Профессионально-прикладная физическая подготовка в системе физического воспитания учащихся начального профессионального образования

В настоящее время в России происходит качественный сдвиг в осознании ценности жизни и здоровья каждого ребенка. Перед образованием ставится задача сохранения психического, физического, нравственного здоровья подрастающего поколения. Подготовка человека к высокопроизводительной деятельности является важнейшей задачей и одним из главных направлений системы физического воспитания населения. Уровень современного производства предполагает постоянное совершенствование системы профессиональной подготовки.

Важную роль в процессе подготовки молодежи к производительной деятельности играет система физического воспитания с профессиональной направленностью, представляющая собой одно из эффективных средств развития и совершенствования определенных физических качеств, двигательных навыков и умений, а также способностей адаптироваться к сложным производственным условиям. В последнее время это направление системы физического воспитания широко изучается и получает свое определение. Под профессионально-прикладной физической подготовкой (по мнению Иванова Г.Д) понимается специализированный педагогический процесс, направленный на развитие ведущих физических качеств, двигательных навыков и функций организма, способствующих более успешному овладению профессией и дальнейшему совершенствованию в ней.

На данном этапе в учебных заведениях перед физической культурой выдвигается одна из основных задач: преимущественное развитие и совершенствование физических качеств, двигательных навыков и психофизиологических функций организма, к которым в процессе конкретной трудовой деятельности предъявляются повышенные требования. В связи с этим, разработку направленных специальных средств следует отнести к одной из актуальных проблем теории и методики физического воспитания.

На протяжении ряда лет проводятся исследования, направленные на профилирование физического воспитания учащихся в соответствии с особенностями подготавливаемых рабочих профессий (Полиевский С.А. Цаун В.А. Пусто-вой А.П. Козлов И.М. Мицкевич М.В.,Бурок Л.В.). При этом особое внимание уделяется тому, что решение задач ППФП должно предусматривать: формирование и совершенствование профессионально важных двигательных навыков, психофизиологических функций, физических и морально-волевых качеств.

Для рассмотрения проблемы ППФП в ГОУ ПУ-5 провели классификацию профессий определили оптимальный уровень развития профессионально важных физических и психо-физиологических качеств, подобрали средства ППФП, установили их объем и удельный вес в процессе физического воспитания, обосновали контрольные нормативы для оценки ППФП будущих рабочих, обучающихся в учебном заведении, адаптировали рекомендации на основе исследований (КабачковаВ.А. Полиевского.С.А, ЖигачеваЛ.З.). В конце каждой рекомендации приведены профессионально важные виды спорта, которые следует культивировать в учебном заведении для эффективного развития трудовых двигательных качеств на уроках физической культуры, необходимо применять упражнения прикладного характера, направленные на развитие силы мышц туловища, спины, брюшного пресса, рук и ног, так как общая физическая подготовка повышает работоспособность и производительность труда, а специальная – формирование умений и навыков, содействующих лучшему обеспечению профессиональной деятельности. При этом общая физическая подготовка является как бы фоном для специальной подготовки.

Задачи ППФП сформулированы, исходя из специфических требований современного промышленного производства. Разработанные рекомендации предусматривали контрольные нормативы в виде одного-двух упражнений, с помощью которых можно оценить воздействие средств ППФП на организм учащихся и степень освоения ими навыков. имеющих прикладное значение.

Поэтому в условиях реформы профессиональной школы проблемы профилирования учебного процесса по физ. воспитанию приобретают особую важность. Усиленное внимание к трудовому воспитанию молодежи в нашей стране выдвигает целый ряд вопросов по дальнейшему совершенствованию средств и методов физического воспитания в процессе освоения профессии.

Литература:
  1. Палецкий Д.Ф. Основы управления ППФП курсантов образовательных учреждений МВД России, Смоленск, 1988;
  2. Кабачков В.А. Полиевский С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПУ, 2000 г.

Источник: festival.1september.ru