Т.В. Андрюхина, Е.В. Клочкова, Т.К. Хозяинова-Цегельник (Екатеринбург)

Физическое воспитание детей с задержкой психического развития

Особое значение для коррекции дефектов и развития всей личности аномального ребенка имеет правильная постановка физического воспитания в младших классах. На начальном этапе обучения закладывается фундамент, выработки у них навыков основных движений и формировании осанки. Младший школьный возраст весьма благоприятен для коррекции недостатков развития, и чем раньше начнется исправление дефекта, тем скорее и успешнее он будет устранен.

От физического воспитания в младших классах детей с ЗПР во многом зависит развитие всей личности аномального ребенка, в том числе и его умственного развития. Н.А.Добролюбов писал, что естественное правильное, здоровое развитие всех сил организма гораздо более значит для умственной деятельности, нежели всевозможные искусственные внушения.

Правильная постановка физического воспитания на начальном этапе обучения детей с ЗПР имеет большое значение и потому, что хорошо поставленная работа по физическому воспитанию и, в частности, по коррекции движений, начиная с первого класса, оказывает значительное влияние на выработку у учащихся правильных навыков в письме, рисовании, ручном труде, в самообслуживании, а в дальнейшем, и в профессионально-трудовом обучении.

Общее воздействие физических упражнений на организм ребенка выражается в том, что они, как установлено исследованиями П.Ф.Лесгафта, А.Н.Крестовникова и др. содействуют повышению жизнедеятельности всего организма. Физические упражнения, особенно проводимые на свежем воздухе, улучшают обмен веществ, кровообращение, дыхание, тонизируют деятельность центрального и периферического отделов нервной системы, положительно влияют на состояние костно-мышечного аппарата. Все это содействует улучшению общего состояния организма аномального ребенка, повышению его умственной и физической работоспособности, поднятию компенсаторных возможностей центральной нервной системы. Такая активизация деятельности всего организма и, в первую очередь, центральной нервной системы является важным условием успешного обучения и преодоления недостатков детей с ЗПР.

Занятия физической культурой играют существенную роль и в организации правильного режима труда и отдыха учащихся. Специальными исследованиями Л.И.Александровой, Л.А.Маркосяна установлено, что переключение с общеобразовательных уроков, где учащиеся заняты умственной работой и находятся в однообразной позе сидения за партой, на занятия физической культурой, где преобладает двигательная работа, благотворно влияет на деятельность нервной системы. Особенно положительное влияние на повышение умственной работоспособности оказывают уроки физкультуры в тех случаях, когда они по расписанию стоят третьими.

В связи с повышенной утомляемостью учащихся с ЗПР на общеобразовательных уроках особое значение имеет вопрос об использовании уроков физической культуры, утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток во время уроков в классе, а также физкультурных мероприятий на больших переменах с целью повышения умственной и физической работоспособности аномальных детей.

Физическая культура имеет большие возможности для коррекции недостатков и совершенствования моторики детей с ЗПР. Большое число физических упражнений и вариативность их выполнения позволяет производить подбор наиболее целесообразных сочетаний упражнений для каждого отдельного случая.

Несовершенная, недоразвитая моторика детей с ЗПР не только существенно затрудняет обучение их двигательным действиям, но и тормозит дальнейшее развитие детей. Как отличается в работах ряда авторов, от состояния моторики в значительной мере зависит и психическое развитие ребенка. А.Н.Леонтьев в работе, посвященной исследованию влияния нарушенных двигательных функций на психику человека, подчеркивает, что психика не просто «проявляется в движении, в известном смысле движения формирует психику». Ведь именно движение осуществляет непосредственную связь человека с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психических процессов.

Физиологической основой коррекции недостатков развития аномальных детей признается компенсация, то есть замещение патологически нарушенных функций центральной нервной системы новыми нервными механизмами сущность процессов, лежащих в основе компенсации раскрывается на основании учения И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, Е.М.Веденского и их учеников по рефлекторной деятельности нервной системы.

Образование новых нервных механизмов возможно благодаря огромной пластичности мозга человека и функциональной многозначности нервных центров за счет условно-рефлекторных связей. Высокую пластичность центральной нервной системы постоянно отмечал И.П.Павлов, указывая, что главнейшее, сильнейшее и постоянно остающееся впечатление от изучения высшей нервной деятельности – это чрезвычайная ее пластичность, ее огромные возможности и что ничего не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяется к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.

Коррекция недостатков развития детей с ЗПР в процессе физического воспитания осуществляется путем воздействия на ребенка с целью улучшения общего состояния здоровья и поднятия всех функциональных возможностей организма, с одной стороны, и избирательного воздействия с целью исправления и развития пораженной функции и органа, с другой стороны. Занятия физической культурой, наряду с общеразвивающим и оздоровляющим воздействием, оказывают влияние на развитие или исправление отдельных движений, а также исправление деформаций и отклонений в формах тела.

Научными исследования и практикой работы по физическому воспитанию доказано, что при помощи специальных физических упражнений можно изменять формы тела человека. Имеется ряд работ посвященных вопросам исправления деформаций и различных отклонений в формах тела при помощи физических упражнений (В.В.Гориневский, С.М.Иванов, В.К.Крамаренко, В.К.Стасенков и др.). В свою очередь, развитие произвольных движений индивида, а также их восстановление после патологических нарушений зависит от характера двигательной деятельности (А.Н.Леонтьев, Л.В.Запорожец, А.Р.Лурия и др.). Из этого следует, что для коррекции недостатков и совершенствования моторики учеников с ЗПР необходимо обеспечить такой характер их двигательной деятельности в учебе, труде и в игре, при котором постоянно оказывалось бы коррекционно-развивающее воздействие на учащегося с учетом их двигательных расстройств.

На основании всего изложенного можно отметить ряд специфических особенностей в вопросе физического воспитания детей с ЗПР.

1. Физическое воспитание учеников с ЗПР направлено, прежде всего, на коррекцию недостатков их развития.

2. Для успешного осуществления коррекционно-развивающих задач в процессе физического воспитания нужно учитывать имеющиеся у детей отклонения в физическом и психическом развитии.

3. Третья особенность заключается в применении специально подобранных средств и методических приемов, которые в наибольшей мере содействуют коррекции недостатков и в то же время благоприятно влияют на общее физическое развитие.

Источник: do.teleclinica.ru