Свежие публикации

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург

проректор по научно-исследовательской работе НГУ им. П. Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург ______________ С. А. Цветков

Рабочая программа дисциплины

ОД. А.03 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Название дисциплины с индексом в соответствии с учебным планом

основной профессиональной образовательной программы послевузовского

по научной специальности

13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

шифр и наименование специальности с указанием в скобках отрасли науки.

Санкт-Петербург

2012

ДИСЦИПЛИНА Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Научная специальность: 13.00.04 (теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры)

Цикл дисциплин (по учебному плану): Обязательные дисциплины ОД. А.03

Трудоёмкость в ЗЕТ - 2

Трудоёмкость в часах - 72

Количество аудиторных часов на дисциплину: 14

Лекции - 6

Количество часов на самостоятельную работу: 58

Рабочая программа дисциплины ОД. А.03 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры разработана на основе паспорта научной специальности и составлена на основании федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) и учебного плана подготовки аспирантов в НГУ им. П. Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург по основной профессиональной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 13.00.04 (теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры)

Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение дисциплины (компетенции):

способность развивать и совершенствовать свой общекультурный и интеллектуальный уровень;

готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач;

способность самостоятельно осваивать новые методы исследования, изменять научный профиль своей профессиональной деятельности;

способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач;

способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

готовность работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке .

готовность осуществлять профессиональную коммуникацию в сфере физической культуры и спорта на государственном (русском) и иностранном языках;

способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру в сфере физической культуры и спорта;

способность применять современные технологии организации и реализации образовательного и спортивно-педагогического процесса в различных учреждениях образования и спорта на различных государственно-общественных уровнях их функционирования;

готовность использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательной и спортивно-педагогической деятельности;

способность формировать образовательную среду и использовать свои технологические способности в решении задач инновационной образовательной политики в сфере физической культуры и спорта;

способность на современном уровне технологически обеспечить физкультурно-образовательную и спортивно-педагогическую деятельность;

способность научно разрабатывать и обосновывать подходы к реализации современных педагогических технологий в физкультурно-образовательный и спортивно-педагогический процесс;

готовность использовать педагогические технологии в исследовании проблем физической культуры и спорта;

готовность самостоятельно создавать инновационные физкультурно-образовательные и спортивно-педагогические технологии на основе современных достижений науки и техники;

готовность разрабатывать и реализовывать методические модели, методики, технологии и приемы физкультурного обучения, воспитания, развития и спортивной подготовки в образовательных учреждениях, учреждениях физической культуры и спорта различных уровней и типов;

готовность к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в физкультурно-образовательной и спортивно-педагогической деятельности;

способность изучать состояние и потенциал управляемых физкультурно-образовательной и спортивно-педагогической систем и их макро-и микроокружение технологизации за счет использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;

готовность исследовать, проектировать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных педагогических технологий и технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития физкультурно-образовательного и спортивно-педагогического процессов как управляемых систем;

готовность организовывать командную работу по развитию и внедрению педагогических технологий в физкультурно-образовательный и спортивно-педагогический процесс и проведению исследований по этим направлениям;

готовность использовать индивидуальные и групповые педагогические технологии принятия управленческих решений по вопросам физкультурного образования и спортивной подготовки, опираясь на отечественный и зарубежный опыт;

готовность проектировать образовательную среду, образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты на основе применения педагогических технологий

способность проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе применения педагогических и информационных технологий, использования зарубежного опыта;

готовность проектировать новое учебное содержание, инновационные технологии подготовки физкультурно-спортивных педагогов;

способность изучать и формировать физкультурно-спортивные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения;

готовность разрабатывать стратегии и педагогические технологии просветительской деятельности в сфере физической культуры и спорта;

способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и физкультурно-спортивных традиций;

готовность к использованию современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач;

способность формировать художественно-культурную среду, насыщаемую физкультурно-спортивным содержанием.

Цели изучения дисциплины:

- овладение компетенциями, обеспечивающими готовность аспирантов успешно сдать зачет по дисциплины «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».

Задачи дисциплины:

- сформировать знания методологических, психолого-педагогических, организационно-управленческих, медико-биологических, специфических теоретических основ физического и спортивного совершенствования в системе физической культуры и спорта;

- развить умения осуществлять процесс физического воспитания людей и подготовки спортсменов в современной системе физкультурного образования;

- владеть профессиональными компетенциями в сфере современной физической культуры и спорта, в области физкультурного образования.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

Содержательное наполнение учебного материала определяется тем, что дисциплина «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (ОД. А.03)» представлена в цикле «Обязательных дисциплин» Основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) по научной специальности 13.00.04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Содержание курса распределяется главным образом между лекционной и практической частями на основе принципов дополнительности: практические занятия не дублируют лекции. В лекционном курсе главное место отводится общетеоретическому аспекту проблем технологизации образовательной и спортивной деятельности в сфере физической культуры и спорта. На практических занятиях рассматриваются вопросы применения современных педагогических технологий системе физкультурного образования и спорта.

В основу отбора содержания и организации учебного материала данной дисциплины положены следующие принципы:

- принцип научности, требующий отображения современных достижений в теории и технологии педагогики науки - в теоретической части курса, и использования педагогических технологий - в его практической части;

- принцип профессиональной ориентированности, предполагающий отбор содержания и выбор стратегий обучения, ориентированных на решение профессиональных задач;

- принцип целостности и междисциплинарности, предполагающий обеспечение единства, преемственности, связи и взаимосвязи дисциплин различных предметных блоков, объединяемых общей идеей научно и профессионально направленной подготовки аспиранта;

- принцип вариативности. допускающий введение в содержание дополнительных учебных элементов и выстраивание единиц содержания в авторской логике;

- принцип адаптивности, ориентирующий на необходимость адаптации при отборе содержания и организации учебного материала, что выражается в учете готовности аспирантов к восприятию и пониманию материала, а также их потребностей и потребностей общества к подготовке научно-педагогических кадров с требуемыми качествами.

В структуре дисциплины использован дедуктивно-индуктивный метод изложения материала: от характеристики педагогической системы и проблем качества подготовки переход к рассмотрению педагогических технологий, а далее – к их применению физкультурном образовании и спортивной подготовке атлетов Отбор содержания учебного материала построен на принципах системности, фундаментальности и преемственности.

Основное содержание:

Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы физической культуры. Физическая культура как вид культуры человека и общества. Понятие физической культуры и многообразие его определений. Физическая культура как «возделывание» природы человека. Механизмы возникновения и развития физической культуры. Основные подходы к изучению физической культуры и их методология: деятельностный, аксеологический, результативный, творчески-атрибутивный, технологический, нормативный и др. Взаимосвязь понятия «физическая культура» с другими понятиями – «физическим воспитанием», «спортом», «физической рекреацией», «двигательной реабилитацией», «адаптивной физической культурой» и др. Физическая культура как социальное явление, ее структура и функции. Характеристика исторически сложившихся форм (компонентов) физической культуры, их соотношения друг с другом и связь с основными сферами жизнедеятельности человека, специфические общекультурные и другие социальные функции физической культуры в обществе. Современные проблемы разработки структуры и функций физической культуры и методология их определения. Становление и основные этапы развития обобщающих научных знаний о физической культуре. Возникновение и формирование общей теории физической культуры как интегративной научно-образовательной дисциплины – важнейшая тенденция развития современного научного знания о физической культуре. Предмет и место общей теории физической культуры в системе наук, изучающих физическую культуру, ее компоненты и связанные с ней явления. Проблематика и перспективы развития общей теории физической культуры и пути их совершенствования. Характеристика отдельных исследовательских подходов, применяемых в общей теории физической культуры – системного, комплексного, целостного, личностного, деятельностного и др. Структура и логика научного исследования в общей теории физической культуры. Приоритетные научные направления в области физической культуры. Система физической культуры в России. Понятие о системе физической культуры и ее структуре. Факторы, формы и условия функционирования системы физической культуры в обществе. Исторические аспекты становления и формирования отечественной системы физической культуры. Типичные ее черты, общие принципы и направления функционирования. Состояние физической культуры в России в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране в конце ХХ века. Основные задачи развития физической культуры в современном обществе, предусмотренные в государственных установках социальной политики на ближайшую перспективу. Прогнозирование развития системы физической культуры в нашей стране и в мире.

Управление в системе физической культуры. Организационная структура управления физической культурой в России, основные ее иерархические уровни. Роль и место государственных, общественно-самодеятельных и других форм организации физической культуры в улучшении практики физкультурного движения. Пути повышения координации деятельности между различными органами, организациями и учреждениями по развитию физической культуры в стране. Научное, программно-методическое, финансовое, правовое, организационное, кадровое, материально-техническое обеспечение физической культуры. Кадровый менеджмент области физической культуры, типы «менеджеров», значение маркетинга в сфере физической культуры. Основные его функции. Содержание и специфика деятельности маркетолога. Реклама в маркетинге.

Общие закономерности развития физических качеств и двигательных навыков. Физических качества и способности. Классификация физических способностей, основные закономерности и принципы их развития. Сущность и специфическое содержание процесса развития физических способностей. Нагрузка и отдых как структурные компоненты методов направленного развития физических способностей. Проблема типологии методов развития физических способностей, их специфические особенности. Современные тенденции в теории и методике развития силовых, скоростных и координационных способностей, выносливости, гибкости, формировании осанки и совершенствовании свойств телосложения. Направленное развитие физических процессов как единый педагогический процесс. Компенсация и взаимокомпенсация физических способностей. Проблема «критических» или «чувственных» (сензитивных) периодов онтогенетического развития физических способностей. Сущность и специфика обучения двигательным действиям в процессе физкультурных занятий. Система целей и задач обучения в различных видовых компонентах физической культуры. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в процессе физкультурной деятельности. Современные представления о сущности двигательных умений и навыках, их отличительные особенности. Роль знаний в формировании двигательных умений и навыков. Механизмы и закономерности формирования двигательных навыков. Характеристика некоторых теорий и концепций формирования двигательных навыков. Проблема перестройки двигательного навыка. Перенос двигательных навыков, его виды и разновидности. Методы, используемые в процессе разучивания и совершенствования двигательных действий. Причины возникновения ошибок в процессе разучивания движений. Классификация двигательных ошибок. Пути их предупреждения и устранения.

Создание предпосылок готовности обучаемого к освоению действия как один из факторов успешности обучения. Структура процесса обучения двигательным действиям, характеристика его этапов – цель, задачи и особенности, методики обучения на каждом этапе.

Средства и методы, используемые для формирования физической культуры человека. Понятие о средствах формирования физической культуры человека, их классификационная характеристика. Физические упражнения как основное специфическое средство при решении задач в области физической культуры. Суть и основные признаки физических упражнений. Классификации физических упражнений и их значение. Характеристика наиболее распространенных классификаций. Эффект физических упражнений (ближайший, отставленный, кумулятивный). Факторы, влияющие на эффективность физических упражнений. Оздоровительные факторы природной среды и гигиенические условия как средство воздействия на физическое развитие, здоровье и работоспособность человека. Роль вербальных, сенсорных, материально-технических и других средств в педагогическом процессе. Техника физических упражнений: основа, главное звено и детали техники. Стиль и манера техники исполнения физических упражнений. Критерии эффективности техники. Проблема классификации техники движений. Основные характеристики техники двигательных действий. Исходные понятия: «метод», «методологический прием», «методика», «методическое направление», «методологический подъем». Проблема классификации методов в теории физической культуры. Основные подходы к классификации методов, используемых при целенаправленном программировании физической культуры личности. Условия эффективного применения отдельных методов. Анализ современных концепций воспитания, самовоспитания, перевоспитания личности в процессе физкультурных занятий. Средства, методы и формы занятий физической культурой в решении задач социальной интеграции (детей с девиантным поведением, «трудных подростков»). Формирование физической культуры личности с использованием современных педагогических технологий в различных сферах физкультурной практики.

Теоретико-методологические и историко-логические проблемы физического воспитания. Характеристика современных концептуальных подходов к построению и организации физического воспитания. Проблемы организации физического воспитания в учебных образовательных учреждениях. Состояние и пути совершенствования физического воспитания школьников, учащихся средних специальных заведений и студентов. Современные тенденции физического воспитания взрослого населения. Проблематика исследований различного контингента взрослого населения. Проблема оптимального построения занятий физическими упражнениями. Современная теория структуры урока и других форм физкультурно-спортивных занятий. Проблемы изучения и оптимального нормирования нагрузок и отдыха в физическом воспитании. Научно-методическая проблематика планирования и комплексного контроля в физическом воспитании. Проблемы формирования личности в процессе физического воспитания. Проблемы формирования профессионализма деятельности специалистов по физической культуре. Спортизация физического воспитания как перспективная форма стимуляции процесса возрастного развития двигательного потенциала человека. Модульные технологии в процессе физического воспитания людей различного пола, возраста, состояния здоровья и подготовленности. Проблема использования средств компьютерной техники в физическом воспитании.

Физическое воспитание в системе дошкольного, общего среднего, специального и высшего образования . Социально-педагогическое значение физического воспитания дошкольников. Характеристика физического и психологического развития. Возрастная классификация детей дошкольного возраста. Цель, задачи, средства, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями в дошкольных учреждениях и в семье. Подготовка к обучению в школе. Характеристика программ по физической культуре детей дошкольного возраста. Оценка здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями. Социально-педагогическое значение физической культуры детей школьного возраста. Цель, задачи и направленность физической культуры детей школьного возраста. Формы занятий физической культурой в системе школьного воспитания.

Содержание и особенности преподавания предмета «физическая культура» в школе. Особенности содержания и структура программы по физической культуре в начальной, основной и средней (полной) школе. Проблемы разработки авторских программ по предмету «физическая культура». Основы физического воспитания школьников с ослабленным здоровьем. Специальные медицинские группы. Профессионально-прикладная подготовка школьников в области физической культуры. Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию школьников. Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры. Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений. Физическое воспитание студенческой молодежи. Цель, задачи и формы организации физкультурного воспитания студентов. Структура и содержание учебных программ по физической культуре в вузах. Методика занятий со студентами основного, специального отделений и отделения спортивного совершенствования. Система контрольных и зачетных требований к студентам по семестрам и годам обуче6ния. Проблематика исследования физического воспитания в высших учебных заведениях. Пути повышения роли физической культуры в системе высшего профессионального образования в условиях его реформирования. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Физическое воспитание людей молодого и зрелого возраста. Возрастные границы молодежного и зрелого возраста. Особенности физического развития и физической подготовленности человека в этот период. Значение и задачи физического воспитания в молодом и зрелом возрасте. Особенности использования форм физической культуры. Характеристика основных направлений использования физической культуры в основной период трудовой деятельности – бытового физкультурно-гигиенического, оздоровительно-рекреативного, общеподготовительного, спортивного, профессионально-производственного, физкультурно-реабилитационного. Физическое воспитание в жизни людей пожилого и старшего возраста. Задачи, особенности методики и формы занятий. Врачебно-педагогический контроль на занятиях с людьми зрелого, пожилого и старшего возраста.

Спорт как социальное и педагогическое явление. Основные понятия, относящиеся к спорту. Спорт в узком и широком смысле слова; подготовка спортсмена, система подготовки спортсмена, спортивная тренировка, спортивная деятельность, спортивное движение и др. Спорт как исторически сложившаяся соревновательная деятельность. Спорт в структуре современного общества. Тенденции развития научных знаний в области спорта.

Характеристика функций спорта: престижной, соревновательно-эталонной, эвристически-достиженческой, личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативной, эмоционально-зрелищной, коммуникативной, экономической и т. п. Гуманистическая направленность функций спорта. Негативные явления в спорте. Спортивные результаты как специфический и интегральный процесс спортивной деятельности. Факторы, обуславливающие уровень результатов. Тенденции развития и современный уровень спортивных достижений в отдельных спортивных дисциплинах. Типы и виды спорта, сложившиеся в мире и России: общедоступный (массовый) спорт (школьно-студенческий, профессионально-прикладной, физкультурно-кондиционный, оздоровительно-рекреативный, физкультурно-реабилитационный) и спорт высших достижений (супердостиженческий – любительский, профессиональный, профессионально-коммерческий: достиженческо-коммерческий, зрелищно-коммерческий). Спорт для инвалидов (адаптивный спорт). Проблемы социальной реабилитации и интеграции, лишенных возможности наравне со всеми в обычных условиях заниматься спортом. Факторы и условия, повышающие эффективность функционирования спорта и системы тренировочно-соревновательной подготовки. Проблемы и перспективы развития современного международного олимпийского движения.

Общая теория спортивной подготовки. Цель подготовки как представление о предполагаемом спортивном результате совместной деятельности тренера и спортсменов в конкретном соревновании или серии стартов. Типы задач, детализирующих содержание главной цели подготовки. Характеристика задач в области физической, технической, тактической, психологической, интеллектуальной (теоретической) и интегральной подготовки. Требования к формулировке и конкретизации целей и задач подготовки. Факторы, обуславливающие выполнение долгосрочных целей (на тренировочный год, отдельный микроцикл годичной подготовки). Критерии и разновидности классификации средств спортивной подготовки. Соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные упражнения как основные специфические средства подготовки. Характеристика общеподготовительных и других средств подготовки спортсменов. Критерии классификации методов спортивной подготовки: по виду подготовки, способу применения, характеру выполнения физической нагрузки и т. д. их содержание и характерные особенности. Основные педагогические закономерности и принципы подготовки спортсменов. Соотношение закономерностей и принципов спортивной подготовки. Соответствие системы принципов целям и закономерностям тренировочного процесса. Основания выделения принципов, их классификация. Принципы направленности к максимуму достижений, углубленной специализации и индивидуализации; единства общей и специальной подготовки спортсмена; непрерывности тренировочного процесса; единства постепенности увеличения нагрузок и тенденции к предельным нагрузкам; волнообразности и вариативности нагрузок; цикличности тренировочного процесса; единства и взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности. Характерные особенности принципов и пути их реализации в практике спорта. Основные разделы и стороны (виды) подготовки спортсмена в процессе тренировки. Физическая подготовка – основа спортивного мастерства. Понятие о физической подготовке спортсмена, ее виды и взаимосвязь. Основные задачи и содержание общей и специальной физической подготовки. Соотношение общей и специальной физической подготовки в зависимости от специфики вида спорта, возраста, квалификации спортсменов, этапов годичного и многолетнего циклов. Значение технической подготовки в отдельных видах, ее виды и основные задачи. Техническая подготовка. Содержание понятий: техническая подготовка, спортивная техника, техническое мастерство. Объективные критерии оценки технического мастерства. Основы методики технической подготовки в процессе тренировки. Тактическая подготовка как педагогический процесс, направленный на овладение рациональными (эффективными) способами ведения соревновательной борьбы спортсменом или командой. Содержание понятий спортивной тактики, спортивно-техническое мастерство, тактический замысел, тактический план. Особенности тактики в различных видах спорта. Основа спортивно-технического мастерства – тактические знания, умения, навыки и качества тактического мышления. Задачи, содержание и методика тактической подготовки в различных видах спорта. Психологическая подготовка спортсмена, ее содержание, виды и значение. Задачи, средства и методы общей и специальной психологической подготовки. Роль психодиагностики в процессе психологического обеспечения спортивной деятельности. Интеллектуальная (теоретическая) подготовка спортсмена, ее значение и место в тренировке, связь с другими видами подготовки. Содержание, пути и формы интеллектуального образования и воспитания интеллектуальных способностей в процессе подготовки спортсменов. Интегральная подготовка как процесс обеспечения слаженности комплексных проявлений всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности. Задачи, средства и методы интегральной подготовки. Структура тренировочного процесса как основа его ценностной упорядоченности. Структура отдельных тренировочных занятий, тренировочных дней и малых циклов тренировки (микроциклов). Факторы и условия, влияющие на их структуру. Типы микроциклов. Структура средних циклов тренировки (мезоциклов). Факторы и обстоятельства, влияющие на построение тренировки в рамках средних циклов. Типы средних циклов. Структура больших циклов тренировки (макроциклов): годичных, полугодичных и многолетних. Факторы и условия, влияющие на структуру макроциклов. Особенности построения тренировки в подготовительном, соревновательном и переходном периодах большого тренировочного цикла. Спортивная тренировка как многолетний процесс. Стадии и этапы многолетнего пути спортивного совершенствования. Главные тенденции изменения структуры и содержания тренировки на этих этапах. Планирование, контроль и учет как одно из условий эффективности управления подготовкой спортсменов. Прогнозирование, моделирование в системе управления подготовкой спортсмена. Содержание и технология перспективного, текущего и оперативного планирования подготовки спортсменов. Образцы документов планирования. Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена. Разновидность контроля: оперативный, текущий, этапный. Их содержание и направленность. Назначение, содержание и технология контроля за соревновательными и тренировочными воздействиями, состоянием подготовленности спортсмена и факторами внешней среды. Учет в процессе подготовки спортсмена, ее значение, формы, содержание и технология проведения. Основные документы учета.

Источник: pandia.ru