Методика адаптивного физического воспитания для слабослышащих дошкольников на основе использования фитбол-гимнастики и «малой» акробатики

Ключевые слова: дошкольники с нарушениями слуха, методика адаптивного физического воспитания

Аннотация. Рассматривается возможность применения методики адаптивного физического воспитания для слабослышащих детей дошкольного возраста с использованием фитбол-гимнастики и «малой» акробатики, способствующей формированию двигательных умений и развитию основных физических качеств.

The method of adaptive physical education for deaf preschool children using fitballexercises, and «low» acrobatics

Keywords: preschool children with hearing impairments, method of adaptive physical education

Abstract. The possibility of using methods of adaptive physical education for deaf preschool children using the fitball gymnastics, and «low» acrobatics that encourage motor skills and the development of basic physical properties.

В настоящее время отмечается ярко выраженная тенденция к росту детской инвалидности. Более полутора миллионов детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, в их числе и дети с нарушением слуха (Л. А. Добрынина, 2002; Т. С. Голозубец, 2005; Е. В.

Новичихина, 2005; Л. В. Шапкова 2006; Л. М. Хода, 2008). В Российской Федерации только за последнее десятилетие число детей-инвалидов увеличилось более чем в два раза, 6,4% из них с нарушениями слухового анализатора. На учете в сурдологических кабинетах состоят более 150 тысяч на один миллион детей (Л. А. Добрынина, 2002; Т. Г. Богданова, 2002; С. А. Королев, 2004; Л. М. Хода, 2008).

Образовательный процесс в специализированных дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

Полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности глухого ребенка (Л. А. Добрынина, 2002; Т. С. Голозубец, 2005). Главным условием эффективного физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья является учет основного и сопутствующих заболеваний.

В процессе занятий адаптивным физическим воспитанием решаются специальные задачи, направленные на коррекцию и компенсацию имеющихся нарушений в развитии, которые и определяют специфику учебно-воспитательной работы со слабослышащими дошкольниками (Л. А. Добрынина, 2002).

Для решения существующей проблемы нами была разработана методика адаптивного физического воспитания слабослышащих дошкольников на основе использования элементов фитбол-гимнастики, «малой» акробатики и артикуляционной гимнастики. Упражнения на фитболах подобраны с учетом возрастных и двигательных особенностей детей с нарушением слуха. Они способствуют тренировке вестибулярного аппарата и формированию координационных способностей. В комплексы «малой» акробатики включены простейшие упражнения с изменением положения отдельных частей и всего тела в пространстве (наклоны, стойки, выпады и др.). Комплексы артикуляционной гимнастики составлены из статических и динамических упражнений для развития подвижности губ и языка.

Основными компонентами разработанной методики являются: «Упражнение», «Слово», «Игра» (см. рис.), они представляют собой не просто сумму отдельных составляющих, а качественно новую систему, обладающую более высокими возможностями воздействия на двигательное развитие детей, с отклонениями в состоянии здоровья, а именно слабослышаших дошкольников, которые были описаны О. В. Горбуновой (2008).

Рис. Схема экспериментальной методики

Компонент «Упражнение» состоит из общеразвивающих упражнений, основных двигательных действий, упражнений на развитие физических качеств, упражнений фитбол-гимнастики и «малой» акробатики.

Компонент «Игра». Использование этого компонента является необходимым, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника. В процессе игр у ребенка формируется способность к творческому освоению и гибкому применению двигательных образцов, осмысленная моторика, умение входить в образ, эмоционально переживать целостное движение и выражать через него эмоциональное переживание.

Компонент «Слово» включает артикуляционную и дыхательную гимнастику, которые направлены на выработку правильной речи и формирование речевого дыхания. Упражнения подбирались с учетом изучаемых действий в согласовании с несложными по координации двигательными заданиями.

Перечисленные компоненты методики тесно взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Использование в процессе занятий комплексов упражнений, входящих в компоненты «Упражнение», «Игра» и «Слово» способствовало решению основных задач формирования двигательных умений, коррекции имеющихся отклонений и развитию основных жизненно необходимых навыков слабослышащих дошкольников. Разработанные комплексы упражнений были включены в разные части занятий в соответствии с задачами урока.

Экспериментальная методика адаптивного физического воспитания слабослышащих дошкольников включала следующие формы занятий: занятия в форме урока по физической культуре; утреннюю гигиеническую гимнастику и индивидуальные занятия.

Организация исследования

Для оценки эффективности разработанной методики был организован педагогический эксперимент на базах МДОУ детского сада компенсирующего вида №71 для детей с нарушениями слуха и МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад компенсирующего вида № 9 г. Волгограда. В ходе эксперимента были сформированы из 13 человек контрольная (К) и из 14 человек экспериментальная (Э) группы детей, однородные по своему составу и уровню подготовленности.

Контрольная группа занималась по программе физического воспитания для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», авторы Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова и др. (1991).

На занятиях по физической культуре в экспериментальной группе применялась разработанная методика адаптивного физического воспитания с использованием фитбол-гимнастики, «малой» акробатики и артикуляционной гимнастики, состоящая из комплексов упражнений, не входящих в программный материал по физическому воспитанию для слабослышащих дошкольников.

Результаты и их обсуждение

Анализ результатов педагогического эксперимента позволил получить данные, свидетельствующие об эффективности предложенной нами методики.

В показателях физического развития слабослышащих дошкольников произошли достоверные сдвиги. Так, показатели веса увеличились на 8,6% (р<0,01) в экспериментальной группе и на 7,3% (р<0,05) в контрольной группе. Прирост жизненной емкости легких составил 13,2% (р<0,05) и 8,1% (р<0,05) соответственно. Частота сердечных сокращений в покое снизилась на 12,5% (р<0,01) и 6,4% (р<0,001) соответственно.

Анализируя функциональное состояние дыхательной системы, мы получили следующие результаты: экскурсия грудной клетки увеличилась на 34,7% (р<0,001) в экспериментальной группе, а в контрольной - на 17,6% (р<0,05). Частота дыхания снизилась на 10,5% (р<0,01) и 3% (р>0,05) соответственно.

Анализ показателей физической подготовленности выявил достоверное их улучшение у испытуемых экспериментальной группы. Положительные изменения произошли и в контрольной группе, однако прирост показателей значительно ниже и в большинстве случает недостоверен (р>0,05).

Для оценки физической подготовленности нами были отобраны информативные тесты в полной мере отражающие, развитие основных физических качеств и рекомендуемые для данной возрастной категории детей.

Оценивая полученные данные (см. табл.), можно говорить, что уровень развития скоростно-силовых способностей, в процессе занятий по разработанной методике значительно повысился. Расстояние прыжка в длину с места достоверно увеличилось на 20,7% (р<0,05) у детей экспериментальной группы и на 8% (р>0,05) у испытуемых контрольной группы.

Анализ уровня развития быстроты до и после эксперимента, выявил улучшение и этого физического качества у детей экспериментальной группы. Время челночного бега в этой группе сократилось на 23,7% (<0,01), в то время как в контрольной группе -на 15,3% (р<0,05).

Оценивая координационные способности с помощью тестов «Стойка на одной ноге с открытыми и закрытыми глазами», можно констатировать улучшение показателей, которые отражаются в увеличении времени нахождения в предложенных статических положениях на 38% (р<0,001) с открытыми глазами и 74% (р<0,001) с закрытыми глазами в экспериментальной группе.

Таблица

Изменение показателей физической подготовленности и функционального состояния.

Источник: bmsi.ru