Семинар-практикум «Анализ отечественных дошкольных образовательных программ в соответствии с ФГТ»

Воспитатель: Маховская Светлана Александровна.

Пояснительная записка.

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом - Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ). Качественное, эффективное внедрение инноваций в образовательную практику детских дошкольных, предлагает знакомство педагогов с                                                                      - теоретическими основаниями и принципами проектирования ФГТ.

- содержанием ФГТ.

- психолого-педагогическими механизмами реализации ФГТ.

- современными, инновационными программами дошкольного   образования.

Автор проводит динамичное, многомерное сравнение имеющихся традиционных и инновационных программ дошкольного воспитания, выявляют ограничения традиционной педагогики, доказывают необходимость и возможность  «личностно- ориентированной», «педагогики сотрудничества», сочетающей в творческом синтезе лучшее достижения отечественной и зарубежной психолого- педагогической  мысли.

Цель: - обеспечить подготовку педагогических работников  к реализации ФГТ  к структуре основной общеобразовательной программы  дошкольного образования;

- ориентировать воспитателей ДОУ на профессиональные и ценностные  установки, цели и задачи, определенные ФГТ;

- познакомить слушателей с содержанием и теоретическими  основаниями ФГТ, идеями деятельности, культурно - исторической психологии, личностно-ориентированной, гуманистической педагогики;

- сформировать педагогические компетенции, позволяющие осуществлять подлинное  диалогическое, субъективное развивающее общение с детьми дошкольного возраста.

Содержание программы

Раздел 1. «Теоретические основы ФГТ. Содержание ФГТ».

«Что такое ФГТ? Развивающее образование дошкольников как приоритет ФГТ».

Психолого- педагогическая характеристика актуальной социальной ситуации развития дошкольников: о необходимости реформирования дошкольного образования.  Документы, принятые на Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и обучению детей младшего возраста ( ВОДМВ). Опыт реформирования дошкольного образования в развитых страна Запада, Китая, СНГ. История разработки и принятия ФГТ. Приказ Министерства Образования и Науки №655.

Содержания ФГТ: общее положение; требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; требование к разделам обязательной части основной  общеобразовательной программы дошкольного образования («триТ»). Сопоставление ФГТ с традиционной парадигмой дошкольного обучения и воспитания  («Программой  Обучения и воспитания в детском саду»).

Принципы проектирования ФГТ (краткий анализ, в сопоставлении с традиционной парадигмой организации обучения и воспитания дошкольников): игра как ведущая деятельность дошкольников;

ориентация на организацию совместной деятельности, равноправного (симметричного) партнерского взаимодействия между субъектами процесса развития детей;

«детоцентрированность»;  всемирная индивидуализация процесса развития ребенка;

комплексность содержания( ликвидация жесткого «предметного» подхода к проектированию содержания); опора на спонтанный опыт ( спонтанные, житейские понятия детей) в процессе  организации детской деятельности;   построение «зоны ближайшего развития» для складывающихся психических овообразований дошкольников;    «рамочный», а не «директивный» характер программ дошкольного образования, построенных в соответствии  с ФГТ.  «Развивающее образование» как приоритет ФГТ.   ФГТ: карта угроз, возможные негативные последствия, возникающие при реализации  программ дошкольного образования, продуманных, экспериментально подтвержденных решений ; способы минимизации рисков, связанных с внедрением ФГТ в образовательную практику российского дошкольного образования.

«Психолого- педагогические основания ФГТ: культурно- историческая, деятельностная психология; гуманистическая педагогика сотрудничества.

Психологические основания ФГТ. Отечественная психология- современным воспитателям. Некоторые положения Культурно-исторической психологии (Л.С.Выготский,  А.Р.Лурия) как теоретическое основание ФГТ. Идея знаковой о опосредствованности высших психических функций. Роль знака. второй сигнальной системы (речи, языка) в психическом развитии дошкольников.

О «спонтанных понятиях», как «материале» наглядно- образного мышления дошкольников. О различиях между «спонтанными» и «научными» понятиями. Генез и развития спонтанных понятий детей в дошкольном возрасте. Типология  спонтанных понятий дошкольников по Л.С.Выготсому. О «зоне ближайшего развития». О принципе развивающего обучения: «обучение ведет  за собой развитие». Л.С.Выготский, А.Р. Лурия о роли игры в психическом развитии дошкольника. Л.С. Выготский о кризисе 7-лет. О возникновении произвольности поведения у дошкольников. Об «интеллектуальном моменте, вклинивающимся» между аффектом, желанием(«хочу») и требованиями социума, поведением («надо») ребенка. Произвольность как  опосредственность.  

Возрастная периодизация психического развития по типу ведущей деятельности (Д.Б.Эльконин). Предметно- манипулятивная игра как ведущая деятельность ребенка младшего возраста. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность старшего дошкольника.

Психологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев; С.Л.Рубинштейн).Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Единство деятельностных и понятийных аспектов сознания. «Житейский тип обобщения» у дошкольников. «Элементарное, житейское обобщение» как выявление «общего, в смысле, схожего». «Чувственное созерцание», представление, «образ мира» ребенка- дошкольника. Организация совместной деятельности детей дошкольного возраста.

Некоторые положения зарубежной  психологии (Ж.Пиаже, Дж.Дьюи, А.Н.Перре-Клермон и др.) и ФГТ. Женевская школа генетической психологии (Ж.Пиаже, А.Н.Перре- Клермон). Эгоцентризм и социализация. Преодоление личностного и познавательного эгоцентризма. Социо- когнитивный конфликт, как метод формирования творческого мышления у старших дошкольников. Концепция социального взаимодействия. Идеи Д.Дьюи и Д.Брунера и ФГТ. Теория  аплификации ( обогащения) детского развития (А.В. Запорожец) и ФГТ. А.В.Запорожец о наглядно- действенном, наглядно-образном и понятийном, словесно –логическом мышлении. Об уровне развития представлений детей среднего и старшего дошкольного возраста. О художественных образах и эмоциональных представлениях у детей дошкольного возраста. Язык как «орудие формирования и развития представлений».

Социально-генетическая психология (В.В.Рубцов) и ФГТ. Коммуникативная- знаковая среда современного ДОУ. Детализированная типология спонтанных понятий детей (В.В.Рубцов, А.А.Марголис, М.В.Телегин). Психологическая модель полноценного развивающего, воспитательного диалога с дошкольниками. Психологическая модель учебного (позитивно- манипуляционного диалога), позволяющего в плане «умных образов», метафор, аналогий и креатвных переносов иносказательно транслировать дошкольникам некоторые элементы теоретического знания. Диалог как средство развития теоретических образных элементов в мышлении дошкольников. В.В.Рубцов о педагоге, способном реализовать новые ФГТ.

Педагогические основания ФГТ. Развивающая коммуникативно- знаковая среда ДОУ. Педагогика сотрудничества. «Личностно- ориентированная», «детоцентрированная»педагогика. Дошкольник как субъект воспитания и обучения. Субъект- субъективное взаимодействие детей и педагогов в процессе развития (обучения и воспитания) ребенка. Воспитательный, развивающий, дидактический диалог. Диалогические программы развития дошкольников в России и мире. Создание «зоны ближайшего развития»(Л.С.Выготский) для спонтанных понятий и мировоззренческих представлений дошкольников. Гуманизация педагогического процесса: актуальное состояние и перспективы.

Инновационные принципы организации развития дошкольников: индивидуализация, интеграция содержания; учет спонтанного опыта; вариативность; амплификация.

Принципы проектирования ФГТ (развернутый, подробный анализ). Миссия инновационного образования. Новые подходы к проектированию содержания дошкольного образования. Что должно войти в содержания дошкольного  образования? (проблемный блок). О личностно- ориентированном взаимодействии воспитателя с детьми. О компетенциях(«промежуточных результатах освоения программы») и ЗУНАХ. О «конспективных» и «рамочных» программ в ДОУ. Об интегрированном содержании образовательных программ.

«Образовательные области» и «предметный подход». Об индивидуализации, построении «индивидуальной траектории развития ребенка», всемирном учете спонтанного, житейского опыта детей в процессе воспитания и обучения дошкольников. О создании «зоны ближайшего развития» для «живого»(В.П.Зинченко) знания ребенка. О вариативности, возможности выбора. Об амплификации, «непреходящей ценности каждого периода дошкольного детства». Новые подходы к планированию работы ДОУ. Занятия или «организация деятельности детей»: в дискуссионном ключе (нужны ли занятия в старшем дошкольном возрасте; какие занятия необходимы дошкольнику)?

Воздействовать на ребенка целостно: эмоциональное, волевое, этическое, эстетическое, патриотическое воспитание дошкольника (теоретические аспекты).Экспертиза образовательной среды ДОУ. Вовлечение родительской общественности в работу ДОУ. Мониторинг успешности внедрения программ, построенных в соответствии с ФГТ.

Раздел 2. Специфика современных детей дошкольного возраста; механизмы реализации ФГТ.

Психолого-педагогические особенности современных детей дошкольного возроста.

Социальная ситуация развития современного дошкольника. Дошкольное детство в современной России- структуры повседневности и их влияние на развитие ребенка- дошкольника. Влияние социальных институтов (семья, ДОУ, СМИ) на развитие современного дошкольника.

Негативные тенденции в развитии дошкольников. Снижение показателей психического и физического здоровья, эмоционального благополучия дошкольников; снижения общего уровня развития, низкие показатели развития игры и произвольности, трудности в коммуникационной сфере, общении со сверстниками. Дети и сверхнасыщенная информационная среда. «Даже сильную голову можно сломать»(И.П.Павлов). О необходимости дозирования информационных потоков. Проблема  вытеснения игры из возрастной нормы развития современного дошкольника. Снижения доступа к  высокой культуре из-за низкого социально-экономического статуса, дефицита времени и т.д. Проблема сиротства и социального сиротства. Проблема жестокого обращения с детьми. Проблема нормы в современной педагогической психологии дошкольного детства. Приоритеты развития современного дошкольника.

Потребностно-мотивационная сфера дошкольника. Интересы дошкольника.

Агрессия в дошкольном детстве. Размерный, упорядоченный быт как важнейший ресурс защищенного развития современных дошкольников. Специфика становления личностной сферы детей дошкольного возраста. Когнитивное развитие современного дошкольника. Формирование основ произвольного поведения детей дошкольного возраста. Психологические особенности самоконтроля и самооценки у современных старших дошкольников. Межличностные  взаимоотношения современных дошкольников. Психолого- педагогическая характеристика мировоззренческих представлений (М.В.Телегин, А.А.Марголис) детей дошкольного возраста. Эстетические чувства современного дошкольника. Основные задачи развития в дошкольном возрасте. Реальные возможности и интересы современного дошкольника.

Потенциал традиционных методов воспитания и обучения в инновационном детском саду.

Традиционный (ЗУНОВСКИЙ) подход к проектированию содержания образования. Должна ли программа ДОУ содержать перечисление культурных образцов и эталонов, которыми непременно должен овладеть дошкольник?  (проблемный блок). Педагогическая деятельность- как целенаправленная активность. Дескрипция целей педагогической деятельности через «ЗУНЫ» и «компетенции»- что лучше ориентирует педагога?  (проблемный блок).  Традиционный подход к организации ведущей деятельности детей дошкольного возраста-  игры. Организация предметно- манипулятивной игры. Организация сюжетно- ролевой игры. Организация игр по правилам. Организация дидактических игр. Педагогическое наставление. Воспитание личным примером. Режимные моменты, размеренный, упорядоченный быт, как фактор воспитания. Традиционные методы физического и эстетического воспитания.                                                                                            Как просто рассказать детям о сложном?  Теоретическое образное мышление как «зона ближайшего развития» (Л.С.Выготский) наглядно- образного мышления детей старшего дошкольного возраста. Объяснительно- иллюстративный метод в обучении детей дошкольного возраста.

Необходимость оптимального сочетания современных и традиционных методов воспитания в инновационном детском саду.

Инновационные методы воспитания и развития детей дошкольного возраста; программы реализующие ФГТ.

Педагогические сопровождение становления основных психологических новообразований дошкольного детства. Организация совместной и самостоятельной деятельности дошкольников. Развитие инициативности,  субъектности дошкольника. Последние достижения отечественной и зарубежной  психологической науки и педагогической практики в области организации развивающих игр детей. Организация обучающих игр. Организация свободных игр.  Организация взаимодействия, сотрудничества детей и взрослых в процессе обучения и воспитания. Активизация исследовательской деятельности и познавательных интересов детей дошкольного возраста. Активные методы когнитивного развития дошкольников. Обучение основам проектирования. Создание психолого- педагогических условий для становления креативных, рефлексивных компонентов в мышлении дошкольника.

Методы выявления и актуализации спонтанных (житейских) понятий дошкольников. Типология спонтанных (житейских понятий). Педагогические технологии «доращивания» спонтанных понятий до уровня культурных; наполнения спонтанных понятий детей некоторыми теоретическими признаками.

Воспитательский (мировоззренческий) диалог с детьми дошкольного возраста. Дидактический диалог с детьми дошкольного возраста. Методы развития и воспитания детей в Вальдорфской и Монтессори- педагогике (критический анализ, невозможность прямолинейного переноса в отечественный детский сад, неэффективность слепого копирования).    Принципы проектирования американских и международных программ «Step by step» (США) «Head start», и принципы проектирования  инновационных программ  дошкольного образования в соответствии с ФГТ: неслучайные совпадения. Программа «Сообщество» и ФГТ. Виды дошкольных программ. Комплексные и парциальные (специализированные) программы дошкольного образования.  «От рождения до школы» (Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е.Веракасы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой).                            Программа «Развитие». Программа «Детский сад- дом радости».   Программа «Золотой ключик». Программа «Истоки». Программа «Детство». Программа «Радуга».   Программа «Воспитательный диалог». Проблема выбора образовательной программы.

Создание условий для реализации программы: теоретическое ознакомление по различным возрастным группам; создание развивающей предметной среды, специфичной для выбранной программы;  подбор дидактического материала; диагностическое обследование детей; разъяснительная работа с родительской общественностью; проведение обучения педагогов; деятельностное  освоение образцов работы по программе; рефлексия, анализ, оценка, коррекция неблагоприятных вариантов;  консультации и открытые мероприятия для родителей; трудности переходного периода, адаптации к новой программе.

Словарь:  Амплификация -  расширение, обогащения развития

ребенка как личности.

Парадигма - система форм одного слова, отражающая

видоизменения слова по присущим ему

грамматическим категориям (по роду,

Источник: dsberezka.ru