Сравнительный анализ систем адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ДЦП в России и США

Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, дети дошкольного возраста, ДЦП.

Аннотация. В статье отражен сравнительный анализ систем адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ДЦП в России и США. Анализ проведен по критериям: использующиеся классификации форм ДЦП; команда специалистов и их взаимодействие в реабилитационном процессе; методики проведения занятий по адаптивной физической культуре.

Comparative analysis of systems of adaptive physical education of preschool children with cerebral palsy in Russia and the USA

Keywords: adaptive physical education, preschool children, cerebral palsy.

Abstract. The article shows comparative analysis of systems of adaptive physical education ofpreschool children with cerebral palsy in Russia and the USA. The analysis was performed using the following criteria: used classification of types of cerebral palsy, team of specialists and their interaction on the rehabilitation process, the methods of classes in adaptive physical education

Вопрос о положении людей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране по-прежнему открыт и нуждается в скорейшем решении. В данном случае, чтобы не «изобретать велосипед», необходимо посмотреть на другие страны и понять, что можно адаптировать в российском государстве, а что создавать. Целями данной работы являются:

а) определение положительных и отрицательных характеристик двух систем адаптивного физического воспитания;

б) выявление путей развития российской системы.

Заболеваемость детским церебральным параличом (ДЦП) в различных странах колеблется от 1 до 8 случаев на 1000 населения. По данным Научно-исследовательского Фонда

Ассоциаций больных церебральным параличом (UCPA), в США насчитывается приблизительно 550 тысяч больных этим заболеванием и у 9750 детей ежегодно ставится этот диагноз. Из них 1,2-1,5 тысячи - дети дошкольного возраста.

Количество больных с врожденными признаками ДЦП в США за десять лет возросло на 25%. На данный момент в США насчитывается от 550 до 760 тысяч инвалидов с ДЦП, что составляет 2,8 человека на 1000 населения.

В России так же отмечается увеличение числа больных ДЦП. Так, в Москве, по данным профессора Е. Г. Сологубова, с 1967 по 1987 г. количество рождений детей с ДЦП на 1000 новорожденных возросло с 1,71 до 1,88, а в 2001 году частотность появления составила (по разным данным) 5,0-6,0 на 1000 новорожденных. Считается, что в России сейчас не менее 1,5 миллионов людей с ДЦП несовершеннолетнего возраста, хотя точных современных данных о количестве инвалидов с ДЦП в России нет.

Сравнительный анализ систем адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ДЦП в России и США был проведен по следующим критериям:

  1. Использующиеся классификации форм ДЦП.
  2. Команда специалистов и их взаимодействие в реабилитационном процессе.
  3. Методики проведения занятий по адаптивной физической культуре.

Рассмотрим подробнее каждый критерий.

1. В России, как правило, используют классификацию невропатолога К. А. Семеновой. В ее основу легла классификация двигательных нарушений, предложенная Д. С. Футером (1958). Классификация К. А. Семеновой выделяет следующие формы двигательных нарушений: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма [1].

В США используют две классификации, в основу которых легли следующие признаки: поражение мышц и локализация мозговых нарушений. По причине того, что 10% детей с ДЦП можно отнести к нескольким типам, выделяют также смешанный вид ДЦП. Таким образом, используя эти классификации в совокупности, можно выделить следующие типы ДЦП: спастическая форма - спастическая диплегия, гемиплегия, спастический тетрапарез; атаксическая форма; атетоидная или дискинетическая форма («смешанный» тонус мышц); гипотоническая форма, гиперкинетическая форма [2].

Как и в американской классификации, в классификации К. А. Семеновой используются такие критерии, как особенности тонуса мышц и области поражения.

2. Одним из самых существенных различий между сравниваемыми системами адаптивного физического воспитания детей с ДЦП является эффект раннего воздействия. Наличие высокотехнологичной диагностической базы в США позволяет уже на ранних этапах постнатального развития произвести определение ДЦП. Следующим шагом является назначение команды специалистов медицинского профиля (невролога, ортопеда, хирурга, психиатра, массажиста и т. д.) и социально-педагогического профиля (социального работника, психолога, специалиста по адаптивной физической культуре, инструктора по обучению социально-бытовым навыкам, дефектолога, логопеда). Команда специалистов работает не только с ребенком, но и со всей семьей: оказывается помощь родителям, проводятся консультации по изменению домашнего помещения для адаптации ребенка. Важным условием работы является то, что специалисты остаются постоянными на протяжении развития ребенка и взаимодействуют друг с другом, определяя общий индивидуальный план развития, отслеживая динамику изменений и эффективность принимаемых мер.

В России ситуация иная. Возможность раннего воздействия на детей с ДЦП появилась совсем недавно и на данный момент только набирает обороты. Это связано с недостаточной материально-технической базой и нехваткой специалистов, работающих в сфере раннего развития детей, в больницах и реабилитационных центрах. В докладе Т. А. Голиковой на расширенном заседании коллегии министерства «Об итогах работы Минздравсоцразвития России в 2010 году и задачах на 2011 год» говорится о внедрении пренатальной диагностики, которая обеспечит развитие неонатальной хирургии. Реализация данного направления позволит снизить первичный выход на инвалидность у 5% детей с врожденными и наследственными заболеваниями, требующими хирургической коррекции. Скорее всего, все эти новшества будут доступны только жителям крупных областных центров.

Дети получают диагноз ДЦП только в трехлетнем возрасте и только после этого могут бесплатно проходить лечение в реабилитационных центрах. Первые три года семьи остаются один на один с данной проблемой, также и в последующие годы реабилитацию и помощь получает только ребенок, а родители пытаются сами справиться со своими проблемами, которых со временем становится все больше. Поэтому основная работа по реабилитации детей начинается в возрасте трех лет, когда ребенок может посещать дошкольные учреждения. Чаще всего именно в этом возрасте начинается усиленная работа и со специалистом по адаптивной физической культуре, логопедом, дефектологом. Проблема усугубляется тем, что специализированных коррекционных учреждений крайне мало, в основном они расположены в крупных городах. Дети, проживающие на остальной территории страны, в большинстве случаев не имеют возможности посещать их. Кроме того, если дети самостоятельно не передвигаются, они должны посещать детские сады в сопровождении родителей, что тоже вызывает дополнительные проблемы. В результате получается замкнутый круг, в центре которого ребенок с ДЦП, нуждающийся в скорейшей помощи специалистов медицинских и социально-педагогических профилей. Несмотря на плачевность ситуации, можно сказать, что на сегодняшний день все больше специалистов обращают внимание на проблему детской инвалидности и эффект раннего воздействия, а значит, находятся в поиске решения данного вопроса.

3. Ребенок с ДЦП посещает дошкольное учреждение компенсирующего вида, в котором проходит педагогическую реабилитацию - занятия со специалистами по адаптивной физической культуре, дефектологом, логопедом, психологом, воспитателем. При ДЦП в первую очередь поражается двигательный анализатор, поэтому занятия адаптивной физической культурой становятся основными для таких детей. В данном вопросе и в России, и в США используются одинаковые методики физического воспитания детей с ДЦП (Г. Домана, В. Войта, Б. Бобат и К. Бобат и др.). Все они строятся на одном принципе - ребенок с ДЦП развивается по тем же онтогенетическим принципам, что и ребенок с нормативным развитием, но в более медленном темпе. Основными целями работы являются: формирование вертикализации и самостоятельных движений. Каждый ребенок с ДЦП настолько уникален в проявлениях нарушения двигательного анализатора, наличии сочетаний с другими заболеваниями, что составляется индивидуальная программа физического развития, которая объединяет в себе несколько методик.

Необходимо также отметить, что реабилитация детей с ДЦП носит комплексный характер. На занятиях с логопедом, дефектологом, воспитателем используются малоподвижные игры, упражнения на мелкую моторику, дыхательные упражнения. На занятиях адаптивной физической культурой большое внимание также уделяется межпредметным связям: используются упражнения на запоминание цвета, счета, букв, направлений, названия инвентаря, частей тела и т. д. Это оказывает положительный эффект на закрепление знаний и умений у детей.

Работая в Екатеринбурге с детьми с ДЦП в детском саду компенсирующего вида при ГСБОУ СО «Специальной школе-интернате №17», мы столкнулись с проблемой отсутствия у детей социально-бытовых навыков. В американской же системе есть специально обученный человек, который формирует у детей навыки самообслуживания: снять обувь, одежду, одеться, обуться, держать правильно ложку/вилку, кушать, умываться и т. п.

По причине ограниченности знаний о заболевании, родители чаще всего выполняют эти двигательные акты самостоятельно, не прибегая к взаимодействию с ребенком. Например, ребенок четырех лет с нормально сформированным мышечным аппаратом верхних конечностей не держит ложку/вилку, так как его всегда кормит мама. Мама не обучает его навыкам самообслуживания. Чаще всего это происходит по причине нехватки терпения или времени. Таким образом, усиливается гиперопека над ребенком, медленнее формируется самостоятельность. Опираясь на опыт американских коллег, мы включили в занятия по адаптивной физической культуре обучение социально-бытовым навыкам. Начали с самого простого - расстегивания обуви (на ортопедических ботинках чаще всего стали делать липкие ленты, что упрощает данный двигательный акт) с последующим снятием ботинка. Затем были добавлены занятия на развитие умений снимать одежду, одеваться (одну вещь или весь комплект, в зависимости от степени поражения). Данные занятия дали положительный эффект: у детей сформировались навыки и умения. Помимо этого постоянно проводится работа с родителями, в рамках которой объясняется важность формирования навыков самообслуживания у детей, способы формирования умений и навыков.

Считаю, что отечественной системе подготовки специалистов по адаптивной физической культуре необходимо расширить изучение формирования навыков самообслуживания у детей с ДЦП. Данная работа сейчас ведется на недостаточном уровне, зачастую специалист сталкивается с этим аспектом, уже приступив к работе, не имея необходимых знаний и соответствующей подготовки.

Подбор направлений коррекции, многообразие форм и методов работы специалистов коррекционного звена связаны с необходимостью обеспечения процесса комплексной реабилитации детей - системы медицинских и психолого-педагогических мероприятий. Мероприятия планируются с учетом индивидуальных возрастных особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Действия направлены на устранение или максимально полную компенсацию тех особенностей социальной недостаточности и ограниченности жизнедеятельности, которые имеются у него на текущий момент и/или прогнозируются в будущем.

Сравнительный анализ систем адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ДЦП в России и США показал, что российская система находится на переходном этапе своего развития и только набирает силы для дальнейшего продвижения вперед.

Основным сходством двух систем является применение одинаковых методик в решении вопросов физического развития детей с ДЦП. Стоит заметить, что снижение темпов развития адаптивного физического воспитания связано с нежеланием российского общества принять людей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо с детства воспитывать в людях толерантность посредством введения интегрированного обучения, адаптировать инфраструктуру городов под нужды людей с различными нарушениями, развивать паралимпийское движение в регионах как основное средство реабилитации и социализации.

Российская система адаптивного физического воспитания имеет достаточное количество современных разработок в решении проблемы детской инвалидности. Специалисты постоянно стремятся расширить знания, ввести инновационные технологии, опираясь на научные исследования в том числе и иностранных коллег. Россия и США имеют много различий, но в данном вопросе они имеют единую цель - воспитание полноценного гражданина своей страны.

  1. Семенова, К. А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей [Текст] / К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова. М. Я. Смуглин - М. Медицина, 1972. - 185 с. - Библиогр. с. 31-32.
  2. Sieglinde, M. Teaching motor skills to children with cerebral palsy and similar movement disorders: a guide for parents and professionals / Martin Sieglinde - The USA: Woodbine House, Inc. 2006. - 255 p. -Bibliography: p. 20-21.

Источник: bmsi.ru