Преемственность как условие непрерывности процесса физического воспитания

Рассмотрены вопросы преемственности программ, методик и подходов в физическом воспитании, составляющих основу обеспечения связи между структурными звеньями системы образования. Подчеркнуто, что преемственность является важнейшей составляющей процесса образования и необходимым условием непрерывности и целостности, единства и последовательности обучения. Изучение проблем преемственности, разработка и внедрение научно обоснованных интегрированных учебных программ, позволит оптимизировать физическое воспитание школьников и студентов.

Ключевые слова:

преемственность, образовательный, процесс, непрерывное, образование, интегрированные. программы, физическое, воспитание.

Главной тенденцией развития образования в глобальном масштабе является создание условий для самосовершенствования личности на протяжении всей жизни. Для этого необходимо обеспечить преемственность и поступательность развития всех образовательных ступеней, в том числе и в физическом воспитании [6, 7].

Результаты анализа литературных источников [1; 4, 5; 6; 7; и др.] и педагогической практики показывают, что исследования в области преемственности физического воспитания учащихся и студентов направлены, в основном, на теоретическое обоснование данной проблемы, на изучение процесса организации преемственности в системе «детский сад - школа» или «начальная школа - средняя школа». Значительно реже встречаются работы по организации аналогичного процесса на стыке «школа - вуз». Такой подход обуславливает создание принципиально новой образовательной парадигмы, основу которой должен составлять принцип преемственности, призванный обеспечить организационное и содержательное единство, а также взаимосвязь всех звеньев учебного процесса.

Достаточно актуальной и нерешенной проблемой в образовательной системе Украины является разрыв между физической подготовленностью выпускников школ и требованиями, которые предъявляются к ним программами высших учебных заведений. Перед преподавателями возникают логические вопросы касательно оптимизации процесса адаптации школьников к учебе в высшем учебном заведении и организации процесса физического воспитания, сохранения его целостности при смене образовательных звеньев.

Для этого должны быть пересмотрены учебные планы и программы, где последним звеном образования является вуз, в котором процесс физического воспитания должен включать в себя профессионально-прикладную физическую подготовку будущего специалиста.

Однако принцип преемственности более рационально может быть использован тогда, когда все структурные звенья объединены в одно учебное заведение или имеют одинаковое направление в обучении. Именно это обуславливает переход к системе непрерывного образования, где происходит не механическое соединение разных образовательных структур, а соблюдаются определенные требования: обеспечение последовательности содержания учебно-воспитательной деятельности на всех ступенях системы образования, формирование у учащейся молодежи потребности и способности к самообразованию; создание интегрированных учебных планов и программ; обеспечение индивидуализации обучения и всестороннего инновационного подхода к учебно-воспитательному процессу.

Работа выполнена по плану НИР Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия».

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы: На основе данных анализа научно-методической литературы определить основные направления обеспечения принципа преемственности физического воспитания между структурными звеньями системы образования на стыке «школа - вуз».

Задачи:

  • Выделить основные составляющие принципа преемственности в системе образования.
  • Обосновать преимущества непрерывного образования в решении проблем преемственности на примере ХГУ «Народная украинская академия».

Результаты исследований.

Законодательная база Украины в сфере образования уделяет должное внимание преемственности. Так, в Законе Украины «Про освгту» среди основных исходных положений системы образования можно выделить принцип единства и преемственности, а в Законе Украины «Про вищу освгту» подчеркнуто, что государственная политика в области высшего образования основывается на преемственности, как одного из основных принципов [О высшем образовании. Закон Украины от 17.01.02 г. № 2984-Ш // Лига. Закон. - Версия 8.2. - К. 2012.; Об образовании. Закон Украины от 23 мая 1991 г. № 1060-ХП с изм. и доп. // Лига. Закон. - Версия 8.2. - К. 2012. ].

Принцип преемственности тесно связан с принципами научности, последовательности, систематичности, доступности и др. сохраняя при этом свое особое содержание [2]. Преемственность в обучении заключается в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета. Одно из условий в преодолении разрыва между разными ступенями образования является соответствие применяемых методов возрастным особенностям занимающихся, а научной основой для ее решения выступает принцип доступности. Последовательное осуществление преемственности придает обучению перспективный характер, при котором отдельные темы рассматриваются в той взаимосвязи, которая позволяет организовать переход от одного урока к следующему (то есть в системе уроков), от одного года обучения к другому. Таким образом, обеспечивается последовательность и системность в размещении учебного материала, связь и согласование ступеней учебно-воспитательного процесса не только с опорой на предыдущие, но и с ориентировкой на последующие этапы [3, 9, 10].

Преемственность представляет собой процесс и результат, проявление систематичности и последовательности этапов, согласованности различного вида образовательных программ непрерывного образования, выступает фактором, который способствует целостному объединению общей и профессиональной подготовки [4, 7].

В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема преемственности применительно к физическому воспитанию. Поступая в вуз школьники переходят к новым условиям обучения и воспитания. При этом нарушается привычная последовательность текущих для них событий. Возникает противоречие между новыми установками вуза и недостаточным опытом студентов-первокурсников [1]. Преподавателям необходимо за короткое время определить уровень физической подготовленности студентов, состояние их функциональных систем, чтобы эффективно управлять их деятельностью. Особенности организации процесса физического воспитания в средней школе, в силу определенных обстоятельств, не позволяет в полной мере обеспечить качественную подготовку учащихся, достаточную для усвоения вузовских программных требований. На мотивацию физического развития студентов отрицательное влияние оказывают содержательно устаревшие программы по физическому воспитанию, которые не отвечают конкретным задачам профессионального становления личности [7].

Многолетние исследования свидетельствуют, что в настоящее время реально существуют лишь последовательно расположенные институты непрерывного образования и физического воспитания. Следствием такого положения является недостаточная преемственность в образовании и, особенно в физическом воспитании, в формировании у школьников и студентов положительной установки на преодоление естественных трудностей перехода из одной сферы образования и физического воспитания в другую [1 и др.].

В результате каждая последующая ступень образования и физического воспитания вынуждена осуществлять функцию восполнения явных пробелов предшествующих, что влечет за собой потерю темпа и времени в развитии личности. Поэтому внимание преподавателей физического воспитания должно быть сосредоточено на переходе учащейся молодежи с одной ступени обучения и воспитания на другую, от одного возрастного периода к другому, от одной социальной роли к другой.

Исследования, посвященные основным вопросам преемственности средней и высшей школы, направлены на решение проблем трудностей, с которыми сталкиваются студенты младших курсов [1]. Это связано с тем, что именно на первых курсах отмечается самый низкий процент успеваемости, самый высокий процент заболеваемости и отсева студентов. Следовательно, школьным и вузовским педагогам важно иметь верные представления о содержании проблем студентов-первокурсников, причинах их возникновения, а также динамике физического развития от курса к курсу.

Идея непрерывного образования является моделью постоянного развития и самосовершенствования личности и общества в целом. Анализ мировых тенденций в исследовании различных аспектов системы непрерывного образования показывает, что не существует единой модели ее развития [Об образовании. Закон Украины от 23 мая 1991 г. № 1060-ХП с изм. и доп. // Лига. Закон [Электронный ресурс]. - Версия 8.2. - К. 2012.].

Целенаправленное осуществление последовательных этапов преемственности физического воспитания можно проследить в Харьковском гуманитарном университете «Народная украинская академия» (ХГУ «НУА»), где структурные подразделения: Детская школа раннего развития (ДТТТРР), Специализированная экономико-правовая школа (СЭПШ) и ХГУ объединены в одно учебное заведение и действуют на основании интегрированных программ обучения и воспитания [5, 6].

В академии создан многоступенчатый образовательный модуль, обеспечивающий интеграционные процессы как по горизонтали (взаимосвязь и взаимодействие всех структурных подразделений), так и по вертикали (стыковка всех образовательно-квалификационных уровней, создание единых «сквозных» учебных планов и программ, единых учебно-вспомогательных подразделений, служб и т.п.). ДШРР и СЭПШ выступают в ХГУ «НУА» как ступени, которые могут обеспечить необходимый (достаточный) образовательный и воспитательный уровень для поступления в университет.

В ХГУ «НУА» процесс физического воспитания осуществляется в соответствии со «Сквозной рабочей программой по физическому воспитанию», которая охватывает как учеников СЭПШ, так и студентов университета. Данная программа разработана в соответствии с Законами Украины «Про освиу», «Про загальну середню освиу», «Про вищу освиу», «Про фiзичну культуру i спорт», Государственной программой развития физической культуры и спорта, Целевой комплексной программой «Фiзичне виховання - здоров'я наци», базовой учебной программой для высших учебных заведений Украины «Фiзичне виховання», проектом Национальной доктрины развития физической культуры и спорта.

Программа по формированию здорового образа жизни в академии базируется на основных методологических принципах (основным из которых выступает преемственность), передовых достижениях в отечественной и зарубежной практике, а также существующих традициях в образовательном процессе «НУА» (от ДШРР до ХГУ) [10].

В связи с реализацией идеи непрерывного образования кафедрой физического воспитания, объединившей в своем составе учителей школы и преподавателей вуза, разработаны комплексные интегрированные программы, которые позволяют сохранять преемственность при переходе детей всех возрастов из одного структурного подразделения в другое. Программы непрерывного обучения, в отличие от традиционных учебных программ, являются более интерактивными и практически ориентированными.

В настоящее время в Народной украинской академии сформирована система физического воспитания, имеющая следующие особенности [5, 6, 10]:

  • разделение учеников СЭПШ на уроках по физической культуре по половому признаку, начиная с 5-го класса;
  • введение сдвоенных уроков по физической культуре, начиная с 8-го класса, что позволяет учащимся адаптироваться к условиям проведения занятий по физическому воспитанию в вузе;
  • развитие спортивно-массовой работы в СЭПШ, где успешно работает достаточно большое количество спортивных секций, в том числе под руководством преподавателей вуза;
  • привлечение учеников старших классов в студенческие спортивные секции и к участию в студенческих соревнованиях (Спартакиаде НУА и др.);
  • занятия по физическому воспитанию проводятся в виде секционной формы, с учетом интересов студентов и их индивидуальных особенностей;
  • привлечение студентов для судейства соревнований в СЭПШ;
  • учебно-воспитательный процесс школьников и студентов осуществляется с использованием единой материально-технической базы;
  • с целью распространения идей здорового образа жизни и их внедрения в академии принята к реализации Программа «Здоровье», которая охватила всех участников образовательного процесса: от ДШРР, школьников, студентов, выпускников до преподавателей и сотрудников, а также родителей учащихся.

Анализ научно-методической литературы, освещающей вопросы преемственности в физическом воспитании, позволил сделать вывод, что исследуемая проблема имеет ряд недоработок, хотя тенденции к ее развитию, несомненно, существуют. Соблюдение непрерывности и целостности в образовательном процессе при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую следует решать, уделяя особое внимание преемственности. Такой подход позволит оптимизировать процесс адаптации на всех этапах обучения.

Опыт ХГУ «НУА» показывает, что осуществить преемственность в системе непрерывного образования легче, чем в традиционных школах и вузах. Это объясняется тем, что учебные заведения, которые объединяют в себе структурные подразделения «школа - вуз», имеют интегрированные кафедры, общие программы и материально-техническую базу, а также в состоянии обеспечить организацию секционной формы занятий как со студентами, так и школьниками, формировать оптимальные по количественному составу учебные группы с учетом индивидуальных особенностей учащихся и студентов.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении модернизации интегрированных программ физического воспитания, обеспечивающих оптимизацию преемственности на стыке «школа -вуз».

  1. Вовк В. М. Пути совершенствования физического воспитания студентов. - Луганск. Изд-во ВУГУ, 2000. - 176 с.
  2. Вовк В. М. Теоретическая модель обеспечения преемственности физического воспитания личности старшеклассника, студента // Физическое воспитание студентов. - 2011. - № 2. - С. 19-22
  3. Гончаренко С. У. Український педагогічний словник. – К. Либідь, 1997. – 376 с.
  4. Гуревич Р. С. Цвілик С. Д. Принцип наступності у навчанні в контексті неперервної професійної освіти // Неперервна професійна освіта: за ред. І. А. Зязюна, Н. Г. Ничкало. – К. 2001. – Ч. 1. – С. 124 – 130.
  5. Красуля М. А. Красуля А. В. Развитие системы физического воспитания в уловиях непрерывного образования // Слобожанский науково-спортивний вісник. - 2004. - Вып. 4. - С. 34-38.
  6. Непрерывное образование в контексте образовательных реформ в Украине. монография / [авт. кол. В. И. Астахова, Е. Г. Михайлева, Е. В. Астахова и др.]; под общ. ред. В. И. Астаховой - Х. Изд-во НУА, 2006. - 300 с.
  7. Непрерывное образование как социальный факт. монография / сост. Н. А. Лобанов, Е. Куля и М. Пэнковска; под. ред. Н. А. Лобанова, В. Н. Скворцова. - СПб. ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. - 540 с.
  8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; Редкол. М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова [и др.]. - М. Большая Рос. энцикл. 2003. - 528 с.
  9. Чибісова Н. Г. Красуля М. О. Комплексна програма «Здоров’я», шляхи практичної реалізації // На шляху до безперервної освіти / заг. ред. В. І. Астахової. – Х. Вид-во НУА, 2005. – 208 с.

Источник: bmsi.ru