Технологическая карта планирования деятельности воспитателя

Когда мы тратим время на планирование, его становится больше.

В условиях интенсификации и оптимизации деятельности современного воспитателя детского сада важно научиться ее планировать, т. е. составлять план работы, который не только будет способствовать организации образовательного процесса, решению намеченных задач, но и сделает работу педагога более осмысленной и результативной. Составление технологической карты как формы планирования педагогической деятельности поможет объединить многие функции воспитателя и сэкономит его время.

Необходимость и важность планирования как единой системы работы подчеркивает К.Ю. Белая. Разработанные ею карты планирования для заведующих и старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений сочетают тактический и оперативный виды планирования. Описывая этапы планирования, О.А. Скоролупова отмечает важность наличия аналитического блока при тактическом планировании. Так, на основе анализа итогов деятельности (количественных и качественных характеристик, причин сбоев в работе) выбираются пути решения проблем, проектируется дальнейшая работа. На базе тактического плана деятельности педагога разрабатывается оперативный, который содержит перечень мероприятий по выполнению определенных задач. Таким образом, технологическая карта – это вид методической продукции, обеспечивающей эффективную и качественную деятельность педагога.

В структуру предлагаемой технологической карты планирования деятельности воспитателя входят конкретные задачи на определенный период, содержание работы и формы ее осуществления. Особенность данной карты состоит в том, что временной промежуток, отведенный на ту или иную деятельность, имеет гибкий характер. Педагог самостоятельно может определить срок для ее выполнения. Так, задача по адаптации ребенка к детскому саду может занять неделю или растянуться на месяц, но начинать ее решать следует в первый день прихода воспитанника в группу. Таким образом, в технологической карте отражается алгоритм – четкая последовательность действий педагога.

Основными критериями технологической карты являются:

  • систематичность;
  • прогностичность;
  • точность (детализация содержания);
  • гибкость (возможность внесения коррективов в случае изменения условий).

Задачи деятельности воспитателя могут повторяться ежемесячно с корректировкой ее содержания. Например, создание условий для самостоятельной деятельности детей требует постоянных изменений в предметно-развивающей среде, что необходимо для поддержания интереса воспитанников и формирования их активной позиции. По мере решения данных задач, которые являются постоянными, будет меняться содержание деятельности педагога. Так, в октябре воспитатель занимается созданием игровых маркеров предметно-развивающей среды, оснащением групповой материалами для самостоятельной игровой деятельности дошкольников с учетом их интересов. В ноябре это может быть привлечение детей к организации игрового пространства: проектирование игровых уголков и т. д.

Отличительной чертой технологической карты планирования работы воспитателя является ее сочетание с темой, на основе которой реализуются задачи образовательных областей. Данные направления деятельности отмечены как требование к реализации образовательной программы дошкольного учреждения, а значит, обязательны для педагога (Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655).

Планирование деятельности воспитателя может меняться в соответствии с видом дошкольного учреждения. К основным задачам добавляются приоритетные или коррекционные, разрабатывается соответствующее содержание работы. Данная вариативная часть планирования составляется коллегиально. Каждый участник образовательного процесса (воспитатель, учитель-логопед, дефектолог, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре) определяет свою роль в решении поставленных задач. Для воспитателя – это составление индивидуального маршрута развития ребенка. Формы работы также отбираются с учетом специфики деятельности ДОУ.

Одним из обязательных пунктов технологической карты является повышение профессиональной компетентности или мастерства педагога. Это актуальный вопрос: с одной стороны, регулируется качество образовательного процесса, а с другой – обеспечивается планомерная подготовка воспитателя к процедуре аттестации.

Данная технологическая карта планирования деятельности может быть рекомендована в первую очередь молодым специалистам как опора в работе и средство для осознания должностных обязанностей. Более опытному педагогу технологическая карта поможет в осуществлении рефлексивной деятельности и самоконтроля.

При работе с картой воспитатель может наглядно видеть свои задачи, устранить эффект неопределенности, а значит, будет ощущать уверенность при выполнении действий. Педагог, умеющий рационально планировать свою деятельность путем составления технологической карты, научится ее систематизировать.

Сложно переоценить значение технологической карты и в методической работе старшего воспитателя. Она облегчает контроль выполнения программы, очерчивает границы деятельности педагога, помогает сосредоточить внимание на главных задачах, а также способствует согласованному выполнению действий всеми участниками образовательного процесса.

Любое планирование носит творческий характер. Содержанием работы, отраженным в технологической карте, определяется личностный потенциал педагога.

В представленной в приложении технологической карте планирования деятельности воспитателя детского сада общеразвивающего вида перечислены основные задачи на каждый месяц. Содержание объединяет примерные формы работы по реализации данных задач. Дополнением к карте является календарь событий группы на каждый месяц.

Приложение

Вариант технологической карты планирования деятельности воспитателя

Источник: www.resobr.ru