Скачать:

Предварительный просмотр:

Реализация интегрированного подхода

в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Сегодня все знают о существовании экологических проблем.

В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается.

В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.

Внедрение  инноваций  в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новых методик. Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние, не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.

Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.

Авторы  примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»  Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова и др. считают, что «только в том случае, когда педагог методично и целенаправленно использует в работе принцип интеграции образовательных областей, развитие дошкольников будет полным и разносторонним» [1].

Интеграция  позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга.

Так в чём же сущность понятия интеграция?

Оксана Алексеевна Скоролупова, Нина Владимировна  Федина (руководитель группы разработчиков ФГТ) отмечают:

«Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса

В настоящее время перед педагогами и специалистами дошкольных учреждений стоит совершенно иная задача – разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Это принципиально новый подход к дошкольному образованию. При этом нужно понимать, что образовательным областям придаёт целостность не столько их объединение, сколько проникновение одной области (или нескольких) в другую.

Это дает ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные навыки, формирует умение свободно высказать свою мысль, а главное, развивает у детей познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни.

Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знание для их дальнейшей интеграции.

Количество видов деятельности определяет каждый воспитатель сам, они не имеют чёткой структуры, но имеют отличительные особенности:

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Как развивать у детей любовь к природе и стремление защищать ее? И как научить детей ценить красоту и хрупкость природы?

Педагогический опыт показывает, что ребенок лучше усваивает то, что является его личной целью. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определённая проблема Проектирование образовательной деятельности является актуальным в настоящее время. Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.

Метод проектной деятельности мы используем в работе с дошкольниками с младшего возраста.

В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также все сотрудники детского сада.

Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, система работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи  в данном направлении, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира.

Одной из форм взаимодействия  с семьёй является организация  детско-родительских встреч интегрированного характера. Цель таких встреч: формирование способов взаимодействия детей и родителей.   Совместные детско-родительские встречи натолкнули на идею интегрированного подхода к разным видам деятельности, и выразилось это в форме реализации проектов, в организации и проведении которых будут участвовать воспитатели, дети,  родители.

Организация интегрированного образовательного пространства требует от педагогов формирование  новой профессиональной позиции.   готовности  осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией, а так же предполагает  перестройку педагогического мышления.

Выстраивая работу  педагогов в инновационном режиме,  встала проблема организации более эффективной методической работы, направленной на формирование и повышение педагогической компетентности у специалистов  и воспитателей нашего детского сада.

На наш взгляд, самыми эффективными в плане профессиональной активизации воспитателей  и  создания у них мотивации к успешному овладению знаниями и навыками в работе,  с  соблюдением требований -  являются интерактивные  формы работы с педагогами.

Такие как  обмен положительным опытом, совместный анализ проблемных педагогических ситуаций, создание пар взаимодействия и проведение семинаров – практикумов, а так же педагогические ринги.

Таким образом, можно подвести итог всему сказанному: интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура.

Предварительный просмотр:

Источник: nsportal.ru