Внешкольные учебно-воспитательные заведения

Национальная доктрина развития образования предусматривает обеспечение ее доступности в государственных и коммунальных внешкольных учебных заведениях, развитие целостной межотраслевой системы внешкольных учреждений рез них типов и профилей для обеспечения развития способностей и талантов одаренных детей и молодежи, а также удовлетворение потребностей населения в дополнительных культурно-образовательных, исследовательских, спортивно-оздор вчих и других услугах; обновление содержания и методического обеспечения, индивидуализации и дифференциации обучения одаренной молодежи, создание системы подготовки и повышения квалификации педагогических руководящих кадров для внешкольного образования и воспитания.

Внешкольные учебно-воспитательные заведения - широкодоступные учебные заведения, которые дают детям и юношеству дополнительное образование, направленное на получение знаний, умений и навыков по интересам, обеспечивают потребности ос собистости в творческой самореализации и организации содержательного досуга.

К ним относятся дворцы, дома, станции, клубы и центры детского, юношеского творчества, детско-юношеские спортивные школы, школы искусства, студии, библиотеки, оздоровительные и другие учреждения

Такие учреждения могут быть комплексными и профильными Комплексные внешкольные заведения обеспечивают работу творческих объединений по интересам (кружки, секции, ансамбли, театры и т.п.), профильные - условия для ро озвитку природных наклонностей и интересов детей и подростков, удовлетворения их потребностей с определенного направления деятельности Все они работают по годовым планом, занятия в них начинаются, как правило, 10 сентября текущих ного года и заканчиваются 26 мая следующего Набор учеников происходит как на без конкурсной основе, так и по конкурсу, условия которого производит заведение Учебно-воспитательный процесс осуществляется дифференцированного но, согласно индивидуальных возможностей детей и с учетом их возрастных особливосстей.

Дворцы и дома Детского творчества организуют кружки (научные, технические, художественные, спортивные и т.д.), коллективы художественной самодеятельности (хоры, оркестры, ансамбли песни и танца, театральные коллектив вы и др.), клубы любителей природи.

Центры и станции юных техников проводят среди школьников работу в области техники, организуя радиотехнические, авиамодельный, фотолюбителей, телемеханики и другие кружки

Центры и станции юных натуралистов имеют своей задачей воспитание у учащихся любви и интереса к природе, формирование у них умений и навыков исследовательской работы Работают кружки юных овощеводов, животные икив, садово-дов, механизаторов сельского хозяйства и ин.

Центры и станции юных туристов организовывают путешествия Школьников за пределы постоянного проживания для отдыха и изучения родного края и других стран Путешествия могут быть пешеходными, лыжными, автомоб льным, авиационными, велосипедными, водными, железнодорожными, комбинированными.

Детские спортивные школы готовят на базе всестороннего физического развития спортсменов У них работают секции по отдельным видам спорта, разделены на учебные группы по полу, возрасту и степени спортивной подгот товки ученикив.

Детские железные дороги способствуют расширению технического кругозора и развития технического творчества учащихся, помогают в организации профессиональной ориентации

библиотеки для детей оказывают практическую помощь школьникам в усвоении знаний по основам наук, способствуют развитию читательских интересов, воспитанию читательской культуры, любви к книге

В начале ХХИ ст в Украине действовало 1521 внешкольное учреждение, в которых занималось более 1 милл 250 тыс детей С ними работало более 3,5 тыс. педагогических работников

На деятельность внешкольных учреждений в последнее время в определенной степени влияют органы самоуправления, развитие форм которого зависит от развития различных видов кружков, содержания деятельности и задач ко ожного конкретного коллектив.

Самоуправление способствует формированию социально активной, гуманистически направленной личности с глубоко осознанной гражданской позицией, чувством национального самосознания, способной эффективно розвьязув ваты будние масштабные задачи.

В внешкольной воспитательной работе получили распространение массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания детей: чтение лекций о достижениях науки и техники, встречи в деятелями науки, техники, искусства; выс ставки детского творчества, олимпиады, смотры, конкурсы и др. Групповые формы воспитательной работы сосредотачивают учащихся на деятельности кружков, секций, клубов, студий и др. Индивидуальная форма работы предполагает в иконання школьниками творческих индивидуальных заданий: овладение игры на музыкальных инструментах, навыков изобразительной деятельности тощщо.

Творческие объединения во внешкольных учреждениях классифицируют по трем уровням:

1 Начальный - творческие объединения общеразвивающих направления, способствующие выявлению творческих способностей детей, развития их интереса к творческой деятельности

2 Основной - творческие объединения, которые развивают устойчивые интересы детей и учащейся молодежи, дают им дополнительное образование, удовлетворяют потребности в Профессиональной ориентации

3 Высший - творческие объединения по интересам для юных талантов, одаренных детей и юношества

Согласно уровня классификации определяют цели и перспективы деятельности творческого объединения, его численный состав, количество часов для освоения программы и т.д.

Важной задачей внешкольных учреждений является предоставление школам помощи в организации внеклассной воспитательной работы с учащимися В Украине действует три государственных внешкольные учреждения - эколого-натуралистический центр, цен НТР научно-технического творчества, центр туризма и краеведения Как научно-методическая учреждение функционирует Национальный центр эстетического воспитания Широкое распространение создание внешкольных учебно-воспитательных их заведений нового типа: учебно-исследовательских и творчески-производственных центров творчества, туризма, краеведения, школ искусства, спортивно-технических школ, клубных учреждений, театральных комплексов, соци ально-педагогических комплексов, киноцентров, межшкольных клубов тощощо.

При участии воспитанников внешкольных заведений ежегодно проводит Всеукраинский конкурс \"Научная смена\", \"Таланты твои, Украина\", выставки, олимпиады, турниры, конкурсы

Требования к деятельности внешкольных учреждений вытекают из общих принципов организации внеклассной и внешкольной работы, предусматривающие органическую связь внешкольных учреждений с воспитательной деятельностью ю школы; согласованность действий с воспитательной работой детских и юношеских организаций, семьи и общественности; массовый охват детей при условии соблюдения добровольности относительно участия в кружках и секциях позашкил ьних учреждений, сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм воспитательной работы; свободный выбор детьми характера творческой деятельности, стимулирование их активной творческой деятельности.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Источник: uchebnikionline.com