Подбор и доставка диссертаций

Тема: Индивидуализация физического воспитания школьников 12-14 лет на основе учета структуры моторики

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 5

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. 10

1.1. Особенности морфо-функционального развития

мальчиков в период полового созревания. 10

1.2. Возрастные особенности показателей центральной гемодинамики подростков. 14

1.3. Особенности развития двигательных качеств у подростков. 19

1.4. Основные направления совершенствования процесса физического воспитания школьников. 22

1.5. Индивидуализация физической подготовки. 27

1.6. Индивидуальный подход и проблема типологизации

в физическом воспитании. 33

1.7. Заключение по главе. 39

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ. 41

2.1. Цель и задачи исследования. 41

2.2. Общая организация исследования и контингент. 41

2.3. Организация педагогического эксперимента. 43

2.4. Методы исследования. 45

2.4.1. Педагогические наблюдения. 46

2.4.2. Методы исследования физического развития. 46

2.4.3. Тестирование двигательной подготовленности. 47

2.4.5. Методы оценки физической работоспособности. 50

2.4.5.1. Велоэргометрия. 50

2.4.5.2. Определение общей физической работоспособности

по тесту PWC170. 51

2.4.5.3. Определение интенсивности накопления пульсового

долга. 52

2.4.6. Оценка заболеваемости. 53

2.4.7. Педагогический эксперимент. 53

2.4.8. Математико-статистическая обработка данных. 54

ГЛАВА 3. ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, РАБОТОСПОСОБНОСТИ И СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПОДРОСТКОВ. 55

3.1. Возрастная динамика физического развития мальчиков-подростков 11-15 лет. 55

3.2. Возрастные изменения физической подготовленности мальчиков 11-15 лет. 63

3.3. Возрастная динамика физической работоспособности

Щ мальчиков 11-15 лет. 71

3.4. Возрастные изменения показателей центральной гемодинамики школьников 11-15 лет. 77

3.5. Возрастные изменения регуляции сердечного

ритма подростков 11-15 лет. 80

ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ, УЧИТЫВАЮЩИХ СТРУКТУРУ МОТОРИКИ ПОДРОСТКОВ 12-14 ЛЕТ. 85

4.1. Индивидуальные особенности структуры моторики

мальчиков 12-14 лет. 86

4.2. Содержание экспериментальной программы. 91

4.3. Динамика результатов двигательных тестов в экспериментальных группах. 108

ГЛАВА 5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ щ РЕЖИМОВ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА

ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКОВ 12-14 ЛЕТ. 135

А X — вариационный размах

ВНС - вегетативная нервная система

ЖЕЛ - жизненная емкость легких

ОКГ - окружность грудной клетки

АД - артериальное давление

АДД - диастолическое давление

АДС - систолическое давление

ЧСС - частота сердечных сокращений

ССС - сердечно-сосудистая система

ПД - пульсовой долг

PWC170 - физическая работоспособность при пульсе 170 уд/мин

ФП - физическая подготовленность

ФК - физические качества

ОРУ - общеразвивающие упражнения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Повышение функциональных возможностей организма учащихся является одной из основных задач школьного физического воспитания. Однако в последние годы стало появляться множество научных данных о низком уровне физической подготовленности большой части школьников нашей страны [51, 52, 120, 177 и др.]. Эти данные согласуются с резким ухудшением состояния здоровья учащихся в 90-е годы.

Переориентация школьного образования в целом и физического воспитания в частности, в направлении гуманизации и демократизации [24, 82, 83, 160] предполагает в качестве одной из основных задач сохранение и укрепление здоровья учащихся. Кроме последствий ухудшающейся экологической обстановки, результатов социально-экономических реформ, которые негативно сказываются на состоянии здоровья всего населения России, низкая физическая подготовленность является следствием значительного отставания теории и методики физического воспитания от требований школьной практики. Между тем хорошо известно, что именно в подростковом возрасте, когда идут интенсивно процессы роста и биологического созревания организма, особое значение имеет рационально организованный двигательный режим, закладывающий базу физического здоровья на всю последующую жизнь [201, 236].

Рекомендованные Министерством образования программы по физическому воспитанию в общеобразовательной средней школе ориентируют учителя на учет индивидуальных особенностей учащихся, связанных с темпами биологического созревания, особенностями телосложения, уровнем физического развития, двигательной подготовленности, личностными свойствами. Однако конкретных методических разработок в данном

направлении, особенно ориентированных на самый сложный подростковый возраст, крайне мало, а большинство из имеющихся либо односто-ронни, либо малоэффективны, либо трудно реализуемы на практике.

Большинство методик, используемых в физическом воспитании, школьников, направлены на развитие либо так называемых "отстающих" двигательных качеств [18, 109, 168 и др.], либо на их комплексное развитие физических способностей [85, 86, 151, 152, 184]. Однако, как показал ряд исследований, проведенных Д.М.Писковой [178], Д.А.Фильченковым [232], Н.И.Лукъянченко [148], В.В.Зайцевой [95] и др. свидетельствуют о том, что для эффективного повышения двигательных возможностей человека необходимо ориентироваться на развитие «ведущих» двигательных качеств.

Процесс совершенствования методических подходов к повышению функциональных возможностей организма школьников стимулирует поиск новых, более рациональных путей решения данной проблемы. Одним из основных направлений в этом является дифференцированный подход к учащимся, подразумевающий тщательное изучение индивидуальных особенностей каждого из них, с последующим распределением школьников по сходным типологическим признакам на определенные группы с учетом задач учебного процесса.

Цель исследования. Разработка усовершенствованной методики физического воспитания школьников-подростков 12-14 лет, обеспечивающей индивидуализацию физических нагрузок на основе учета структуры моторики.

Гипотеза исследования.

Методика физического воспитания, имеющая своей целью оздоровление и увеличение адаптивных возможностей школьников, должна строиться с учетом структуры моторики и быть направленной на совершен-

ствование «ведущих» физических качеств. Это создаст условия для повышения уровня физической подготовленности, физической работоспособности и снизит заболеваемость учащихся.

Объект исследования. Мальчики 12-14 лет, занимающиеся и не занимающиеся спортом, имеющие различную структуру моторики.

Предмет исследования. Методика развития двигательных качеств подростков, учитывающая индивидуальные различия в структуре моторики.

Научная новизна.

Проведено комплексное лонгитудинальное обследование школьников 12-14 лет и прослежены особенности возрастной динамики физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния сердечно-сосудистой системы и физической работоспособности подростков в течение трех лет обучения в школе. Впервые выявлено влияние нагрузок различной направленности не только на развитие физических качеств, мышечную работоспособность подростков 12-14 лет, но и на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы подростков. Проведен сравнительный анализ уровня и динамики физического состояния подростков-спортсменов и подростков-неспортсменов в течение двух лет. Впервые в рамках школьных занятий по физической культуре была разработана и использована методика, учитывающая особенности структуры моторики учащихся-подростков. Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что тренировочный процесс, направленный на совершенствование «ведущих» двигательных качеств, способствует повышению уровня физической подготовленности, физической работоспособности и снижает заболеваемость учащихся.

Практическая значимость.

Разработана и экспериментально апробирована методика, учитывающая особенности структуры моторики подростков 12-14 лет и позволяющая

повысить функциональные возможности школьников данного возраста. Разработанная методика может быть применена в общеобразовательных школах в процессе физического воспитания подростков. Материалы исследований могут быть использованы в лекционных курсах и практических занятиях по теории и методике физического воспитания, по возрастной и спортивной физиологии. Материалы исследования внедрены в практику средней общеобразовательной школы № 83 г. Ульяновска и Октябрьской средней общеобразовательной школы Радищевского района Ульяновской области, что подтверждается соответствующими актами внедрения.

Выявленную высокую напряженность регуляторных механизмов сердечного ритма подростков 13-14-летнего возраста необходимо учитывать при организации учебного, трудового и тренировочных процессов в общеобразовательной школе и спортивных секциях.

Положения, выносимые на защиту:

1. При оптимизации физического состояния подростков 12-14 лет следует учитывать типологические характеристики их двигательной сферы, и на этой основе может базироваться индивидуальный подход в физическом воспитании.

2. Физическая нагрузка, направленная на совершенствование ведущих сторон моторики школьников 12-14 лет, в большинстве случаев более эффективна для повышения физической подготовленности и работоспособности в режиме учебных занятий с мальчиками-подростками, чем равномерно-пропорциональное воздействие и преимущественное развитие отстающих двигательных качеств.

Апробация материалов диссертации. Материалы диссертации доложены на 33 и 34 научно- практических конференциях врачей Ульяновской области "Современные вопросы теоретической и практической

медицины" (Ульяновск, 1998, 1999); на II региональной научно-практической конференции "Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона" (Ульяновск, 1999). По материалам исследования опубликовано 12 работ. Материалы диссертации используются в лекционном курсе и на практических занятиях по теории и методике физического воспитания, возрастной и общей физиологии, спортивной медицине Ульяновского государственного университета и Ульяновского государственного педагогического университета.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из Введения, пяти глав, включая Обзор литературы, Организации и методов исследования, Результатов исследования и их Обсуждения, Заключения, Выводов, указателя литературы, включающего 292 наименования (из них 255 отечественных и 37 зарубежных авторов), и Приложений. Диссертация изложена на 216 страницах машинописного текста и иллюстрирована 32 таблицами и 20 рисунками.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Особенности морфо-функционального развития мальчиков в период полового созревания

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в развитии школьников. Это годы перехода к взрослому состоянию как в социально-психологическом, так и в биологическом плане. Этот возраст значительно отличается от предшествующих и последующих этапов развития ребенка, имеющих более плавный и постепенный характер изменений в организме. В работах по возрастной физиологии, психологии и педагогике подростковый возраст определяется как "переломный", "кризисный", "критический" [34, 131, 226, 271 и др.]. В этот период процессы роста и формирования организма происходят на фоне существенных изменений эндокринных соотношений и сопровождаются значительным усилением функций половых желез [54].

Специфика подросткового возраста в значительной мере определяется биологическим фактором, то есть процессом полового созревания. Половое созревание (пубертатный период) характеризуется ускоренным половым развитием, завершающимся половой зрелостью [226].

О начале процесса полового созревания возможно говорить лишь с появлением вторичных половых признаков [128 и т.д.].

Процесс полового созревания протекает под контролем центральной нервной системы и желез внутренней секреции. Ведущую роль в нем играет гипоталамо-гипофизарная система, которая вырабатывает специальные тропные и соматотропные гормоны, которые являются мощными регуляторами роста и развития организма. Проявление полового созревания во внешних (вторичных) половых признаках отражает

глубокие морфофункциональные перестройки, закономерно, поэтапно протекающие в организме по мере полового созревания.

Половое созревание и его продолжительность зависят от социальных факторов: полноценности питания, двигательной активности, ухода за состоянием здоровья, жилищных условий. Поэтому, учитывая, что темпы и продолжительность полового созревания имеют индивидуальный характер, подростки одного паспортного возраста могут находиться на разных стадиях половой зрелости [124, 226, 238]. Мальчики в половом созревании отстают от девочек на 1-2 года и имеют значительные индивидуальные различия в сроках и темпах.

Как у мальчиков, так и у девочек выделяют пять стадий полового созревания. По внешним проявлениям стадий полового созревания наиболее распространена классификация Д.Таннера [285].

Активизация деятельности желез внутренней секреции в период полового созревания настолько сильна, что оказывает мощное воздействие на все без исключения органы и системы органов, в том числе на мышечный аппарат, дыхание, кровообращение и др. [128,191].

В работах отечественных и зарубежных исследователей отмечается более тесная взаимосвязь морфологических показателей с биологическим возрастом, чем с паспортным [14, 15, 32, 264, 267, 285]. Взаимодействие внешних и внутренних факторов в период полового созревания оказывает существенное влияние на физическое развитие детей. Резко возрастает длина и масса тела. Увеличивается окружность грудной клетки. В отличие от детей младшего возраста и взрослых, подростки длинноноги, длинноруки, узкоплечи и имеют в начале подросткового периода относительно короткое тело [11, 13, 128], что имеет глубокие физиологические последствия, сказываясь на динамике развития всех внутренних органов [226].

В это время отстает по темпам рост сердца, и, соответственно, его функциональные возможности могут временно отставать от потребностей растущего организма. Также тормозится прирост легочных объемов и, соответственно, функциональных возможностей дыхательной системы. В первую очередь это сказывается на кислородном снабжении работающих мышц. Отсюда временное уменьшение выносливости.

Следует подчеркнуть, что у подростков, регулярно занимающихся спортом, такого ослабления работоспособности не наблюдается, так как адаптация к мышечной деятельности позволяет им с минимальными потерями преодолеть этот сложный возрастной этап. Однако и существенного прироста результатов в циклических видах мышечной деятельности не происходит.

При планировании занятий физической культурой с подростками на второй стадии полового созревания необходимо учитывать, что их аэробные возможности ограничены даже по сравнению с более младшими детьми. Поэтому развитие общей выносливости затруднено, и центр тяжести занятий должен быть перенесен на развитие скоростно-силовых качеств, а также ловкости.

Третья стадия полового созревания у мальчиков обычно наблюдается в возрасте 13-15 лет. Наступление сопряжено с изменением ростовых процессов, а также происходит перестройка в структуре скелетных мышц, которая не может не сказаться на мышечной работоспособности. Отмечается некоторое увеличение физических возможностей подростков при выполнении циклической работы, особенно в зонах большой и умеренной мощности [226]. На этой стадии полового созревания эффективны тренировки общей выносливости. С другой стороны, тренировка силовых и скоростно-силовых качеств в этот период малоэф-

фективна, и применение таких нагрузок в урочной и неурочной формах должно быть ограничено [226].

Глубокие перестройки, происходящие в сердечно-сосудистой системе, повышают риск появления вегето-сосудистых дистоний и подростковой гипертонии. Это необходимо учитывать прежде всего педагогам, регулирующим общую школьную нагрузку подростков.

Четвертая стадия полового созревания наступает у большинства мальчиков в 15-16 лет. Завершается пубертатный скачок роста, причем все отчетливее выявляются индивидуальные морфо-функциональные особенности, формируется тип телосложения. Рост конечностей и туловища немного замедляется. Наиболее характерная особенность ростовых процессов - увеличение широтных размеров туловища. На этом этапе развития продолжают развиваться легкие, их жизненная емкость приближается к уровню взрослых.

Под влиянием половых гормонов (особенно тестостерона) в скелетных мышцах наступают значительные изменения в развитии мышечных волокон. Начинают увеличиваться в поперечнике белые волокна (И тип), обладающие мощным сократительным аппаратом и преимущественно анаэробным механизмом энергообеспечения. Доля этих волокон к концу четвертой стадии достигает в среднем 50% от общего объема мышц. Именно сейчас формируется тот профиль энергетических возможностей и сократительных свойств скелетных мышц, с которым человеку суждено прожить всю оставшуюся жизнь [201].

Белые (анаэробные) волокна, бурно развивающиеся в этот период, обладают рядом особенностей: они толще, поэтому скорость их сокращений выше; они не нуждаются в доставке кислорода во время работы и не зависят от функциональных возможностей кровообращения и дыхания. За счет анаэробных процессов у подростков этой возрастной группы

существенно расширяется зона субмаксимальной и максимальной относительной мощности. Следовательно, в эти годы эффективно развивать скоростные, силовые и скоростно-силовые качества.

Работоспособность в зонах умеренной и большой мощностей, где энергообеспечение зависит от своевременной доставки кислорода, также увеличивается.

Начиная с этого возраста, наибольшую эффективность приобретает комплексный подход к развитию двигательных качеств [184]. Созревание быстрых скелетно-мышечных волокон и нервных спинальных центров, управляющих их сокращением, значительно сокращает время двигательных реакций, позволяет совершенствовать силу, а также ловкость и другие проявления координации движений.

1.2. Возрастные особенности показателей центральной гемодинамики подростков

ЧСС является одним из наиболее лабильных показателей гемодинамики. Известно, что величина ЧСС непосредственно связана с величиной кислородного долга и коррелирует с максимальным потреблением кислорода [289, 291].

Снижение ЧСС с возрастом выявили многие исследователи [2, 16, 17, 35, 36, 49, 115, 118, 175, 176, 230, 246]. Так, у двухмесячных детей ЧСС составляет 135-140 уд/мин, в возрасте 10-12 лет -90-85 уд/мин, у взрослого человека - не превышает 75 уд/мин [35]. Следовательно, развивается возрастная брадикардия [16, 35, 275].

Однако до настоящего времени нет единой точки зрения на механизм возрастного урежения ЧСС. Важное значение в урежении сердечного ритма придается генетической запрограмированности ЧСС [9].

В литературе выделяются разные сроки интенсивного изменения ЧСС у детей и подростков. Указывается, что наиболее значительное уменьшение ЧСС у детей происходит в первые годы жизни - до 6 лет [1, 221], в начале подросткового возраста [5, 6], на завершающем этапе полового созревания [117]. Однако, как показали исследования ряда авторов [2, 182, 246], снижение ЧСС у юношей и девушек выражено незначительно.

Наблюдаемая возрастная брадикардия имеет большое физиологическое значение. Считается, что уменьшение ЧСС с возрастом является одним из факторов увеличения резервных возможностей сердечнососудистой системы у детей. Происходит так называемая "организация покоя" для сердца [133], когда увеличивается время диастолической паузы между систолами и проявляется "экономизация" функционирования сердечно-сосудистой системы [37, 156].

Существенным критерием функционального состояния сердца и сосудов является уровень АД. Это параметр, определяющий эффективность тканевого кровотока и чутко реагирующий на все изменения, происходящие в организме и в различных отделах ССС [218]. Информативность показателя и относительная простота метода обусловили появление большого количества работ исследователей разных поколений, посвященных изучению АД у детей и подростков [63, 64, 96, 115, 118, 138, 175, 176, 182, 193, 210, 217, 218, 221, 259, 260, 261, 268, 269, 272, 278, 281, 282, 287 и др.]. Однако данные, полученные на детях одного и того же возраста, значительно отличаются друг от друга. Выявлена зависимость величины АД от климато-географических условий [107, 247], времени года, суток, года исследования и др. Указывается на повышение АД в зимнее время относительно его уровня летом. Циркидные колебания АД

показаны в работе В.Н.Засухиной [97], где наиболее низкий уровень АД зафиксирован во время ночного сна.

Характеризуя тенденцию возрастного изменения АД, исследователи указывают на его повышение с возрастом, однако нет единого мнения в оценке степени увеличения разных видов АД. Так, увеличение всех видов АД (СД, ДД, ПД) отмечают Р.А.Калюжная [115], М.К.Осколкова [171], которые выявили у детей в возрасте от 7 до 18 лет большее увеличение СД по сравнению с ДД. И.Н.Гасымов [66], обследовав детей от 3 до 17 лет, делает вывод, что ДД и среднее АД не зависит от возраста.

Ряд авторов считают, что СД и ДД повышаются с возрастом довольно плавно и равномерно [207, 263], тогда как другие исследователи установили скачкообразное, неравномерное увеличение АД [115, 175, 182, 218, 220]. А.Ф.Тур [220] указывает 2 возрастных периода увеличения АД -9 и 12 лет. По мнению ряда авторов [118, 175, 182], переломными периодами в становлении АД являются возраста от 7 до 9 и от 12 до 15 лет.

Другие авторы выделяют возраст 13-16 лет, связывая интенсивное повышение АД в этот период с усилением физического развития подростков - пубертатным скачком роста [96, 246]. Функциональные возможности организма в период полового созревания имеют свои характерные особенности. В работах Р.А.Калюжной [115], Л.И.Абросимовой [6], Е.А.Фоминой [234], И.И.Бахраха [33] выявлена зависимость ЧСС, систолического и минутного кровообращения, артериального давления от стадий полового созревания.

Объяснение причин различий АД в возрастно-половых группах весьма различно. Одни авторы считают, что в этом случае главная роль отводится тестостерону, действующему прессорно, тогда как другие объясняют это явление неодинаковой экскрецией катехоламинов у

мальчиков и девочек или разными сроками полового созревания [115, 117].

В ряде работ показано влияние умственной нагрузки, процесса обучения, различных режимов обучения на ССС детей и подростков [12, 65, 97, 115, 157, 193, 218, 219]. Проведение такого рода исследований способствует выявлению функциональных возможностей организма в период обучения в школе, помогает выявить свои физиологические "зоны риска", учет которых лежит в основе мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников [128].

Ряд авторов считают, что изменение функционального состояния систем организма школьников в течение учебного года необходимо рассматривать при непременном учете двух основных тенденций -возрастной динамики и адаптивных изменений, возникающих в учебном году под влиянием учебной нагрузки [128, 218, 219]. Утверждается формирование нового уровня приспособления организма школьников -долговременной адаптации к условиям длительного воздействия учебной нагрузки [113]. Отмечается, что направленность адаптивных изменений не всегда совпадает с возрастной тенденцией развития сердечно-сосудистой системы [128, 218, 219].

Так, в работах И.О.Тупицына [218, 219], изучавшего изменение фазовых характеристик сердечного ритма, у школьников средней и старшей возрастной группы, направленность возрастных и адаптивных перестроек совпадает, лишь у школьников 6-7 класса в обеих половых группах отмечается напряженное функционирование сократительного миокарда. Имеются работы, указывающие на динамику АД и ЧСС в течение учебного года [97, 193]. Изменения, наблюдаемые разными исследователями, неоднозначны. Так, В.Н.Засухина [96] отмечает увеличение всех видов АД к концу учебного года, повышение СД и

Источник: www.500rublei.ru