Программа "Виды фитнеса как средство совершенствования физического развития"

Актуальность. Высокий уровень патологий у детей школьного возраста выдвигает в настоящее время на первый план решение проблемы здоровья. Фитнесом могут заниматься практически все представительницы прекрасного пола, укрепляя свое здоровье и продлевая красоту и молодость. Занятия спортом необходимы для того, чтобы повысить двигательную активность школьников. В новых социально – экономических условиях особое значение приобретает дополнительное образование детей как открытых социально – педагогических институтов, наиболее полноценно и эффективно раскрывающих социально – педагогический потенциал свободного времени детей, в котором реализуются запросы социальной практики и существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми и подростками. Специальных программ по фитнесу в системе дополнительного образования не существует. Поэтому возникла необходимость в ее разработке.

Новизна. Разработанная мной программа, является оригинальной в системе совершенствования физических качеств и расширения сферы борьбы за здоровье человека. Впервые объединены три вида фитнеса: пилатес, степ, аэробика.

Целевой установкой программы является формирование навыков и умений здорового образа жизни, физической активности, совершенствование физической формы.

Исходя из цели подготовки в процессе обучения и тренировки, решаются следующие основные задачи:

1. Осуществление гармонического развития личности.

2. Укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие.

3. Достижение высокого уровня основных физических качеств и совершенное овладение техникой шагов, связок, упражнений.

4. Достижение высокого уровня индивидуальной подготовленности и приобретение навыков в разнообразном мире фитнеса.

5. Достижение и многолетнее сохранение высокой общей и специальной работоспособности.

6. Приобретение теоретических знаний и практических навыков по методике обучения и тренировки, планированию, контролю, восстановлению.

В соответствии с основной направленностью является подбор тренировочных средств, методов, построение тренировки в годичном цикле и т. д. При этом делается акцент на следующие положения:

– усиление индивидуальной работы по овладению техникой и совершенствованием навыков шагов, связок, упражнений;

– разработка эффективной системы оценки уровня спортивной подготовленности у обучающихся фитнесом. Основу этой оценки составляют прежде всего количественно – качественные показатели подготовки.

Выполнение поставленных задач предусматривает: проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебного плана (Приложение 4 ), плана – графика учебных часов (Приложение 1 . Приложение 2 . Приложение 3 ), контрольных нормативов (диагностика); регулярное посещение занятий, осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; просмотр видеозаписей по фитнессу, создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий; организацию систематической воспитательной работы, привитие обучающимся организованности, дисциплины, интереса к занятиям фитнесом; использование данных науки и передовой практики как важнейших условий физического совершенствования спортивного и волевых качеств обучающихся; привлечение родительского актива к регулярному участию в организации учебно-воспитательной работы.

Процесс спортивной подготовки обучающихся фитнесу осуществляется на основе определенных принципов, правил, научных и методических положений.

Все они в целостном процессе подготовки дополняют друг друга, обеспечивают правильность и стройность реализации программы. В особенности обращается внимание на соблюдение принципов. Они построены на основе общепедагогических принципов и правил определяющих процесс воспитания и обучения. В связи со специфическими особенностями тренировочных занятий (значительные нервные и физические нагрузки, необходимость повышения функциональных возможностей организма спортсмена, обучение сложным упражнениям и др.) принципы в области спортивной подготовки получили особое содержание, принципы. сознательности и активности, специализации и всесторонности, возрастающих нагрузок, повторности, наглядности и индивидуализации.

Методы воспитания. Эти методы основываются на принципе сознательности, и главный из них – метод убеждения. Важную роль играют такие методы, как требовательность, поощрение, постепенно повышающая нагрузка, повторность воздействий, соревнования.

Методы обучения. Словесный (объяснения, указания, напоминания, разбор и др.), наглядный (киновидеодемонстрация, наблюдения, кинограммы и др.), непосредственная помощь обучающему (в занятии позы, в выполнении отдельных движений и действий и др.), средства обратной связи. Для превращения двигательного представления в действие есть средство – практические попытки его воспроизведения. При этом наибольшую роль играют метод целостного упражнения и метод расчлененного упражнения. Оба метода взаимосвязаны, дополняют друг друга и требуют использования метода повторности.

Методы тренировки. В основе всего многообразия методов тренировки лежит метод повторного выполнения. В зависимости от задач, средств и внешних условий, а также от индивидуальных особенностей обучающихся, разновидности главного метода предусматривают различные его повторности, характер выполнения, количественные и качественные уровни. Основные методы тренировки: равномерный, интервальный, переменный, темповой, до « отказа», контрольный, соревновательный, поточный, одновременный, игровой, интегральный.

По мере накопления опыта и материала о проведенных занятиях и результатах работы можно заглядывать вперед, в спортивное будущее своих учеников. Вот почему в своей работе начинать надо не с многолетнего планирования, а с самых первых занятий, с их формы и содержания, переходя дальше к микроциклам, этапам и периодам, к годичному и многолетнему планированию подготовки.

В этой программе рассматриваются такие формы занятий как академическая, учебная, учебно-тренировочная, тренировочная, модельная, соревновательная.

Ожидаемые результаты. Потенциальная способность спортсмена показать определенные достижения в фитнесе – продемонстрировать уровень спортивно – технической, физической, интеллектуальной готовности.

Способы определения результативности. К педагогическим тестам относятся методы, при помощи которых можно определить уровень развития отдельных физических качеств, а также техническую подготовленность. В качестве показателей общей физической подготовленности необходимо измерить, в частности, параметры силы, координационных способностей, гибкости.

Анализ техники выполнения проводится путем визуального наблюдения, при помощи фотографирования, видеосъемки, которые позволяют фиксировать изображение занимающегося при выполнении того или иного технического элемента, с последующим просмотром и анализом совместно со спортсменом и тренером.

О психическом состоянии спортсмена можно судить по результатам исследования центральной нервной системы и анализаторов. Особые тесты позволяют дать оценку таким психическим функциям, как внимание и память. Одним из основных методов исследования функционального состояния центральной нервной системы является электроэнцефалография – регистрация биотоков мозга.

Объем внимания определяется при помощи таблиц Шульте. Для проверки памяти спортсмену называют (показывают) случайно расположенные слова и цифры. В каждой последующей попытке символы меняются и длина ряда постепенно увеличивается. На степень запоминания указывает количество правильно названных элементов ряда.

Формы подведения итогов реализации. Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются физкультурные праздники, фестивали и соревнования.

Важнейшей формой подведения итогов является диагностика, определяющие эффективность учебно-тренировочной работы с занимающимися на всех этапах многолетней подготовки. В процессе учебно-тренировочной работы систематически ведется учет подготовленности путем:

  • текущей оценки усвоения изучаемого материала;
  • выполнения контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке.

Еще одна из форм – врачебный контроль. Совместная работа врача и тренера – это основа эффективности учебно-тренировочного процесса. Она охватывает все его звенья: отбор, допуск, спортивную ориентацию, контроль за здоровьем, предупреждение и выявление заболеваний и травм, диагностику тренированности и контроль за ее динамикой, предупреждение переутомления, контроль за переносимостью тренировочных нагрузок, за режимом отдыха, питания и др.

Организация учебно-тренировочной работы.

Материал программы предложен для освоения обучающимися с 12 лет, проявляющими интерес к занятиям фитнесом. Объем материала подобран из расчета проведения занятий по 60 минут 3 раза в неделю. Занятия проводятся в специально оборудованном зале, предназначенном для занятий фитнесом.

Прием в секцию проводится в сентябре каждого года. Для проведения занятий в секцию создаются группы. Количество групп устанавливаются в зависимости от числа занимающихся в секции. Число занимающихся в группе не должно превышать 12-15 человек. Проведение занятий возлагается на тренера.

Учебная работа секции строится в соответствии с режимом принятом в учреждении. Тренировочные занятия в секции проводятся в форме уроков по общепринятой схеме, согласно расписанию.

Кроме занятий по расписанию обучающимся целесообразно давать рекомендации по питанию, закаливанию организма, восстанавливающим процедурам для укрепления здоровья и совершенствование параметров формы тела, в процессе контрольного диагностирования в начале и конце года. Также контроль осуществляется на специально организуемых соревнованиях, физкультурных праздниках, предусмотренных годовым планом работы.

Перед группами стоят следующие основные задачи:

Задачи первого года обучения.

1. Привитие интереса к занятиям фитнесом воспитание спортивного трудолюбия.

2. Ознакомление с техникой шагов, связок, упражнений.

3. Укрепление здоровья: увеличение эффективности работы сердечно – сосудистой и дыхательной системы, общей силы мышц, координационных способностей. Развитие гибкости и подвижности в суставах, позвоночнике. Уменьшение отложений жира и улучшение внешнего вида.

4. Развитию позитивного мышления в борьбе со стрессами. Обучение самоконтролю, освоение умению ощущать свое тело, мышцы, расслабляться. Снятие излишнего напряжения, воспитание изящества, легкости и гармоничности движений.

5. Развитие физических качеств: скоростно-силовых, выносливости, силы, координационных способностей, гибкости.

6. Ознакомление с некоторыми теоретическими знаниями.

7. Привитие некоторого опыта участия в соревнованиях.

Задачи второго года обучения.

1. Совершенствование, усложнение, техники упражнений, шагов, связок.

2. Дальнейшее развитие физических качеств: выносливости, силы, гибкости, скоростно-силовых, координационных способностей.

3. Приобщение к соревновательной деятельности. Участие в праздниках, фестивалях района, города.

4. Углубленное получение теоретических знаний.

1. Усложнение техники упражнений, шагов и связок.

2. Совершенствование физических качеств: выносливости, силы, гибкости, скоростно-силовых, координационных способностей.

3. Участие в городских, внегородских праздниках, фестивалях.

Данная программа рассчитана на 3 учебных года.

Практические занятия.

Аэробика.

Простые маршевые шаги: бейсик, марш, вистеп, мамбо, пивот, боксстеп, степкрос, кикболчеинч. Приставные шаги: стептач, ниап, кел, кик, лифтсайд, пони, скуп, орен, тузтач, хилтач, ланч. Простые маршевые сдобавлением ча– ча-ча: марш ча -ча-ча, бейсик ча-ча-а, вистеп ча-ча-ча, мамбо ча-ча-ча, боксстеп ча-ча-ча, степкрос ча-ча-а, кикболчеинч ча-ча-ча. Простые маршевые с добавлением лифт: марш лифт, бейсик лифт, вистеп лифт, мамболифт, бокс степ лифт, степкрос лифт. Приставные альтернативные: грейтвайн, даблстептач, шоссебэк, шоссефронт. Приставные удвоенные: репит-стептач2, ниап2, кел2, лифтсайд2, кик2, скуп», тузтач2, хилтач2, кик2.

Cтеп.

Простые шаги: степкрос, марш, бейсикстеп, вистеп, мамбо, пивот, реверс, зетстеп, ланч,

Приставные – альтернативные: ниап,кел, кик, лифтсайд, тэап, тачсайд, шоссе, рони, шоссемамбабэк, эльстеп. Простые маршевые с добавлением ча-ча-ча: бейсик,вистеп, мамбо, степкрос, реверс, пивот. Добавление прыжков, подскоков. Приставные :репит-ниап3, кел3, лифтсайд3, кик3. Репит-репитниап, репитскисорс, репитча-ча-ча, репиттвист.

Пилатес.

20-минутный комплекс для начинающих. 40 минутный комплекс для начинающих. 60-минутный комплекс для начинающих. 25-минутный комплекс для начинающих на мяче.

40-минутный комплекс для начинающих на мяче. 60-минутный комплекс для начинающих на мяче.

20-минутный комплекс среднего уровня интенсивности. 40-минутный комплекс среднего уровня интенсивности. 60-минутный комплекс среднего уровня интенсивности.

25-минутный комплекс среднего уровня интенсивности на мяче. 40-минутный комплекс среднего уровня интенсивности на мяче. 60-минутный комплекс среднего уровня интенсивности на мяче.

20-минутный комплекс для продвинутых. 40-минутный комплекс для продвинутых. 60минутный комплекс для продвинутых.

25-минутный комплекс продвинутого уровня интенсивности на мяче. 40-минутный комплекс продвинутого уровня интенсивности на мяче. 60-минутный комплекс продвинутого уровня интенсивности на мяче.

Развитие физических качеств.

Выносливости – аэробика, степ аэробика – продолжительность 20минут, 30 минут, 45 минут Увеличение этажности степа. Увеличение амплитуды движения, ритма музыки. Применение утяжелителей на ноги, на руки.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.

Введение прыжков, подскоков, поворотов.

Упражнения для развития силы.

Силы – аэробика, степ аэробика – силовая тренировка 10–15 минут, увеличивая число повторений, увеличевая нагрузку, сокращая паузы для отдыха или полностью исключая их. Пилатес – силовая тренировка для начинающего уровня, среднего уровня интенсивности продолжительность 20, 40, 60 минут.

Упражнения для развития гибкости – стрейчинг, используются в конце занятия аэробикой, степ аэробикой 5-7 минут, престрейчинг используются перед основной частью занятия 1–2 минуты для улучшения гибкости. Занятия пилатесом в большей мере способствуют развитию гибкости, подвижности в суставах, умению расслабляться, умению ощущать свое тело.

Упражнения для развития координационных способностей

Изучение движений, связок, добавление поворотов, оббеганий, подскоков под музыку способствует улучшению координационных способностей, легкость и изящество выполнения. Занятия пилатесом на фитболе тренирует у обучающихся ловкость, равновесие.

Упражнения для формирования правильной осанки.

Это упражнения для развития силы и гибкости мышц спины, плеч, живота. Занятие пилатесом наилучшем образом способствуют укреплению, растягиванию всех мышц тела и рекомендовано для занятий по формированию осанки и лечению суставов.

Источник: festival.1september.ru