Физического воспитания; характеристика общих принципов системы физического воспитания, цель и задачи системы физического воспитания

Перечень вопросов для поступления в магистратуру

по направлению «Физическая культура»

«Физическая культура» как исходное понятие теории физической культуры (определение понятия «Система физического воспитания»; характеристика общих принципов системы физического воспитания, цель и задачи системы физического воспитания).

Исторические предпосылки возникновения физической культуры и спорта. Физическая культура в разные общественно-экономические формации (в первобытном, рабовладельческом, феодальном обществе и в эпоху Возрождения).

Исторические предпосылки возникновения физической культуры и спорта. Физическая культура в разные общественно-экономические формации (в дореволюционной России, в период Великой отечественной войны и в условиях рыночных отношений).

Физическая культура как учебный предмет в высшей школе (цели и задачи; основы организации и руководство физическим воспитанием в вузе).

Физическая культура как учебный предмет в высшей школе (формы физического воспитания; распределение студентов по учебным группам).

Определение понятия «Физические упражнения»; сущность физических упражнений: двигательные действия, основа техники двигательного действия).

Педагогическая ценность физических упражнений. Внешняя и внутренняя стороны воздействия физических упражнений на организм.

Общая структура процесса обучения двигательным действиям (определение понятия «двигательный навык» и раскрытие его характерных признаков: стадии, этапы и цели обучения действиям).

Характеристики двигательно-координационных способностей и методика их совершенствования: пространственной, временной и силовой точности движений (содержание, практические примеры).

Классификация и характеристика форм занятий в физическом воспитании (урочные формы, неурочные формы).

Планирование в физическом воспитании. Виды планирования. Требования к планированию (целевая направленность педагогического процесса, всесторонность, учет закономерностей и конкретность планирования).

Планирование в физическом воспитании. Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании (учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий план, расписание занятий, планы-конспекты занятий).

Педагогический контроль и учет в физическом воспитании. Виды педагогического контроля (предварительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый). Методы контроля (педагогические наблюдения, метод опроса, контрольные соревнования и тестирование). Привести практический пример сравнение результатов тестирования в предварительном, текущем и итоговом контроле.

Формы организации физического воспитания школьников. Урок физической культуры. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.

Внеклассные формы организации занятий физического воспитания школьников. Формы организации физического воспитания в системе внешкольных учреждений. Формы физического воспитания в семье.

Урок – основная форма организации занятий физическими упражнениями и его построение. Постановка задач урока. Структура урока и характеристика его частей. Классификация уроков в зависимости от решаемых задач (уроки с преимущественно оздоровительной, воспитательной, образовательной направленностью, комбинированные, вводные, смешанные, контрольные и др.).

Методы организации деятельности занимающихся на уроке (фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой). Способы выполнения упражнений. Средства наглядности при обучении двигательным действиям.

Круговая тренировка как организационно-методическая форма занятий комплексного использования физических упражнений (содержание, применение в практике физического воспитания).

Методы организации двигательной деятельности занимающихся на уроке. Игровой и соревновательные методы (содержание, характерные черты, решаемые задачи).

Дозирование физических нагрузок на уроке. Объем, интенсивность, регулирование параметров нагрузки. Общая и моторная плотность урока.

Определение понятия «Оздоровительная физическая культура». Виды, формы, направления оздоровительной физической культуры. Основные формы контроля и самоконтроля при занятиях оздоровительной физической культурой.

Классификация видов спорта по сезону и направленности развития (атлетические, технические, интеллектуальные и другие). Классификация по характеристике соревновательных нагрузок (циклические, ациклические и другие). Виды спорта и спортивные дисциплины.

Структура тренировочного процесса (микроструктура, мезоструктура, макроструктура). Сочетание нагрузок в микроцикле (направленность и объем нагрузок в тренировочных микроциклах с учетом трех типов реакции организма на чередование нагрузок и отдыха).

Спортивная подготовка как многолетний процесс. Этапы многолетней подготовки: «начальный» (предварительный), «начальной специализации», «углубленной специализации», «спортивного совершенствования», «высших достижений», «сохранения достижений», «поддержание тренированности». Принципы спортивной тренировки.

Классификация физических качеств. Определение понятия «Выносливость». Виды выносливости. Сенситивные (чувствительные) периоды развития общей выносливости.

Специальная выносливость. Сенситивные (чувствительные) периоды развития специальной выносливости.

Скоростно-силовая выносливость (максимальная зона). Сенситивные (чувствительные) периоды развития скоростно-силовой выносливости.

Определение понятия «Сила» - как физического качества человека. Сенситивные (чувствительные) периоды развития силы. Формы проявления силы (абсолютная, скоростная, относительная).

Методы и средства воспитания силовых способностей. Использование методов воспитания силы: «максимальных усилий», «повторных усилий» «изометрических напряжений», «изокинетических упражнений» (содержание, воздействие, применение в практике).

Определение понятия « Скоростные способности человека». Быстрота как физическое качество оценки скоростных способностей человека. Формы проявления быстроты (быстрота реакции, скорость одиночного движения и цикла движений, частота - темп движений).

Средства и методы воспитания скоростных способностей. Методики воспитания скоростных способностей (быстроты простой двигательной реакции, быстроты сложных двигательных реакций, быстроты движений). Сенситивные (чувствительные) периоды развития быстроты.

Определение понятия «Двигательно-координационные способности». Виды проявления координационных способностей. Сенситивные (чувствительные) периоды развития скоростно-силовой выносливости. Контрольные тесты для определения уровня развития двигательно-координационных способностей.

Гибкость. Виды проявления гибкости. Сенситивные (чувствительные) периоды развития гибкости. Средства и методы воспитания гибкости. Контрольные тесты для определения уровня развития гибкости.

Определение понятия «Физическая подготовка спортсмена». Виды физической подготовки, раскрыть смысл и содержание общей физической подготовки.

Определение понятия «Психическая подготовка спортсмена». Цели, средства и методы психической подготовки.

Основные виды планирования тренировочного процесса (учебный план, учебная программа, многолетний перспективный план). Документы текущего планирования (план график годичного цикла спортивной подготовки, годичный план подготовки).

Перечислить пять видов соревнований. Какова роль соревнований в системе спортивной подготовки.

Спорт как социальное явление. Социальные функции спорта. Дать краткую характеристику истории развития вида спорта, которым вы занимаетесь.

Основные стороны спортивной подготовки. Раскрыть содержание и значимость теоретической и спортивно-технической (результативность, эффективность, стабильность, вариативность, экономичность) подготовки. Раскройте основы эффективности и экономичности техники в вашем виде спорта?

Средства совершенствования технического мастерства. Решение задач по формированию новой техники и преобразованию старых навыков с помощью методических подходов и приемов (раскрыть на конкретном примере).

Определение понятия «Функциональная подготовка спортсмена». Дать характеристику функциональной подготовленности. Методы оценки уровня функциональной подготовленности.

Психологические состояния в спорте. Предотвращение неблагоприятных психических состояний.

Основа сбалансированного питания при мышечной деятельности (раскрыть значение белков, жиров, углеводов и водно-солевого баланса). Применяете ли вы, в своем рационе питания биологически активные добавки? Если да то, какие и почему?

Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой. Виды и методы педагогического контроля. Какие методы педагогического контроля вы применяете в своей спортивной деятельности.

Определение понятия «Темперамент», его классификация. Роль темперамента в психофизиологическом обеспечении спортивной подготовки.

Спортивная психодиагностика. В ходе психологического обследования, какие могут быть определены особенности коммуникативной сферы и познавательных процессов.

Почему олимпийский цикл рассматривается как самостоятельная организационно-методическая категория?

Раскройте специфические психические особенности, которые предъявляются к вашему виду спорта. Какие индивидуальные особенности учитываются при построении тренировочного процесса.

Контроль над состоянием подготовленности спортсмена. Формы самоконтроля. Для чего спортсмену необходимо вести дневник самоконтроля (раскрыть на своём примере).

Индивидуальный стиль деятельности спортивного тренера. Условия и факторы, влияющие на эффективность деятельности тренера и спортсмена (раскрыть на личном примере).

Разработчик д.п.н. профессор О.Н. Московченко

Источник: refdb.ru