Скачать:

Янушко Светлана Борисовна

Воспитатель

МБДОУ ДС №144

Г. Иркутск

Философы античности о воспитании  и обучении детей.

Внедрение инноваций в педагогическую деятельность

дошкольных образовательных учреждений.

Еще во времена античности (VI-Vвв. до н.э.)сложились первые воспитательные системы. Нам известны афинские, спартанские, римские школы, которые различались между собой содержанием обучения и методами, а также его целями. Например, древнегреческий философ Аристотель говорил о единстве физического воспитания, воспитания личности и воспитания общественного. При этом он делал упор на то, что «воспитанию духа способствует воспитанию тела». Философ Демокрит утверждал, что процесс обучения и воспитания преобразует природу человека, формирует стремление постичь неизвестное, чувство ответственности и долга. Также он утверждал, что воспитание ведет к обладанию тремя сокровищами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо делать». Древнеримский философ Плутарх говорил о важности обучения и воспитания ребенка в семье, причем была необходимость материнского воспитания. Сенека отводил воспитанию роль формирования самостоятельной личности, подчеркивая при этом важность постижения подрастающим поколением нравственных основ. А главным методом он считал беседу с яркими примерами из реальной жизни. Квинтиллиан сравнивал ребенка с «драгоценным сосудом», который способен вместить в себя все хорошее и дурное.

Как вывод, практически все философы античности основной задачей воспитания полагали развитие в формирующейся личности доброты, положительных черт характера, законопослушания, уважения к старшим, наставникам, а также подавление дурных наклонностей. Именно эти постулаты педагогической науки прошли проверку временем от эпохи античности до наших дней.

Предпосылки и источники становления инноватики в дошкольном образовании обусловлены ходом общего развития и образовательной политики в целом, происходят инновационные процессы в экономическом производстве и других сферах жизни, гуманизации отношений участников образовательного процесса.

Термин «инновация» появился в исследованиях культурологов XIXв и вначале обозначал введение некоторых элементов одной культуры в другую и изучение их отношений.

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Современное общество в своем развитии вступило в эпоху глобальных перемен, диктующих пересмотр подходов во всех областях жизни нашего общества, в том числе и в образовании. В концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г одной из задач выступает создание новой модели образования, которая предполагает открытость систем, формирование сетевого взаимодействия с различными институтами и агентами индивидуального, экономического и социального развития. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» обозначен курс на модернизацию и инновационное развитие и, как результат, на раскрытие способностей каждого воспитанника.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования /Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009г №655/ возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, которое направлено на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а также выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Исследователи в области педагогики В.А.Сластенин и Л.С.Подымова так охарактеризовали инновационный потенциал коллектива – это способность создавать, воспринимать и реализовывать новшества, а также избавляться от всего устаревшего, педагогически нецелесообразного.

Меняется миссия предназначения детского сада в современной образовательной ситуации, и требования к педагогу, работающему с дошкольниками. Педагог постоянно должен быть готов к постоянному совершенствованию своего профессионализма и повышению своей компетентности.

Инновационные процессы – это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Эта деятельность в образовании имеет свои особенности, и их несколько. Первая заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги. Если этого не учитывать, то из педагогической инновации выпадает все образовательное, вся гуманистическая составляющая инновационной деятельности.

Вторая особенность – это необходимость системного обхвата возможно большего числа педагогических проблем. Одним из условий, определяющим эффективность педагогической инновации, является исследовательская деятельность педагогов. Педагоги задаются общими вопросами, по-новому переосмысливают существующие дидактические принципы. Применительно к сфере образования инновацией можно считать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового содержания, метода, формы организации образовательного процесса.

Показателями нового качества образовательного процесса в современном ДОУ, определяющими динамику его развития, могут быть следующие характеристики:

- новые знания, формирование ключевых компетенций дошкольников, повышение уровня их личностного развития;

- отсутствие отрицательных эффектов и последствий образования (перегрузки, утомление, ухудшение здоровья);

Повышение профессиональной компетентности, личностно-профессиональное развитие педагогов и их отношения к работе; рост престижа образовательного учреждения в социуме, выражающийся в притоке детей, специалистов и т.д.

Очевидно, что такие запросы делают актуальными проблемы эффективной инновационной среды ДОУ, квалифицированных педагогов, молодых специалистов, поступивших в колледж, окончивших и желающих выйти на работу в ДОУ. Востребован педагог, стремящийся к модели саморазвития, способный «творить себя», умеющий моделировать среду «завтрашнего дня», чтобы развивать свое «Я»и «Я» воспитанника. А развитие это возможно в условиях новообразования, инновации.

Наше учреждение имеет вид комбинированного, что предполагает организацию коррекционной работы. Воспитательно-образовательный процесс построен так, чтобы компенсировать речевые недостатки детей, полностью устранить их к моменту поступления ребенка в начальную школу. Предварительный нализ организации воспитания и образования детей в нашем детском саду, анкетирование родителей и педагогов, а также изучение опыта по внедрению инноваций в ДОУ разных видов и типов, помогло нам определить напроавление, характер, масштаб и проблематику наших нововведений. Для развития инновационной деятельности нашего детского сада были определены следующие направления:

    внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий; формирование основ безопасной жизнедеятельности; оптимизация взаимодействия с семьей.

Все эти направления отразились в программе развития МБДОУ детский сад комбинированного вида. По характеру инновации в нашем ДОУ предполагают новое сочетание известных элементов, и модифицирующие, которые совершенствуют и дополняют существующие формы и образцы. По масштабу они локальные. то есть независимые друг от друга изменения компонентов.

Главная задача любого дошкольного учреждения – охрана жизни и здоровья воспитанников. Именно этому направлению мы уделяем большое внимание: переход на личностно-ориентированную модель взаимодействия всех участников воспитательного процесса. Ухудшение здоровья детей, низкий уровень физического состояния, требовало от коллектива пересмотреть содержание занятий физическими упражнениями. Возникла потребность включения в процесс физического воспитания оздоровительных технологий. Инновации в нашем саду носят комбинаторный характер, мы сочли целесообразным дополнить программу элементами оздоровительной технологии М.А.Руновой. Большое внимание уделяем двигательной активности детей в течении всего дня. На данном этапе технология находится в стадии внедрения.

Следующее направление инновационной деятельности – воспитание основ безопасной жизнедеятельности. Современная жизнь доказала необходимость этого, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила коллектив нашего учреждения перед необходимостью систематической работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Необходимо было построить свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:

- охрана жизни и здоровья детей.

- противопожарная и техногенная безопасность.

- предупреждение дорожно-транспортного травматизма.

- обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.

Работа с детьми включает в себя формирование представлений об опасных и вредных факторах, ЧС и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях в быту. Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, инструкций по технику безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля за исполнением данных инструкций. Работа с родителями носит профилактическую направленность и осуществляется в соответствии с реализацией раздела программы, (пособие по безопасности для вас и вашей семьи. Особенность программы еще и в том, что воспитание осуществляется не только на специально организованных занятиях, но и в ходе режимных моментов, прогулок и экскурсий. За время внедрения и реализации данной программы мы получили первые результаты работы. так в 2012-2013 учебном году, воспитанники и воспитатели старших и подготовительных групп становились участниками окружного конкурса «Пожарная безопасность». А в феврале 2014г воспитанник компенсирующей группы с воспитателем Кашолкиной Т.В. стал призером городского конкурса на пожарную тематику, проводимом МЧС области и Департаментом образования.

Другим немаловажным направлением работы нашего сада является взаимодействие с семьями воспитанников. Организация и проведение традиционных форм общения и сотрудничества с родителями, это родительские собрания, консультации, беседы не обеспечивали потребностей и запросов современных родителей. Тогда мы стали искать новые пути взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и образования детей. Новшествами стали «круглые столы», совместные досуги и развлечения, выпускали газеты. Все это помогает более теснее налаживать взаимодействие сотрудников ДОУ с родителями, создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки. Педагогический коллектив находится в постоянном поиске новых форм работы с родителями, так в перспективе  создание семейного клуба.

Мы сочли важным совместно с коллективом определить конкретные задачи для каждого направления: «Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?», «Какую цель мы ставим при организации методической работы?», «Как изменим предметно-развивающую среду?».

Учитывая все вышеизложенное, в целях поддержки инновационной деятельности, были созданы структурные подразделения – творческие группы педагогов по проблемам. Стали использовать семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные. На протяжении 1,5 лет работает программа профессионального роста педагогов. Она обеспечивает непрерывное повышение их профессиональной и методической компетентности. Так 50% воспитателей имеют высшую квалификационную категорию, 38% первую.

Промежуточными результатами внедрения инноваций в нашем саду можно считать и обобщение передового педагогического опыта, индивидуальные творческие проекты, разработанные педагогами для прохождения процедуры аттестации на высшие квалификационные категории. Самое главное – это высокие показатели знаний наших выпускников.

В перспективе развития инновационных преобразований в нашем детском саду – это разработка и внедрение плана-программы «Сопровождение инновационной деятельности»

Список литературы:

1. Богомолов А.С. Античная философия. - МГУ, 1985

2. Петровский А.В. Психология личности. – М. Просвещение, 1995. – 38с.

3. Поташник М.М. Хомерики О.Б. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении //Магистр. – 2004. - №5. – С.4-10

4. Сластенин А.В. Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М. 1997. – 5-26с.

5. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. – М. 2008. – 13с.

По теме:

Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 02.11.2011 года №2324-р с внесёнными изменениями. По критериям этих экспертных заключений проходит аттестаия педагогов в нашем городе.

связь человека и народа.

Экспертное заключение уровня профессиональной деятельностипедагогического работника дошкольного образовательного учреждения.(воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической кул.

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника дошкольного образовательного учреждения (старшего воспитателя, воспитателя, руководителя/инструктора.

Каждый взрослый должен приниматьучастии в воспитании детей.

Внедрение инноваций в педагогическую деятельностьдошкольных образовательных учреждений. Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учрежден.

В статье обозначена актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе р.

Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения.

В статье рассмотрены здоровьесберегающие технологии их применение в дошкольном образовательном учреждении.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен,открыт в общении со сверстниками и педагогами.Это залог успешного развития всех сфер личност.

Источник: nsportal.ru