Программа факультативного курса "Физический эксперимент"

Факультативный курс “Физический эксперимент" является предметом по выбору для учащихся 9-11 классов. Курс рассчитан на 102 часа факультативных занятий (34 часа – 9 кл. 34 часа – 10 кл. 34 часа – 11 кл.), 1 час в неделю в течение учебного года.

Актуальность факультатива обусловлена практической направленностью:
  • Реализацией возможности учащимися продемонстрировать свои умения практически;
  • Развитием личностных качеств, связанных с формированием самостоятельного подхода к решению конкретных задач.

Новизна курса обусловлена отсутствием программы факультатива “Физический эксперимент”, рекомендованной МО и МРФ. Данный факультативный курс составлен на основе элективных курсов “Фундаментальные эксперименты в физической науке” (Н.С. Пурышева, Н.В. Шаронова, Д.А, Исаев) и “Измерения физических величин” (С.И. Кабардина, Н.И. Шефер), опубликованных в сборнике “Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область “Естествознание”/Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М. Вита-Пресс, 2004. – 96 с.

Курс предполагает выработать у учащихся умение собрать электрическую схему, поставить демонстрационный эксперимент и продемонстрировать его одноклассникам, подготовить к выполнению лабораторную работу. Всё это может служить показателем экспериментальных навыков, приобретённых учащимися на факультативных занятиях по курсу “Физический эксперимент”.

Факультативный курс даёт возможность получить навыки в овладении методами экспериментальной физики, подготавливает основу для практического применения полученных знаний, развивает интерес к предмету.

Факультативный курс помогает учащимся оценить свои практические возможности, теоретические знания, изучать и практически использовать в схемах физические приборы. Направленность курса развивающая. Он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старшеклассников, их экспериментальных способностей.

Изучение фундаментальных опытов позволяет познакомить учащихся с историей развития физики, с биографиями ученых и тем самым представить физику в контексте культуры.

Использование компьютерного моделирования для подготовки презентаций дает возможность сформировать умения выполнять исследование с помощью компьютера.

Цель курса. дать учащимся возможность развивать практические навыки, творческую инициативу, положительную мотивацию к изучению физики.

Задачи.
  1. Усвоение содержания физических понятий, законов в процессе активной познавательной деятельности.
  2. Формирование представлений о связи теоретических и практических задач.
  3. Приобретение навыков работы с физическими приборами.
  4. Знакомство учащихся с великими экспериментами в физике по литературным источникам.
  5. Развитие умений и навыков в постановке и решении экспериментальных задач.
  6. Оказание помощи учащимся в понимании того, что собой представляет физика как наука.
Основные направления:
  • Подбор преподавателем демонстрационных опытов.
  • Анализ теоретической части демонстрационных опытов учащимися совместно с преподавателем или самостоятельно.
  • Подбор преподавателем лабораторных работ.
  • Подготовка учащимися лабораторных работ к их выполнению учениками всего класса, подбор оборудования, компоновка, сборка и проверка работы электрических схем, получение экспериментальных данных, оценка правильности полученных результатов.
  • Подбор и анализ литературных источников по тематике “Великие эксперименты в физике”
  • Подготовка выступлений и презентаций.

Критериями результативности являются :

- приобретение навыков самостоятельной подготовки и проведения демонстрационных экспериментов;

- изготовление новых демонстраций;

- подготовка лабораторных работ;

- разработка и постановка новых лабораторных работ под руководством преподавателя;

- работа с литературными источниками, их анализ;

- публичные выступления, презентации.

Факультатив готовит учащихся к практическому применению полученных знаний по физике. Эти учащиеся становятся помощниками учителя на уроке при проведении демонстрационных экспериментов и лабораторных работ.

Тематическое планирование

Источник: festival.1september.ru