Системы физического воспитания в России были различны

В период подготовки к проведению военной реформы 1874 года гимнастика вводится в мужских учебных заведениях как средство допризывной физической подготовки. Однако отсутствие квалифицированных руководителей и недостаток отпускаемых на это дело средств не давали возможности широко провести это начинание в жизнь. Только в некоторых учебных заведениях гимнастика была введена как необязательный предмет. Официальных программ не существовало. Применялись самые разнообразные системы физического воспитания, каждый учитель занимался так, как находил нужным. Иногда уроки гимнастики заменялись прогулками, подниманием тяжестей и т. п.

Правительственные круги рассматривали гимнастику только как средство физической подготовки войск и допризывной подготовки молодежи. Созданные в России буржуазные гимнастические общества также ставили перед собой очень узкую цель – физическое развитие членов своего общества – и объединяли ничтожное количество людей. (В 1863 г. в Петербурге было основано общество «Пальма», в 1868 г. в Москве «Московское гимнастическое общество», в 1869 г. «Петербургское гимнастическое общество» и др.). Некоторые из этих обществ находились не только под большим влиянием, но порой и под фактическим руководством немецких турнеров. В последующие годы некоторые гимнастические общества стали культивировать и шведскую гигиеническую гимнастику.

С 1885 года в России начали проводиться соревнования по гимнастике. В первом соревновании участвовало 11 человек. Победителями оказались А. И. Тейхман и М. О. Кистер. Вторые соревнования были проведены в 1886 году, третьи в 1888 году, четвертые в 1892 году (участвовало 20 человек). Соревнования проводило Русское гимнастическое общество, основанное в 1883 году при участии известного писателя А. П. Чехова. Это общество было демократичнее других по настроениям, но по своему составу было также буржуазным. Из 55 человек в нем насчитывалось лишь 9 рабочих.

К этому же времени относится и появление первых организаций общества «Сокол» в России (1900 г.). Однако широкая деятельность общества стала возможной лишь с 1907 года.

Большой интерес к гимнастике, с одной стороны, и неудовлетворительное состояние ее в России, с другой, побудили некоторых ученых и общественных деятелей добиваться создания подлинно научной системы гимнастики в России. Эта задача была успешно разрешена выдающимся русским педагогом и анатомом П. Ф. Лесгафтом (1837-1909).

Над созданием научно обоснованной теории и системы физического образования Лесгафт работал с 1872 года.

Оставляя в стороне общие основы системы Лесгафта, необходимо отметить те методические основы, которые характеризуют ее как систему гимнастическую. Их можно определить следующими положениями:

1. Целью физического образования является всестороннее гармоничное развитие личности, а не приобретение каких-либо навыков или достижение спортивных результатов.

2. Выбор средств физического образования должен определяться задачами, стоящими перед ним. Упражнения должны полностью соответствовать анатомическому строению человеческого организма, его физиологическим функциям и педагогическим требованиям. Ни в коем случае нельзя заставлять молодого человека приспосабливаться к гимнастическим снарядам, проделывать то, что можно на них проделать.

3. Исходя из этого, физические упражнения должны быть систематизированы в зависимости от педагогических задач, а не от формы движений и снарядов, как это было в некоторых других системах. Даже анатомический принцип не может быть основой классификации упражнений, так как процесс физического образования есть процесс, прежде всего, педагогический.

4. При выборе средств надо строго учитывать возрастные и другие особенности занимающихся.

5. При всех условиях должен соблюдаться принцип постепенности и последовательности. Всякое нарушение его принесет вред.

6. Сами физические упражнения должны быть естественными, взятыми из жизненной практики.

7. Процесс физического образования должен быть тесно связан с процессом умственного образования и нравственного воспитания молодого человека. Все движения должны быть осознаны занимающимися. Поэтому лучшим методом является объяснение, а не показ, при котором возможно неосмысленное подражание.

Источник: www.adrenalin-park.ru