Свежие публикации

Тематика контрольных работ

по методике физического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Составлена преподавателем методики физического воспитания Хусяиновой Н. Ш.

Пояснительная записка.

Контрольная работа является одной из форм текущей аттестации. Она предполагает проверку качества усвоения знаний в письменной форме. Это один из видов самостоятельной работы студентов.

Выполнение контрольной работы способствует:

1. Формированию умений работать с литературой, отбирать актуальную информацию, логично структурировать, видеть проблемы в области физического воспитания дошкольников.

2. Закреплению знаний и практических умений по методике физического воспитания и развития дошкольников.

3. Углублению и расширению знаний физкультурно-оздоровительной работы с детьми и совершенствованию практических умений.

4. Развитию позновательных способностей самостоятельности, ответственности.

Критерии оценки:

1. Соответствие содержания заявленной теме глубина, грамотность изложения материала.

2. Логичность, последовательность изложения материала в соответствии с планом.

3. Умение выделить проблемы и показать вариативные пути их решения.

4. Применение теоретических знаний при выполнении практических заданий (тестирование, составление комплексов физических упражнений, карточек подвижных игр, физкультминуток, игровых упражнений и т. д.).

5. Оформление работы в соответствии с требованиями (наличием плана, списка литературы, объем не менее 8-10 печатных страниц текста).

6. Своевременность выполнения работы (срок до 1 декабря ).

Тема 1. Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям.

План:

1. Значение строевых упражнений.

2. Виды и содержание строевых упражнений в разных возрастных группах.

3. Методика обучения строевым упражнениям.

4. Использование строевых упражнений на праздниках и в повседневной жизни детей.

5. Игры на построение и перестроение.

Методические рекомендации.

Раскрывая значение строевых упражнений, следует объяснить их необходимость в работе по физическому воспитанию ребенка. В ответе на второй вопрос определить задачи и содержание обучения в каждой возрастной группе в порядке их усложнения. При описании методики обучения строевым упражнениям охарактеризовать:

1. Способы организации детей;

2. Приемы обучения;

3. Требования к детям при выполнении строевых упражнений.

К характеристике различных способов организации детей приложить схемы с условными обозначениями размещения детей и воспитателя, направлений передвижений, наглядных ориентиров, если они используются.

Рассказывая об использовании строевых упражнений на праздниках и в повседневной жизни, необходимо указать на критерии отбора и специфику руководства ими, остановиться на вопросе целесообразности применения строевых упражнений в различных формах работы.

Одной из форм работы по обучению строевым упражнениям является игра, содержание которой включает упражнения на построение и перестроение. Следует указать на значение и своеобразие таких игр, привести примеры трех-пяти игр для детей разных возрастных групп.

Литература.

1. Кильпио Н. Н. 80 игр для детского сада. - М.,1973.

2. Кожухова Н. Н. и др. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Схемы и таблицы. – М.,2003.

3. Кожухова Н. Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. – М.,2002.

4. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – М. 1978, с. 24, 66, 134, 174, 225-227.

5. Программа, по которой работает дошкольное учреждение.

6. Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М. 1976, с. 70-76, 206.

7. Шебеко В. Н. др. Физическое воспитание дошкольников. – М. 1996.

8. Е. Н. Вавилова «Учите бегать, прыгать, метать» - М. Просвещение 1983.

9. «Физическое воспитание и развитие дошкольников» под редакцией

С. О. Филипповой. Москва «Академия» - 2007год.

10. «Теория и методика физической культуры дошкольников» под редакциейС. О. Филипповой и Г. Н. Понаморевой. Санкт-Петербург 2004год.

Тема 2. Методика обучения детей общеразвивающим упражнениям.

План:

1. Значение, характеристика общеразвивающих упражнений, их классификация.

2. Виды исходных положений, техника их выполнения.

3. Требования к отбору и записи общеразвивающих упражнений, построению их в комплексы для детей разных возрастных групп.

4. Использование предметов в общеразвивающих упражнениях.

5. Методические приемы обучения детей упражнениям, своеобразие их применения в разных возрастных группах.

6. Составить комплекс общеразвивающих упражнений для младшего дошкольного возраста ( 5упражнений) и страшего дошкольного возраста ( 7-8 упражнений) на разные мышечные группы.

Методические рекомендации.

Показывая значение общеразвивающих упражнений необходимо определить их место в общей системе работы по физическому воспитанию дошкольников.

Следует обратить внимание:

1. на правила записи упражнений

2. требования к отбору с учётом возврата

3. определение дозировки упражнений

4. на специфику применения методических приёмов в разных возрастных группах (показ, объяснение, команды, распоряжения).

Литература.

1. Буренина А. И. Ритмическая гимнастика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего возраста. – СПБ. ЛГОУ, 1997.

2. Лескова Т. П. Буцинская П. П. Васюкова В. И. «Общеразвивающие упражнения в детском саду».- М. 1990.

3. Тренажеры для дошкольников: Методические рекомендации / Сост. Т. С.Грядкина. – СПБ: Образование, 1992.

4. Шишкина В. А. Мащенко М. В. Какая физкультура нужна дошкольнику? – Минск. НМ Центр, 1998.

5. Александровская М. Пальчиковая зарядка для ног // Обруч. 1998. №5.

6. Ефименко Н. Театр физического воспитания // Обруч. 1999. №5

7. Ефименко Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста // Обруч. 1999. №1.

8. Коваленко В. С. Почис К. А. СЕРГЕЕВА К. М. Поова Т. Л. И др.

9. Методические подходы к сознанию экологической оздоровительной прграммы для тетей: Метод. Рекомендации. – СПБ.:Издательство АОЗТ «Викторина», 1997.

10. Козырева О. Упражнения с большими ортопедическими мячами //Обруч. 1996. № 1. с. 33-35.

11. Яковлева Л. Юдина Р. Работаем по программе «Старт»(комплексы общеразвивающих упражнений для детей 3-5 лет) // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. С. 55-56.

12. Яковлева Л. Юдина Р. Работаем по программе «Старт»(комплексы общеразвивающих упражнений для детей 5-7 лет) //Дошкольное воспитание. 1997. № 4. С. 31-37.

13. Яковлева Л. Юдина Р. Работаем по программе «Старт»:Дыхательная гимнастика для детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. 19997. № 2. С. 14.

14. «Теория и методика физической культуры дошкольников» под редакцией С. О. Филипповой и Г. Н. Понаморевой. Санкт-Петербург 2004год.

15. Е. Н. Вавилова «Учите бегать, прыгать, метать» - М. Просвещение 1983.

16. «Физическое воспитание и развитие дошкольников» под редакцией С. О.

Филипповой. Москва «Академия» - 2007год.

Тема 3. Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений.

План:

1. Значение предметов при проведении общеразвивающих упражнений.

2. Характеристика предметов.

3. Методика проведения общеразвивающих упражнений с предметами.

4. Использование предметов в общеразвивающих упражнениях в конкретной группе.

5. Составить комплекс общеразвивающих упражнений с предметами для средней группы и для старшей группы (7-8 упражнений) на разные мышечные группы.

Методические рекомендации.

Раскрывая значение предметов при проведении общеразвивающих упражнений, следует особое внимание уделить их роли в создании мышечных ощущений в процесс овладения движениями. Теоретические положения подтвердить примерами.

Характеристика предметов, используемых при проведении общеразвивающих упражнений, включает:

1. Их перечень;

2. Педагогические гигиенические требования к ним;

3. Указания о возможностях использования каждого предмета в зависимости от его свойств, возраста и задач обучения.

В методике проведения общеразвивающих упражнений с использованием предметов необходимо выделить:

1. Подготовку предметов к использованию;

2. Способы раздачи, переноски и сбора предметов;

3. Способы организации детей при проведении общеразвивающих упражнений с предметами;

4. Приемы обучения.

Литература.

1. Кожухова Н. Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. – М. 2002.

2. Кожухова Н. Н. и др. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Схемы и таблицы. – М.,2003.

3. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – М. 1978, с. 21-24, 75-77, 112, 113, 193, 194, 197, 198, 238.

4. Осокина Т. И.; Тимофеева Т. А. Гимнастика в детскм саду. – М. 1969, с. 117-150.

5. Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М. 1976, с. 77-79.

6. Шебеко В. Н. др. Физическое воспитание дошкольников. – М. 1996.

7. Е. Н. Вавилова «учите бегать, прыгать, метать» - М. просвещение 1983.

8. «Физическое воспитание и развитие дошкольников» под редакцией С. О. Филипповой. Москва «Академия» - 2007год.

9. «Теория и методика физической культуры дошкольников» под редакцией С. О. Филипповой и Г. Н. Понаморевой. Санкт-Петербург 2004год.

10. Лескова Г. П. Буцинская П. П. Валюкова В. И. «Общеразвивающие упражнения в детском саду». – М. 1981

Тема 4. Методика обучения детей дошкольного возраста прыжкам.

План:

1. Значение прыжков для физического развития ребенка.

2. Техника разных видов прыжков.

3. Особенности выполнения техники разных видов прыжков.

4. Методика обучения прыжкам. Игровые упражнения в обучении прыжкам.

5. Провести обследование навыков прыжков в длину с места.

Источник: pandia.ru