельность Особым видом деятельности является общение Из глубины веков дошли до нас мудрые сп выговорння:

Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, то человеком считаться не масс права

Что человек делает, таковой она и является

Без явно усиленного трудолюбия нет ни талантов, ни гениев

Деятельность - путь к знаниям

Ничто так человека не моментально, как опыт

Если вы удачно выберете труд и вложите в нее всю свою душу, то счастье само вас найдет

Высказывания выдающихся людей свидетельствуют о прямой связи между интенсивностью деятельности и результатами развития Чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень ее развития в ней Конечно, рам мКи действия этой закономерности не безграничны Они регламентируются способностями, возрастом, организацией самой деятельности и и ін.

Деятельность может быть активной и пассивной Работа, выполняемая без желания, настроения не обеспечивает высоких результатов развития Эффективное развитие происходит только в процессе активной, эмоционально Забара рвленои деятельности, в которую человек вкладывает всю душу, полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность Такая деятельность приносит удовольствие, становится источником энергии и вдохновения Вот почему важ ива не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, что проявляется в этой деятельностиості.

Воспитание играет главную роль в развитии личности лишь при условии, если оно положительно влияет на внутреннее стимулирование ее активности по работе над собой, то есть когда развитие приобретает характер в саморазвитии Вот почему Л М Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодоносное дерево Ведь в буквальном смысле человек его не выращивает - оно само растет Она лишь копает землю, вносит добри ва, обрезает лишнее ветви, то есть создает необходимые внешние условия, способствующие его саморазвития Сам же развитие происходит по своим внутренним законам Нечто подобное наблюдается и в саморазвитии в личности Хотя он и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но они развивают и формируют личность в определенной, благодаря которой вызывают положительный отклик в его внутренние и сфере и стимулируют собственную активность в работе над собоад собою.

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены Каждый, кто желает к ним присоединиться, должен достичь этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением А Дистервег

Понимание роли активности самого человека в собственном развитии позволяет педагогу целенаправленно организовывать деятельность школьника, ставить его в позицию активного деятеля, вооружать такими способами действие ности, позволяющие активно проявлять свои силы; изучать его личностную своеобразие, раскрывать потенциальные возможности, т.е. разумно направлять процесс развития личности.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Источник: uchebnikionline.com