Новости

Педагог-психолог

Мишурова А. А.

Ранний возраст является важнейшим в развитии человека. В это время закладываются основы поведения, идет накопление нового опыта, овладение социокультурными ценностями, речью, познается и осваивается окружающий мир. В этот период интенсивно осуществляется умственное, физическое, нравственное, эмоциональное и социальное развитие ребенка.

Проблема воспитания детей раннего возраста с нарушенным слухом волновала- исследователей достаточно давно (Н. A. Pay, Е. Ф. Pay, Б. Д. Корсунская и др.), так как даже незначительное его снижение влияет на темп и качество познавательного развития и развития речи; при тяжелых же формах нарушения слуха, особенно если они сочетаются с другими отклонениями, происходит замедленное формирование некоторых личностных качеств, изменяются формы взаимодействия с окружающим миром.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушенным слухом, как правило, уделяется достаточно много внимания обследованию детей раннего возраста. Проблема комплексного психолого-педагогического обследования детей раннего возраста рассматривалась в работах Э. И. Леонгард, Т. В. Николаевой, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымской. Авторами подчеркивается, что изучение должно носить всесторонний характер и быть направленным на выявление особенностей развития ребенка при поступлении в ДОУ.

С целью организации Психолого-педагогического изучения детей раннего возраста мы используем разработанную на базе нашего ГОУ Николаевой Т.В. структуру и содержание обследования детей 3 г. ж. по основным линиям развития:

Социальное и эмоциональное развитие;

Физическое развитие;

Детская деятельность;

Познавательное развитие;

Развитие речи и слуха.

В качестве также метода изучения также используется подробное анкетирование родителей с целью доступа к информации о периоде жизни ребенка до поступления в детский сад.

В дальнейшем психолого-педагогическое обследование ребенка направлено на выявление и уточнение данных о качестве усвоения материала по различным разделам программы, что не всегда отражает картину целостного психического развития ребенка. Как правило, проверяется усвоение материала по развитию речи, развитию слухового восприятия и обучению произношению и частично затрагиваются такие разделы программы как ИЗО, конструирование, игра. Однако целостной картины в результате такой проверки усвоения материала не создается.

Дети становятся старше, переходят из группы в группу, нередко меняются педагоги-дефектологи, воспитатели, особенно часто это касается детей со сложной структурой нарушения, которые обучаются по индивидуальным программам и нуждаются в особых условиях развития. Данные о различных аспектах их психического развития в период раннего возраста, как правило, учитываются недостаточно, тогда как именно они являются основой планирования воспитания и обучения.

Сотрудниками нашего учреждения под руководством психолога Дмитриевой Л. В. была разработана карта индивидуального развития ребенка, в основу которой было положено обобщение данных Психолого-педагогического изучения детей, начиная с раннего возраста и продолжающегося в течение всех лет воспитания и обучения в детском саду и школе. Карта отражает динамику социально-эмоционального, умственного, физического, психического, речевого развития и развития слуха, а также развитие разных видов деятельности детей.

Особая роль в заполнении этой карты отводится педагогическому коллективу группы раннего возраста, тогда как именно при поступлении в детский сад собираются сведения о раннем развитии ребенка, при этом интервьюирование родителей должно проходить в виде беседы с педагогом или

психологом с фиксацией всей информации в анкете и карте. Такая форма заполнения поможет родителям наиболее полно и четко ответить на поставленные вопросы, так как к некоторым их них требуются разъяснения и уточнения; особенно в случае когда родители сами имеют нарушения слуха; а педагогу эта форма работы поможет получить не поверхностные ответы, а развернуты и вдумчивые комментарии и дополнения.

Карта представляет собой структурированную таблицу, в начале которой приводятся данные о семье, особенностях протекания адаптационного периода, включает в себя заключение ПМПК, данных других специалистов (невропатолога, окулиста, психоневролога и др.). Затем следуют разделы, по которым проводится учет данных о ребенке на протяжении всего периода пребывания в учреждении:

• Поведение и эмоциональное состояние в детском саду (особенности поведения, изменения поведения, настроение, особенности характера, общение с детьми в группе, общение со взрослыми, средства общения);

Физическое развитие (особенности развития общих движений, амплитуда и точность, походка, особенности мелкой моторики);

Навыки самообслуживания (в еде, в одевании — раздевании, в умывании, опрятность);

• Детская деятельность (игра, рисование, лепка, аппликация, конструирование);

Познавательное развитие (особенности мышления, внимания, памяти, восприятия и воображения, а в более старшем возрасте математические навыки);

Развитие речи (понимание и использование устной, письменной, дактильной формы речи, состояние словаря и звукопроизношения);

• Развитие слухового восприятия (ощущение звучания музыкальных игрушек и голоса с аппаратами и без).

В конце карты имеются разделы: «Динамика развития» и «Учет трудностей в усвоении учебного материала», в которых определяется уровень развития ребенка по всем разделам программы (высокий, средний, ниже среднего, низкий) и определяются причины, по которым тот или иной раздел не может усваиваться в полной мере (наличие дополнительных отклонений в развитии, воспитание в семье неслышащих или слышащих и др.).

Карта заполняется всеми участниками воспитательного процесса по конкретным разделам: поведение и эмоциональное состояние оценивается как педагогом, так и воспитателем и психологом, физическое развитие

воспитателем по физическому воспитанию, разделы навыки самообслуживания и детская деятельность заполняются воспитателями, познавательное развитие— психологом, развитие слухового восприятия и речи — сурдопедагогом. Разделы, касающиеся динамики развития и трудностей усвоения программного материала также заполняются совместно.

Таким образом, на протяжении всего периода обучения каждый участник воспитательного процесса и родители может проследить развитие конкретного ребенка в удобной и доступной форме. Особое значение придается начальным этапам составления карты индивидуального развития воспитанника, когда ребенок только находится в первой младшей группе ГОУ. Такая карта способствует четкому отслеживанию темпов и динамики развития, «рассказывает» о трудностях и особенностях развития по всем возможным направлениям, что в свою очередь позволяет наилучшим образом осуществлять индивидуально-ориентированный подход к каждому ребенку.

Статьи из 3 части сборника « ПРОБЛЕМЫ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ И ОКАЗАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

МАТЕРИАЛЫ

III МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ДЕФЕКТОЛОГОВ

Источник: mosdefektolog.ru