Возникновение и состояние современного спорта.

Возникновение и состояние современного спорта. - раздел Культура, РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры Спорт Возник На Заре Нашей Цивилизации. Элементарные Формы Спорта В Виде Сост.

Спорт возник на заре нашей цивилизации. Элементарные формы спорта в виде состязательных упражнений существовали уже в первобытном обществе.

В рабовладельческом обществе максимального развития спорт достиг в Древ­ней Греции. Об этом свидетельствуют следующие факты;

1. Именно в Древней Греции возникли и получили большую популярность спортив­ные состязания и спортивные игры. Спортивных игр тогда было много - немейские, пифирийские, истмийские, дельфийские, но самыми популярными были Олимпий­ские игры, которые превратились в явление общекультурного масштаба. Впервые они собрали спортсменов и зрителей в восьмом веке до нашей эры - в 776 году и просуществовали почти 1200 лет - до 394 года нашей эры, когда римский импера­тор Федосий запретил их, назвав языческими.

2. Знакомство с элементами спорта у граждан Древней Греции начиналось с са­мого детства. В гимназиях и палестрах они обучались не только грамоте, поэзии, музыке и рисованию, но и занимались физическими упражнениями, участвовали в гимнастических состязаниях. Соревновательность - главный принцип обществен­ной жизни Древней Греции. Для греков целью агонального (состязательного) вос­питания было благо государственного общества. Каждый афинянин должен был настолько развить соревнованием свое "Я", чтобы он мог приносить обществу наи­большую пользу и наименьший вред. Идеалом, к которому стремилась вся система воспитания, была "калогатия", - соединение в одном лице нравственного и физи­ческого совершенства.

3. В этот период начинают разрабатываться принципы и методы спортивной под­готовки. Античные греки понимали, что чем труднее условия тренировки, тем силь­нее, быстрее и выносливее станет спортсмен. Согласно историческим и археоло­гическим данным уже тогда бегуны тренировались на дорожках, покрытых толстым слоем песка. Боксеры включали в свои тренировки упражнения с подвешенным меш­ком ("грушей"), набитым песком; боксировали с тенью.

Однако затем вся спортивная культура, которую греки создавали и развивали много веков, была забыта. Произошло нечто необъяснимое - человек потерял спорт в том виде, в котором он существовал в структуре античной культуры. Сохранились только народные праздники, в которых игры с элементами спортивных соревнова­ний были как бы деталью, дополнением к празднику, как, впрочем и турниры сред­невековых рыцарей. Из спорта исчез элемент состязаний: спорт стал приятным до­сугом, забавой, удовольствием и развлечением.

До конца XVIII века спорт рассматривался, главным образом, как времяпровож­дение, развлечение. Спорт в современном его понимании получил распростране­ние во всем мире только в течение XIX и первых двух десятилетий XX века. Законо­мерно возникает вопрос: Что имеют ввиду, когда говорят "спорт в современном его понимании?" Это прежде всего:

297 Теория и методика физической культуры

1. Появление спортивных клубов, организаций, союзов, обществ, которые бы управляли спортивным движением. К примеру, в 1867 г. в Лондоне впервые был ос­нован атлетический клуб.

2. Возникновение международных федераций по видам спорта. В 1881 г. была образована Международная федерация гимнастики (ФИЖ); в 1892 г. - Междуна­родная федерация гребли (ФИСА); в 1908 г. - Международная любительская феде­рация плавания (ФИНА).

3. Унификация правил проведения соревнований, размеров спортивных площа­док, спортивного оборудования, инвентаря и техники движений. Например, в этот период в боксе получили распространение и официальное признание специальные мягкие кожаные перчатки и обнесенный канатами ринг. В 1882 г. были изменены "лондонские правила" - запретили "подножку" и удары головой, была также опре­делена продолжительность раундов. Легкоатлеты стали проводить соревнования по гаревой дорожке.

4. Разработка методики тренировки, появление квалифицированных тренеров. Известно, что до конца XIX в. во всех странах тренеры что-то значили только в кон­ном спорте, в других видах спорта не было квалифицированных специалистов.

5. Возникновение системы мировых соревнований - неофициальных и офици­альных чемпионатов мира и Европы. С 1877 г. Уимблдонское первенство Англии по теннису становится международным; в 1896 г. состоялись первые Олимпийские игры в Афинах; в 1899 г. стали проводить первенство Европы по плаванию.

6. Стремление выявить и сравнить уровень способностей людей в различных видах спортивной деятельности и зафиксировать лучшие спортивные достижения в мире, Европе, стране, т.е. возникновение рекордного направления в спорте. В 1897 г. зарегистрирован мировой рекорд в беге на 100м; в 1908г. -первые официальные мировые рекорды в плавании.

В настоящее время спорт занял такое место в жизни общества, которое он не занимал никогда в истории человечества. В научном плане "спорт" рассматривают сейчас обычно в узком и широком значениях.

Спорт в узком смысле слова - это собственно-соревновательная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов.

Эта деятельность имеет ряд специфических особенностей. К ним относятся:

а) наличие борьбы, противоборства, конкуренции непосредственно в игре, по­единке, схватке на дистанции и т.п.;

б) унификация действий, посредством которых осуществляется деятельность спортсмена, условий их выполнения и способов оценки достижений в соответствии с официальными правилами;

в) регламентация поведения спортсменов в соответствии с принципами не анта­гонистических отношений между людьми.

Как известно, соревновательный момент имеет место и в других видах челове­ческой деятельности (конкурсы в музыке, искусстве и т.д.).

Однако здесь соревнования выступают всегда лишь в качестве одного из спосо­бов стимулирования активности людей.

Исключение состязательного момента из деятельности певца, художника, арти­ста балета или кино не разрушит существа их деятельности. Спортивная же дея­тельность без своего главного составного элемента - соревнования, полностью ут­рачивает свой специфику.

Лекция 23 Спорт в системе физической культуры

Предметнив сфер итпродуктыкоторых исполюуегсферд:спорта

Источник: allrefs.net