Тема: Нагрузка и отдых при выполнении физических упражнений

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы все чаще и чаще поднимается вопрос поиска современных путей и методов укрепления физического и эмоционального состояния. Связано это, прежде всего, с тем, что сегодня, в век технического прогресса, когда все заметнее становится снижение уровня здоровья населения, происходит увеличение умственной нагрузки и, как следствие, уменьшение двигательной активности. Роль физической культуры и спорта ещё более возрастает. Не вызывает сомнения, что перенасыщенный эмоциональный фон в достаточной степени снижает уровень здоровья и самочувствия учащихся, травмирует их психику. В связи с этим, особую актуальность приобретает внедрение в учебный процесс здоровье формирующих технологий, разработка специальных оздоровительных программ, способных снизить физиологическую и психологическую цену адаптации, и обеспечить формирование устойчивых установок на здоровый образ жизни.

Основным фактором здорового образа жизни становится оздоровительная физическая культура. Ее основной целью является всестороннее развитие организма, его восстановление после утомления от различных физических и умственных нагрузок, сохранение здоровья и положительного эмоционального состояния [1].

Принцип оздоровительной направленности является одним из фундаментальных в физическом воспитании, его основной смысл заключается в достижении возможно большего оздоровительного эффекта от занятий физической культурой. Несмотря на кажущуюся простоту принципа, в практической деятельности по его осуществлению встречаются определенные трудности. Это связано с тем, что планирование программ по физическому воспитанию включает материал, раскрывающий лишь образовательные задачи, согласно которым следует обучать двигательным действиям и развивать физические качества. Поэтому содержание обучения и методические подходы слабо отражают принцип оздоровительной направленности и тем самым ограничивают возможности использования средств оздоровительной физической культуры в процессе физического воспитания и самостоятельных занятий [2].

Цель исследования - изучить нагрузку и отдых при выполнении физических упражнений.

Объект исследования - физическое воспитание в нагрузки и отдыхе при выполнении физических упражнений.

Предмет исследования - как влияет нагрузка и отдых на процесс при физических упражнениях.

Задачи исследования:

Изучить фазы нагрузки.

Изучить фазы отдыха.

Изучить влияние соотношения нагрузки и отдыха в тренировочном процессе.

Методы исследование: Анализ литературных источников.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ

.1 Физическая нагрузка. Виды

Физическая нагрузка - это величина воздействия физических упражнений на человека, которая сопровождается повышенным, относительно покоя, уровнем функционирования организма. [4]

Различают внутреннюю и внешнюю стороны нагрузки. Внутренняя нагрузка характеризуется морфо-функциональными изменениями в организме под воздействием нагрузки. Внешняя - определяется количественной характеристикой выполняемой работы (интенсивность и объем). Нагрузка бывает стандартной и переменной. Первая - одинакова по своим внешним параметрам в каждый момент времени, а вторая - меняется по ходу выполнения упражнения. Общая нагрузка нескольких физических упражнений (или занятий в целом) может быть определена, соответственно, по интегральным характеристикам ее объема и интенсивности в отдельных упражнениях (или занятиях). Между показателями объема и интенсивности нагрузки существуют обратно пропорциональные отношения.[14]

Нагрузка может иметь непрерывный и интервальный (прерывистый) характер. В первом случае при выполнении упражнения отсутствуют интервалы отдыха, во втором - между повторениями упражнения имеются интервалы отдыха, обеспечивающие восстановление уровня работоспособности человека. В зависимости от того, в какой фазе восстановления работоспособности осуществляется очередное выполнение упражнения. [4,7]

Все виды физических нагрузок подразделяются

по величине нагрузки на - большие (предельные), значительные (околопредельные), средние, малые;

по своему характеру - на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические;

по направленности - на способствующие развитию отдельных двигательных способностей (скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости) или их компонентов, совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и т. п.;

по координационной сложности - на выполняемые в стереотипных условиях, не требующих значительной мобилизации координационных способностей, и связанные с выполнением движений высокой координационной сложности;

по психической напряженности - на более напряженные и менее напряженные, в зависимости от требований, предъявляемых к психическим возможностям спортсменов.[3]

Одним из основных вопросов при занятии физической подготовкой является выбор соответствующих оптимальных нагрузок. Они могут определяться следующими факторами:

реабилитация после всевозможных перенесенных заболеваний, в том числе и хронических;

восстановительно-оздоровительная деятельность для снятия психологического и физического напряжения после работы;

поддержание существующей тренированности на существующем уровне;

повышение физической подготовки. Развитие функциональных возможностей организма.[11]

1.2 Объем и интенсивность

Основными параметрами физической нагрузки являются ее интенсивность, длительность и частота, которые вместе определяют объем тренировочной нагрузки. Каждый из этих параметров играет самостоятельную роль в определении тренировочной эффективности, однако не менее важны их взаимосвязь и взаимное влияние. [8]

Эффект нагрузки определяется ее объемом и интенсивностью. Объем нагрузки - это длительность воздействия нагрузки на организм человека. Интенсивность - это сила воздействия нагрузки, характеризуемая напряженностью функций, разовой величиной усилий и т.п.

Важнейший фактор, влияющий на тренировочную эффективность - интенсивность нагрузки. При учете этого параметра и начального уровня функциональной подготовленности влияние длительности и частоты тренировок в некоторых пределах может не играть существенной роли. Кроме того, значение каждого из параметров нагрузки значительно зависит от выбора показателей, по которым судят о тренировочной эффективности.

Так, например, если прирост максимального потребления кислорода в значительной степени зависит от интенсивности тренировочных нагрузок, то снижение частоты сердечных сокращений при тестовых субмаксимальных нагрузках более зависит от частоты и общей длительности тренировочных занятий.

Оптимальные пороговые нагрузки зависят также от вида тренировки (силовая, скоростно-силовая, выносливость, игровая, техническая и т. д.) и от ее характера (непрерывная, циклическая или повторно-интервальная). Так, например, повышение мышечной силы достигается за счет тренировки с большими нагрузками (вес, сопротивление) при относительно малом их повторении на каждой тренировке. Примером прогрессивно нарастающей нагрузки при этом является метод повторного максимума, который является максимальной нагрузкой, которую человек может повторить определенное количество раз. При оптимальном количестве повторений от 3 до 9 по мере роста тренированности вес увеличивается так, чтобы это количество сохранялось при околопредельном напряжении. Пороговой нагрузкой в данном случае можно рассматривать величину веса (сопротивление), превышающую 70% произвольной максимальной силы тренируемых мышечных групп. В отличие от этого выносливость повышается в результате тренировок с большим числом повторений при относительно малых нагрузках. При тренировке выносливости для определения пороговой нагрузки необходимо учитывать интенсивность, частоту и длительность нагрузки, ее общий объем.[8]

Рис. 1 - Динамика оперативной работоспособности во время нагрузки и в период отдыха: 1 - фаза врабатывания; 2 - фаза устойчивой оперативной работоспособности; 3 - фаза снижения оперативной работоспособности (утомления); 4 - фаза относительной нормализации оперативной работоспособности (восстановления); 5 - фаза повышенной оперативной работоспособности (суперкомпенсации); 6 - редукционная фаза (снижение оперативной работоспособности до исходного уровня)

Нагрузка непосредственно сопряжена с расходованием «рабочих потенциалов» организма (энергетических ресурсов) и с утомлением. Последнее же неизбежно связано с отдыхом, во время которого развертываются восстановительные процессы, обусловленные нагрузкой. Таким образом, нагрузка ведет через утомление к восстановлению и повышению работоспособности.

1.3 Признаки утомления

В результате чрезмерной физической нагрузки возникает утомление, которое проявляется временным снижением работоспособности. Различают умственное и физическое утомление, но это деление весьма условно.

Нередко как синоним слова «утомление» употребляют термин «усталость». Однако усталость не всегда соответствует утомлению.

Занятия физическими упражнениями, которые осуществляются целенаправленно, с большим интересом, вызывают положительные эмоции и меньшую усталость. И наоборот, усталость наступает раньше, когда нет интереса к занятиям, хотя признаки утомления отсутствуют.

Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания и т.п.

Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением скорости, интенсивности, согласованности и ритмичности движений. Недостаточный по времени отдых или чрезмерная физическая нагрузка в течение длительного времени приводят к переутомлению (хроническому утомлению). Для предупреждения переутомления необходимо нормализовать режим дня: исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно чередовать занятия и отдых[5,6]. Определить соответствие физической нагрузки состоянию здоровья и уровню подготовленности человека по внешним признакам утомления (в режиме напряжения или сокращения мышц) поможет следующая таблица:[7]

Таблица 1 - Признаки утомления

ПризнакиНебольшое физиологическое утомлениеЗначительное утомление (острое переутомление 1 степени)Резкое переутомление (острое переутомление 2 степени)Окраска кожиНебольшое покраснениеЗначительное покраснениеРезкое покраснение, побледнение, синюшностьПризнакиНебольшое физиологическое утомлениеЗначительное утомление (острое переутомление 1 степени)Резкое переутомление (острое переутомление 2 степени)ПотливостьНебольшаяБольшая (выше пояса)Резкая (ниже пояса), Выступание солей на кожеДыханиеУчащенное (до 22-26 уд.в 1 мин. на равнине и до 36 - при подъеме в гору)Учащенное (38-46 ударов в 1 мин), поверхностноеОчень учащенное (более 50-60 уд.в 1 мин), через рот, переходящее в отдельные вздохи, сменяющиеся беспорядочным дыханиемДвижениеБодрая походкаНеуверенный шаг, легкое покачивание при ходьбе, отставание на маршеРезкие покачивания при ходьбе, появление некоординированных движений, отказ от дальнейшего движенияОбычный вид, ощущенияОбычныйУсталое выражение лица, небольшая сутулость, снижение интереса к окружающемуИзможденное выражение лица, сильная сутулость («вот-вот упадет»), апатия, жалобы на очень сильную слабость (до прострации), учащенное сердцебиение, головная боль, жжение в груди, тошнота, рвотаМимикаСпокойнаяНапряженнаяИскаженнаяВниманиеЧеткое, безошибочное выполнение указанийНеточность в выполнении команд, ошибки при смене направления движенияЗамедленное, неправильное выполнение команд, воспринимаются только громкие командыПульс, уд/м110-150160-180180-200 и более2. ОТДЫХ КАК КОМПОНЕНТ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Отдых может быть активным, пассивным или комбинированным.

Пассивный отдых - относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности.

Активный отдых - выполнение в паузах между упражнениями тех же или других упражнений со сниженной интенсивностью. Активный отдых при известных условиях дает лучший эффект восстановления, чем пассивный.

Комбинированный отдых - объединение в одной паузе отдыха активной и пассивной его организации. [4]

2.1 Типы интервалов отдыха

Интервалы отдыха между занятиями зависят от величины тренировочной нагрузки. Они должны обеспечивать полное восстановление работоспособности до исходного уровня или же до фазы суперкомпенсации (сверхвосстановления). Тренировка в фазе недовосстановления недопустима для занимающихся оздоровительной физической культурой, так как адаптационные возможности людей ограничены. Чем больше величина тренировочной нагрузки, тем более продолжительными должны быть интервалы отдыха. При 3-разовой тренировке с использованием средних по величине нагрузок (30-60 мин) продолжительность отдыха в течение 48 часов обеспечивает полное восстановление функций. При малых нагрузках (15-30мин) восстановление работоспособности завершается в течение нескольких часов, поэтому тренировки могут проводиться 5-6 раз в неделю. Однако, например, ежедневный бег с использованием малых нагрузок менее эффективен, поскольку вызывает значительно меньшие функциональные сдвиги в организме.[11,14]

Возможны интервалы трех типов: ординарные, жесткие и экстремальные. Эффект, достигаемый с помощью того или иного интервала, не постоянен. Он меняется в зависимости от суммарной нагрузки, которую задают при использовании определенного метода. С другой стороны, в зависимости от особенностей задаваемых интервалов отдыха существенно меняется эффект от отдельной нагрузки, так и от всего занятия. [9]

2.2 Отдых как компонент спортивной тренировки

Тренировочный процесс, как известно, включает в себя отдых. Но отдых лишь тогда можно рассматривать в качестве действительно органического компонента тренировки, когда он организован в соответствии с ее закономерностями. Чрезмерно короткий либо, напротив, чрезмерно продолжительный отдых нарушает структуру тренировки и превращается в таких случаях из ее неотъемлемого компонента в фактор перетренировки или растренировки (детренирующий фактор). Отсюда возникает проблема оптимального, регулирования отдыха в спортивной тренировке. Рационально организованный отдых (активный и пассивный) выполняет в тренировке две основные функции, единые в своей основе:

обеспечивает восстановление работоспособности после тренировочных нагрузок и тем самым позволяет повторно использовать их;

служит одним из средств оптимизации эффекта нагрузок.

Как восстановительная фаза отдых в процессе тренировки рационализируется с помощью таких средств и способов, как использование различных его форм (в том числе путем переключения на иную деятельность, чем та, что вызвала утомление); комплексирование в определенных вариантах активного и пассивного отдыха; введение в интервалах между сериями упражнений элементов психорегулирующей тренировки, направленных на успокоение и тонизацию спортсмена, восстановительного массажа, термических воздействий (например, кратковременное прогревание в сауне в интервалах между плавательными упражнениями), других гигиенических процедур и т. д.

Использование отдыха как средства оптимизации эффекта тренировочных нагрузок основано на том, что от его продолжительности в интервалах между упражнениями и особенностей содержания (активный либо пассивный) зависит «последействие» предыдущей нагрузки и воздействие последующей. Известно, что достаточно короткий интервал отдыха, или «жесткий» интервал, усиливает воздействие очередной нагрузки, поскольку она совпадает с фазой неполного восстановления работоспособности и остаточной функциональной активностью, сохраняющейся от предшествующей нагрузки. Отдых, достаточный для простого восстановления работоспособности до исходного уровня, или «ординарный» интервал, позволяет использовать повторную нагрузку без уменьшения, но и без увеличения ее параметров. Отдых, создающий условия для «сверхвосстановления» работоспособности, или «экстремальный» интервал, предоставляет возможность для увеличения очередной нагрузки. [1]

3. НАГРУЗКА И ОТДЫХ КАК ВЗАИМОСВЯЗОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА УПРАЖНЕНИЯ

физический нагрузка интенсивность отдых

В принципе систематичности и последовательности отражается необходимость системного чередования физических нагрузок и отдыха. Очевидно, что эффективной может быть лишь такая система, которая обеспечивает постоянную взаимосвязь между отдельными занятиями. Небольшие нагрузки или продолжительные интервалы отдыха между занятиями не приводят к развитию тренированности. Слишком большие нагрузки и короткие интервалы отдыха между занятиями могут привести к превышению адаптационных возможностей организма и к перетренированности. Нагрузка и отдых должны чередоваться так, чтобы каждое последующее занятие проходило «по следам» предыдущего, углубляя и закрепляя положительные физиологические сдвиги. Таким образом, последовательностью дискретных тренировочных занятий создается непрерывность тренировочного процесса.

На занятиях по физическому воспитанию объем нагрузок и их частота в основном зависят от уровня тренированности, особенностей организма, возраста и пола занимающихся.

Выделяют четыре основных варианта построения занятия в зависимости от того, в какой стадии будут выполняться нагрузки.

Рис. 2 - Чередование нагрузки и отдыха

А - повторное выполнение нагрузки в фазе недовосстановления оперативной работоспособности. Этот вариант используется при двух - трехразовых занятиях в день и предусматривает выполнение тренировочной работы в фазе недовосстановления, чем обеспечиваются компенсаторные предпосылки для суммарного тренировочного эффекта. Его применение целесообразно главным образом при развитии выносливости.

Б - повторное выполнение нагрузки в фазе относительно полного восстановления оперативной работоспособности. Вариант предполагает проведение последующего занятия в период относительно полного восстановления организма занимающихся и обеспечивает поддержание определенного уровня физической работоспособности.

В - повторное выполнение нагрузки в фазе повышенной оперативной работоспособности (суперкомпенсации). Данный вариант предусматривает использование суперкомпенсаторного типа интервала отдыха, обеспечивающего выполнение последующих нагрузок в стадии повышенной работоспособности.

Г - повторное выполнение нагрузки в фазе полного восстановления оперативной работоспособности. Этот вариант предусматривает проведение последующего занятия через длительный интервал отдыха, когда структурные следы предыдущего занятия почти утрачены. Данная форма организации занятия используется преимущественно в сфере активного досуга (физической рекреации), поскольку обеспечивает устойчивый рекреативно-оздоровительный эффект .

Отмеченные варианты чередования работы и отдыха имеют место, как в одном занятии, так и в системе занятий.[4]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наряду с осуществлением физического развития, физическое воспитание призвано возбуждать у человека потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности человека, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культуры и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни.

В целом следует отметить, что влияние учебных занятий на физическое развитие и воспитание молодежи зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методов, содействующих решению этой задачи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Лисицкая Т. С. Принципы оздоровительного отдыха. // Теория и практика физической культуры. - Москва, 2002. - № 8. - С. 6-14.

. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для институтов физич.культ. -М.:ФиС,

. Фармакология спорта / Горчаков Н. А. Гудивок Я. С. Гунина Л.М. [и др.]; под общ.ред. С. А. Олейника, Л. М. Гуниной, Р. Д. Сейфуллы. - К.; Олимп. Л-ра, 2010. - 640с.; ил. табл. - Библиогр. С. 631 - 639.

. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер. ун-т; [Сост. В.М. Гелецкий]. Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 342 с.

. Настольная книга учителя физкультуры: Справ.- метод. пособие/Сост. Б.И. Мишин. - М. ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.-526 с.

. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать/ Н.Г. Озолин. - М. ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.-861с.

. Справочник учителя физической культуры /авт.-сост. П.А.Киселёв, С.Б. Киселёва. Волгоград: Учитель, 2011. - 251 с.

. Теория и методика физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. -М. Физкультура и спорт,2005.-230с.

. Туманян Г.С. Теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности. Часть 3. Кн.13. Техническая подготовка / Г.С. Туманян, В.В. Гожин - М. Советский спорт, 2001. - 80 с.

. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

. Введение в теорию физической культуры. / Под ред. Л.П.Матвеева. - М. 2004.-106с.

. Железняк Ю.Д. Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М. Академия, 2007. - 512 с.

. Бирюков А.А. Методика спортивного восстановительного массажа при субмаксимальных нагрузках в циклических видах спорта: Автореф.дис. канд. пед. наук/ГЦОЛИФК.-М.,1974.-28с.

. Ноткина Н.А. Физическая культура. - СПб. Питер, 2004.-192с.

. Меерсон Ф.З. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам / Меерсон Феликс Залманович, Пшенникова Мая Григорьевна. - М. Медицина, 2000. - 253 с.

Источник: bibliofond.ru