Фольклор в физическом воспитании детей

Опубликовано 1 год назад

Автор: Инна Владимировна Аверина

Должность: инструктор по физической культуре

Место работы: МБДОУ д\с №10

Месторасположение: п.Сафоново-1, ЗАТО г.Североморск Мурманской области, Россия

«Едва ли можно найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и потребности детского возраста

и потому самый занимательный, чем тот,

который связан с детским бытом, повседневной жизнью,

который возник, вырос и развивался из исканий

высокой радости детской народной массы.

Это- детский фольклор»

Г.С. Виноградов- крупнейший исследователь

детского фольклора

Главная цель работы: Посредством элементов устного народного творчества разнообразить процесс физического воспитания.

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.

Фольклор, как сокровищница русского народа находит своё применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Он позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путём нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей. Ребёнок должен играть!

Вот тут нам на помощь приходит детский фольклор.

Детский фольклор развивает интерес к окружающему миру, народному слову, народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Каждое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребёнка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности.

Ведь движение- это жизнь! Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Детский фольклор- это синтез поэтического народного слова и движения. Ребёнок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша. Связь поэтического слова и движения идёт от народной педагогики, и «методика» продолжает эту педагогическую традицию.

В связи с этим актуальной становится проблема построения системы работы, где элементы устного народного творчества будут выступать как средство познания окружающего мира, приобщение ребёнка к народной поэзии, народным обычаям, способствовать развитию двигательно-творческой инициативы детей.

Хочу выделить следующие задачи и направления с использованием элементов устного народного творчества в процессе физического развития детей.

Задачи:

Оздоровительные:

Охрана жизни и укрепление здоровья ребёнка.

Гармоничное развитие детей, удовлетворение потребностей ребёнка в двигательной активности.

Образовательные:

Приобщение ребёнка к народной поэзии, обогащение словарного запаса.

Развитие интереса к окружающему миру, народному слову, народным обычаям.

Формирование двигательных умений и навыков.

Воспитательные:

Воспитание самостоятельности, творчества, инициативы, взаимопомощи, потребности быть здоровым.

Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, т.к. задачи решаются в комплексе.

Первое направление — это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми и ребёнком. Взрослые должны активно использовать жесты поглаживания, которые снимают напряжённость, отчуждённость во взаимоотношениях и помогают установить контакт с ребёнком, наполненный добрыми чувствами и спокойствием.

Второе направление — выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, поговорок, считалок т.д.

Наш опыт убеждает в возможности использовать фольклор во всех формах работы с детьми по физическому воспитанию.

Предлагаем примерный план такой работы.

I. Учебная работа- фольклорные физкультурные занятии:

1) двигательно-творческие;

2) сюжетные;

3) музыкально-ритмические;

4) игровые;

5) познавательные;

II. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми:

1) физкультурные досуги;

2) спортивные и фольклорные праздники;

3)дни здоровья;

4) пешие походы.

IV. Работа с семьёй:

1) консультации и семинары-практикумы для родителей;

2) групповые и общие родительские собрания;

3) просмотр родителями физкультурно-оздоровительных мероприятий в сочетании с фольклором.

4) совместное проведение с родителями и детьми досугов, праздников, походов.

Включение элементов народного творчества в процесс физического воспитания требует выполнения определённых условий:

1. Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения: строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические, танцевальные, основные движения, подвижные игры. Также в соответствии с возрастными особенностями детей должен быть использован и фольклорный материал: потешки, загадки, сказки, считалки, русские народные песни, пляски.

2. Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения.

3. Большое значение имеет яркое и образное выполнение движений детьми.

4. Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой — колорит народности при передаче образного движения посредством фольклорного материала.

5. Моторная плотность физкультурных занятий и утренней гимнастики в сочетании с фольклорным материалом может достигать до 80%.

Предлагаю вашему вниманию конспект фольклорного спортивного праздника «Масленица пришла».

Задачи: Вызвать у детей радостное, приподнятое настроение. Приучать их к активному участию в конкурсах, играх, соревнованиях. Развивать двигательные навыки и умения. Воспитывать интерес к народным праздникам, чувство коллективизма, товарищества.

Персонажи: весна, зима, скоморохи.

Оборудование: лыжи, санки, скакалки, мешочки, набивные мячи, клюшки, мячи (д=6-8 см).

Ход праздника:

Один из взрослых выходит на улицу в костюме «Русской зимы» (белая длинная юбка, шапка, полушубок) и встречает детей.

Зима: Здравствуйте дети!

Источник: konkurs-dlya-pedagogov.info