Процесс воспитания школьников через обучение волейболу

Обсудить статью

Опубликовать свой материал

Одной из задач педагогических коллективов школ является воспитание всестороннего развитого нового поколения. Значимое место в процессе воспитания занимает физическая культура. одним из средств которой являются спортивные игры. Волейбол пользуется большой популярностью у детей и взрослых, способствует воспитанию чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремлённости, внимания и быстроты реакции, совершенствованию основных физических качеств.

Как говорил Сухомлинский В.А. спорт становится средством воспитания тогда, когда он – любимое занятие каждого. Специализированные занятия волейболом начинаются в 10-12 лет, а высшего мастерства достигают спортсмены после 20 лет. В процессе игры в волейбол для школьников характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменения интенсивности, продолжительности и ответственности деятельности каждого игрока.

В десятилетнем возрасте для учащихся характерна уравновешенность, доверчивость. и особую роль играет воздействие примером, что создаёт оптимальные условия для игровой деятельности. В десятилетнем возрасте учащиеся осваивают игру пионербол. Умелый педагогический подход позволяет более ранним переходом к обучению игре волейбол с учетом индивидуальных возрастных особенностей.

В 11-12 лет поведение учащихся характеризуется духом противоречия. подростки становятся более импульсивные, демонстрируют частую смену настроения. Поскольку именно в этом возрасте наблюдается развитие волевой сферы, обучение техническим приёмам, тактическим действиям и совершенствование технико-тактического мастерства на спортивных тренировках по волейболу будут способствовать и развитию физических, психических и моральных качеств личности.

Следующая стадия развития учащихся – 13 лет – обращение внутрь себя. В этот период происходит выбор спортивной ориентации и соответственно выбор вида спорта, в наибольшей мере соответствующий индивидуальным особенностям. Бурное развитие сознания и самосознания обуславливают нарастающий интерес к себе. Задача учителя - держать дистанцию. За время игры в волейбол создаются возможности для проявления смекалки, ловкости, силы, быстроты, выносливости, взаимопомощи и других качеств и свойств личности.

Далее следует период развития подростка - 14-15 лет характеризующегося переносом внимания снова в окружающий мир – энергичность, общительность, уверенность в себе – движение от системы внешнего регулирования психики к саморегулированию. Волейбол – как игра, основывается на конкурентной борьбе, реализуется в конфликтных ситуациях от момента её возникновения до разрешения, наиболее помогает раскрыть ведущий мотив поведения, подростков, т.е. желание утвердиться в коллективе, завоевать авторитет, уважение и внимание товарищей. Огромную роль в юношеские годы играет дружба. Спорт и дружба, при правильном педагогическом подходе, представляют собой неразделимые вещи.

Таким образом, при правильном использовании игры волейбол в учебном процессе можно скорректировать поведение учащихся и направить развитие их личности в благоприятное русло. В школьную программу по волейболу включены следующие аспекты: теоретические сведения, овладение основными приёмами техники и тактики, приобретение навыков участия в игре и в организации самостоятельных занятий.

Таким образом, игра волейбол, представляя собой бесконтактный командный вид спорта, воспитывает у учащихся уважение, и не только по отношению к игрокам своей команды, но и к команде - соперников, в результате воспитывая уважение к личности другого человека в целом.

Соглашаясь с В.О. Ключевским надо помнить, что чтобы быть хорошим преподавателем нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.

Дмитриев Олег Сергеевич,

учитель физической культуры ГБОУ школы № 135,

Выборгского района Санкт-Петербурга.

Источник: pedsovet.su