Круглый стол для старших воспитателей. «Интегрированный подход в реализации задач патриотического воспитания дошкольников»

Цель круглого стола - выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.

Задачи:

1. Рассмотрение разных направлений патриотического воспитания в детском саду.

2. Обогащение представлений о формах методической работы дошкольного учреждения по данному разделу дошкольной программы с отражением практического опыта участников круглого стола.

3. Обмен опытом ДОУ по реализации воспитательной системы и Программы развития ДОУ с приоритетным направлением - патриотическое воспитание дошкольников с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска, магниты, словари, листы бумаги в форме деталей дома (фундамент, бревна, окна, крыша, список праздников на каждый месяц по дням, фотографии зданий и учреждений поселка Сернур, столы, стулья по кругу для всех участников.

План проведения:

1. Вводная часть (постановка проблемы, определение и обсуждение основополагающих понятий) .

2. Дискуссионная часть (разминка, представление гипотезы в форме построения дома как основной и объемной структуре данного раздела, работа педагогов в подгруппах) .

3. Заключительная часть (рефлексия) .

1. Вводная часть:

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я думаю, что большинство из вас согласиться, что самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности, и это лучше всего понимаем мы - педагоги. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, это не так страшно в дошкольном возрасте, они еще растут, но упускать это время нельзя. В каждом дошкольном учреждении тема патриотизма является значимой и востребованной, оно взаимосвязано с духовно-нравственным воспитанием, без которого нельзя воспитать гармонично развитого ребенка как личность. Предлагаемый ФГТ принцип интеграции может стать необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду, так как воспитательное содержание дошкольного образования через интеграцию проникает в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано и сказано великими учеными - педагогами немало, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. При этом нужно учитывать, что формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Таким образом, важнейшей задачей ДОУ является формирование у детей духовно-нравственных и нравственно-патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю.

Целью воспитательной системы нашего детского сада является создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно-гражданского потенциала дошкольника через грамотное построение целостного педагогического процесса на основе синтеза опыта традиционной российской системы общественного дошкольного образования и обобщения, систематизации, интеграции достоверных, научно-исторических материалов с учетом национально-регионального компонента.

И сегодня на нашем круглом столе я предлагаю обсудить проблему - какие формы патриотического воспитания наиболее доступны и значимы, а значит, востребованы с использованием интеграции в детском саду?

2. Дискуссионная часть:

• А начать я предлагаю с разминки - ответьте, пожалуйста, на вопросы патриотической тематики:

1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (государство)

2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (флаг)

3. Официальная эмблема государства? (герб)

4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)

5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (страна)

6. Что в переводе на русский язык означает название поселка Сернур?

7. С какими районами соседствует Сернурский район? (Район расположен на севере республики и граничит: на западе — с Новоторъяльским, на юго-западе — с Куженерским, на юго-востоке — с Параньгинским, на востоке — с Мари-Турекским районами Марий Эл и на севере — с Кировской областью) .

8. Дата образования нашего района? (Датой образования района считается 15 января 1921 года, когда был образован Сернурский кантон, куда вошли часть волостей Уржумского и Яранского уездов Вятской губернии — современные северо-восточные районы Республики Марий Эл.)

9. Как называется наш музей? (Сернурский историко-литературный музей им. Александра Федоровича Конакова)

10. Сколько населенных пунктов в Сернурском районе? (146)

Для лучшего усвоения методологической основы патриотического воспитания я предлагаю всем вместе построить дом, как особо значимую структуру данного раздела воспитания. Дом - это свое жилье, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство, место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования или учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды (например, детский сад, и более в глобальном значении дом - это наша планета) .

• Работа со словарями - и прежде всего, как фундамент дома, я предлагаю вам определиться с пониманием слов - патриотизм, гражданственность и национализм (работа в подгруппах -3-4 мин, затем от каждой команды дается определение и объяснение выбранных понятий (выписываем на отдельном листе) .

• Чтобы быть крепким, лучший дом с давних времен считается деревянный, построенный из бревен. Давайте и мы возьмем по бревнышку и по очереди, чтобы не повторяться, вспомним основные темы и понятия патриотического воспитания в детском саду, например: семья, детский сад, «малая» Родина, Россия, армия, народное творчество, народные промыслы, народные праздники (выкладываем понятия в виде бревен на доске) .

• Назовите, пожалуйста, на какие четыре направления можно разделить любой раздел образования, в том числе и патриотическое воспитание (работа с детьми, работа с родителями, методическое сопровождение или работа с педагогами, и работа с социумом - кто первый назовет, получает карточку). Предлагаю объединиться в микрогруппы и, обсудив, выбрать формы работы с данным контингентом участников, а затем назвать наиболее приемлемый с вашей точки зрения вариант (время - 2-5 мин, песочные часы. Звучит красивая музыка) .

• Микрогруппы называют формы работы - с детьми, родителями, педагогами, социумом - выбор наиболее приемлемых (Во время ответов участников можно использовать такие вопросы: Можете ли вы привести пример из практики? Какая форма наиболее близка вам? Какие образовательные области можно задействовать при проведении данной формы). Дом достраивается направлениями - как окнами.

• Основа - историческое и культурное наследие своей Родины и народа (выкладывает ведущий сверху) .

• Дом должен быть покрыт крышей. Для педагогов значимым является развитие ребенка. Давайте попробуем определить личностные и интегративные качества, которые можно развить в процессе патриотического воспитания? (достраиваем крышу) .

• Итак, мы с вами определили, что патриотическое воспитание основано на понятиях - патриотизм и гражданственность. Используя разные формы работы в интеграции всех направлений - работа с детьми, с родителями, педагогами и социумом, мы можем развить в дошкольнике такие качества, как…

• Для нашего коллектива одной из эффективных форм, в которой наиболее ярко проявляется интеграция - являются праздники. Давайте попробуем с вами, составить календарь праздников, которые можно проводить в детском саду. (Затем необходимо отпечатать календарь праздников, чтобы раздать участникам круглого стола) .

• Дом, малая Родина… Прежде чем научить, мы должны сами ее узнать. Давайте попробуем определить по фотографиям учреждения нашего поселка и составим небольшой рассказ о них - как бы мы рассказали детям (фотографии или на ноутбуке) - общее обсуждение.

• А теперь попробуйте отгадать, о чем или о ком рассказывают наши дети:

- Большое здание, где дают карточки, билеты…

Там деньги дают, или даже пенсию…

Там живут военные, они учатся… (военкомат)

- Там все интересно и очень красиво…

Там есть старое белье, вещи, а еще деньги…

Это там, где хранятся старые найденные и доисторические фрагменты. (музей)

- Это большое здание, где работают люди…

Там бывает праздник и много-много людей (администрация)

3. Заключительная часть (рефлексия)

Мы сегодня обсудили интересные темы интеграции в патриотическом воспитании дошкольников, надеюсь, вам было интересно. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями (передавая солнышко) .

Предлагаю начать словами: Я сегодня узнала, или Мне было интересно…

Начинает ведущий.

И в заключении, мне бы хотелось напомнить слова В. А. Сухомлинского: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине».

Раздача буклетов и календарей праздников.

Источник: www.maam.ru