Учебная программа курса повышения квалификации руководителей физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении Система физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

Министерство образования Иркутской области

Областное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Братский педагогический колледж № 1»

Методический ресурсный центр

Программа предназначена для повышения квалификации руководителей физического воспитания в дошкольных учреждениях разного типа. Данная программа базируется на идеях Змановского Ю.Ф. Алямовской А.Л. о комплексном подходе к физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников; на идеях Иванова И.П. Чистяковой М.И. о взаимосвязи физического и психического здоровья.

Учет функциональных возможностей детей при планировании физкультурно-оздоровительной работы

Овладение методами диагностики и контроля физического развития детей.

Широкое использование нетрадиционных методик оздоровления дошкольников.

Направленность содержания работы на формирование потребности детей в здоровом образе жизни.

Данный курс предназначен для развития у слушателей самостоятельности мышления, творческой активности, направленности на поиск развивающих технологий обучения и воспитания; умения анализировать свою деятельность, прогнозировать результаты работы, обобщать и внедрять передовой педагогический опыт по физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников.

Организуются теоретические и практические занятия, предусмотрены разные формы самостоятельной работы слушателей курсов с литературными источниками. Прогнозируются следующие результаты курса:

повышение методической грамотности педагогов;

овладение интерактивными методами и современными технологиями обучения и оздоровления дошкольников.

Зачет проводится в форме электронного тестирования по курсу обучения. Общее количество занятий – 72 часа.

Содержание курса:

Современные подходы к организации дошкольного образования. Обеспечение психологической безопасности детей в дошкольном образовательном учреждении. Создание воспитывающей среды.

Социально-личностное развитие в процессе физического воспитания.

Подвижные игры – школа социального опыта. Игры на взаимодействие детей друг с другом. Основы личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста. Возрастные особенности детей, вариативность индивидуального подхода к разным возрастным группам.

Нормативные документы. вариативность современных программ физического воспитания. Комплексные, парциальные, программы дополнительного образования.

Гимнастика. Основные движения. Акробатика

Значение основных движений, их характеристика. Виды основных движений, техника, программные показатели в разных возрастных группах. Подготовительные и подводящие упражнения к основным движениям. Методика обучения: способы органи­зации детей, обеспечение страховки, отбор методов и приёмов работы в зависимос­ти от этапа разучивания движений, приёмы отработки техники и исправление ошибок.

Методика обследования навыков детей, снятие функциональных проб, измерение количественных показателей, учёт физической нагрузки.

Принципы подбора движений для физкультурного занятия.

Обучение дошкольников баскетболу: техника, методика обучения. Наблюдение занятия по обучению детей баскетболу. Спортивно-ориентированный подход к организации обучения дошкольников.

Использование йоги для дошкольников Наблюдение занятия по стретчингу с детьми старшего дошкольного возраста. Психофизический подход к организации физического воспитания в ДОУ. Учет функциональных возможностей детей.

Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях.

Физкультурные занятия.

Значение, место в режиме дня, задачи, физкультурного занятия. Принципы рациональной организации двигательной активности детей на физкультурном заня­тии Ю. Змановского. Типы занятий. Структура и содержание занятия в зависимости от его типа. Способы организации детей на занятии. Методика про­ведения занятий в разных возрастных группах: регулировка дыхания, работа над качеством движения, дозировка, нагрузки, решение задач всестороннего воспитания в ходе занятия. Общая и моторная плотность занятия. Особенности проведения занятия на участке и в смешанной группе. Совместная работа руководителя и воспитателя на занятии.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня

Значение, структура и содержание утренней гимнастики, принципы подбора упражнений и составление комплексов гимнастики. Типы утренней гимнастики: сюжетно-игровая, танцевально-ритмическая, дыхательная, суставная, на развитие физических качеств, нетрадиционная. Методика проведения гимнастики в разных возрастных группах; регулировка нагрузки, дыхания, приёмы работы над осанкой, качеством движения. Использование музыки, особенности проведения на участке и в смешанной группе.

Закаливающие процедуры : создание условий для их проведения, подбор физических упражнений, методика проведения, индивидуальный подход к детям.

Ф изкультурные минутки : организация детей, подбор упражнений в зависимости от вида занятия и деятельности детей, методика проведения.

физкультурны е досуг Физкультурные досуги и праздники : значение, структура и содержание. Методика про­ведения: организация детей, дозировка нагруз­ки, решение оздоровительных и воспитательных задач. Методика проведения прогулок и экскурсий за пределы детского сада. Детский туризм. Руководство самостоятельной деятельностью детей.

Учет гендерных особенностей детей при организации физического воспитания. Типы полоролевого поведения: маскулинные, феминные, андрогинные, недифиринцированные дети. Половое воспитание на физкультурных занятиях. Особенности организации оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном и физическом развитии. Индивидуализация процесса физического воспитания, работа с одарёнными детьми, имеющими отклонения в физическом развитии. Особенности занятий с детьми, имеющими нарушения зрения, слуха, интеллекта, речи.

Нормирование физических нагрузок дошкольников. Организация рациональной активности детей в течение дня. Режим двигательной активности. Хронометрирование. Занятия после заболеваний.

Составление и защита проектов оздоровления дошкольников. Понятие о проекте, типы проектов, структура. Определение проблемы, цели, задач, предполагаемых результатов, программы работы.

Задания для самостоятельной работы:

Познакомиться с книгой Козлова С. А Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. – М. 2000.

Изучить парциальные программы по физическому воспитанию

Подобрать игры на взаимодействие детей в педкопилку

Степаненкова Э.Л. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М. 2001.

Сивачева Л.И. Спортивные игры с нестандартным оборудованием. – СПб. 2001.

Сашин М.Р. Брыскина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М. 2000.

Г.М.Парилова

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

краткосрочной дополнительной образовательной

программы повышения квалификации

Источник: refdb.ru