Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет средствами физического воспитания

Доктор педагогических наук, профессор А.С. Дворкин

Кандидат педагогических наук, доцент Ю.К. Чернышенко

Кубанская государственная академия физической культуры, Краснодар

Ключевые слова: дети 3-6 лет, психические процессы, физическое воспитание, возрастное развитие.

В современной психологии утвердилось мнение о том, что развитие личности представляет собой прогрессивно направленный, социально обусловленный процесс развертывания человеческой сущности, где становление социальной зрелости выступает как интегральная линия онтогенеза.

При этом обязательным считается соотнесение понятий "развитие личности" и "психическое развитие" (Л.И. Божович, 1972).

Общепризнанным является положение, что личностью следует называл" человека, достигшего определенного уровня психического развитая (Б.Г. Ананьев, 1977; А.М. Матюшкин, 1962; Д.И. Фельдштейн, 1969).

Дошкольный период онтогенеза человека считается одним из наиболее благоприятных для развития психических процессов. Вместе с тем пока еще небольшое количество исследований посвящено проблеме возможности использования средств и методов различных видов воспитания для создания условий, необходимых для психического развития ребенка.

Это в полной мере относится и к научным исследованиям в области физического воспитания. Они малочисленны и, как правило, фрагментарны.

Нельзя не согласиться также с мнением Г. Г. Наталова, (1995) считающего, что физическое воспитание имеет огромные возможности в плане психического развития дошкольников с использованием присущих ему специфических средств и методов.

В контексте рассматриваемой проблемы исследовательский интерес вызывает вопрос, касающийся особенностей возрастных колебаний уровня развития психических процессов, и в частности следующие его аспекты:

а) характеристика возрастных изменений абсолютных значений показателей уровня развития психических процессов (мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия);

б) критические периоды (сенситивные периоды развития психических процессов);

в) наличие половых различий;

г) возрастная динамика темпов прироста психических процессов;

д) возможность оптимизации условий развития психических процессов средствами физического воспитания.

Анализ результатов обследований детей 3-6 лет обнаруживает существование тенденции увеличения абсолютных значений показателей изучаемых психических процессов по мере взросления детей, как мальчиков, так и девочек.

По большинству изучаемых процессов различия между детьми 3-4 и 4-5 лет достоверны. Исключение составляют показатели внимания (дети 3-4 лет), воображения и восприятия (мальчики 4-5 лет).

В возрасте 5-6 лет картина несколько меняется: по характеру мышления, памяти (в обеих половых группах), восприятия (мальчики) различия достоверны, по показателям внимания, воображение (девочки и мальчики), а также восприятия (девочки) - недостоверны.

Таким образом, если при изучении динамики абсолютных значений установлена тенденция к их. увеличению по мере взросления детей, то анализ достоверности различий показателей психических процессов детей смежных возрастов свидетельствует о наличии обратной тенденции: чем меньше возраст, тем больше показателей, имеющих различия (между детьми 3-4 лет - 80% показателей; 4-5 лет - 70; 5-6 лет - 50%).

Анализ данных, характеризующих темпы прироста психических процессов, позволяет сделать несколько обобщений.

Во-первых, по абсолютному большинству .психических процессов в обеих половых группах показатели темпов прироста максимальны в двух возрастных периодах: с 3 до 4 и с 4 до 5 лет. Исключение составляют только способности к восприятию, для которых наиболее благоприятными являются периоды с 5 до 6 и с 6 до 7 лет.

Во-вторых, возрастная динамика показателей темпов прироста психических процессов убедительно подтверждает необходимость их развития с младшего возраста. Установлено, что по всем изучаемым процессам (исключая восприятие) начиная с 4-летнего возраста идет снижение значений показателей, характеризующих темпы прироста.

В-третьих, к старшему дошкольному возрасту значительно снижается количество показателей, достоверно различающихся по темпам прироста между детьми смежных возрастов. Если темпы прироста у мальчиков и девочек 3-4, а также 4 и 5 лет различаются по 9 показателям (90%), то у 5-6-летних детей - лишь по двум (20%).

Следовательно, можно заключить, что наиболее благоприятными для развития психических процессов детей 3-6 лет, по абсолютному большинству показателей, являются два возрастных периода - с 3 до 4 и с 4 до 5 лет.

Большое значение для теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста имеет проблема полового диморфизма. Объективные научные сведения о его наличии или, наоборот, отсутствие самым существенным образом влияют на стратегию и тактику организации физкультурных мероприятий в ДДУ, определяя принципы, задачи, состав средств, методов и методических подходов.

В ходе предварительных обследований установлено, что по исходному уровню мальчики и девочки всех возрастов по всем показателям не отличались друг от друга. Через год картина повторилась, не считая показателя мышления в 4-летнем возрасте, что больше похоже на исключение, подтверждающее правило.

Вместе с тем по темпам прироста различия между девочками и мальчиками более значительны. Из 20 показателей в возрастном диапазоне 3-6 лет достоверны различия по восьми (40%).

Таким образом, по-видимому, можно сделать вывод об отсутствии выраженного полового диморфизма в развитии и темпах прироста психических процессов детей 3-6 лет.

Однако принципиальным остается вопрос о причинах отсутствия половых различий. Является ли это следствием только особенностей дошкольного периода онтогенеза человека?

По нашему мнению, однозначный ответ давать рано. Гипотетически можно предположить, что такая ситуация сложилась и в связи с применением унифицированных задач, средств и методов обучения и воспитания, что, в свою очередь, не дает возможности в полной мере развернуть свои специфические способности не только девочкам, но и мальчикам. Это предположение, по-видимому, еще подтверждается и результатами педагогических наблюдений физкультурных занятий в ДДУ.

Ни в конспектах, ни в ходе проведения проанализированных 80 занятий в различных возрастных груп-пах не было установлено половой дифференцировки задач, средств и методов обучения и воспитания.

Полученные результаты позволили перейти к решению проблемы развития психических процессов детей 3-6 лет средствами физического воспитания.

В ходе сравнительного педагогического эксперимента предпринята попытка выявить возможности средств физического воспитания для оптимизации условий, необходимых для развития психических процессов (мышления, внимания, памяти, воображения и восприятия) детей 3-6 лет.

Результаты педагогического эксперимента оценивались дифференцирование для девочек и мальчиков. Были подобраны комплексы физических упражнений и подвижных игр, использованные для оптимизации развития психических процессов детей 3-6 лет. Упражнения и подвижные игры проводились во время физкультурных мероприятий (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные занятия, прогулки).

На основании исследования уровня развития психических процессов дети были разделены на контрольную и экспериментальную группы.

Мальчики 3-летнего возраста из экспериментальной группы превзошли своих сверстников из контрольной по показателям всех психических процессов, за исключением внимания.

Вместе с тем изучение внутригрупповых изменений показывает, что в контрольной группе также произошли достоверные изменения по показателям мышления, памяти, воображения и восприятия, что, видимо, обусловлено особенностями генотипического развития и результатами стихийного обучения и воспитания.

Девочки 3-летнего возраста из экспериментальной группы также превзошли своих сверстниц по показателям всех психических процессов, кроме внимания.

В контрольной группе установлены достоверные изменения по показателям памяти, воображения, восприятия.

Наибольшие темпы прироста в экспериментальных группах выявлены у детей обоего пола по показателям воображения, восприятия и памяти.

В 4-летнем возрасте результаты мальчиков из экспериментальной группы достоверно выше аналогичных показателей детей из контрольной группы по характеристикам мышления, памяти и восприятия.

В контрольной группе в течение шести месяцев достоверные изменения произошли по показателям мышления, внимания, воображения и восприятия.

Четырехлетние девочки из экспериментальной группы опередили своих сверстниц из контрольной по показателям мышления (р < 0,01), внимания (р < 0,05) и памяти (р < 0,05).

Среднегрупповые показатели девочек из контрольной группы в ходе естественного генотипического развития выросли по показателям внимания (р < 0,05), воображения (р < 0,01) и восприятия (р < 0,05).

Наибольшие темпы прироста в экспериментальных группах у мальчиков: по показателям воображения (33,87%), восприятия (20,64%) и внимания (14,80%); у девочек: по показателям восприятия (20,62%), воображения (17,82%), мышления (13,15%).

В 5-летнем возрасте количество показателей, по которым мальчики из экспериментальной группы на достоверном уровне опередили детей из контрольной, сократилось до трех: мышления (р < 0,05), внимания (р < 0,05) и восприятия (p< 0,01).

Девочки из экспериментальной группы только по показателям воображения не сумели превзойти сверстниц из контрольной (р > 0,05

Обращает на себя внимание уменьшена абсолютных значений темпов прироста (исключая восприятие) по сравнению с аналогичными характеристиками детей 4 и особенно 3 лет.

В 6-летнем возрасте как у мальчиков, так и у девочек установлены идентичные результаты. Дети из экспериментальных групп превзошли своих сверстников по трем показателям: мышления, внимания и памяти.

Так же, как и в предыдущем возрасте, заметно уменьшился процент прироста показателей психических процессов у детей обоего пола в экспериментальных группах.

Таким образом, в ходе педагогического эксперимента выявлена возможность результативного педагогического воздействия средствами физического воспитания на уровень развития психических процессов, установлено наличие тенденции к уменьшению показателей темпов прироста большинства психических процессов по мере взросления детей обоего пола, отмечено достоверное увеличение показателей уровня развития психических процессов детей контрольных групп в ходе генотипического развития и стихийного обучения и воспитания:

- 3 года - мышления, памяти, воображения, восприятия (мальчики); памяти, воображения, восприятия (девочки);

- 4 года - мышления, внимания, воображения, восприятия (мальчики); внимания, воображения, восприятия (девочки);

- 5 лет - воображения, восприятия (мальчики и девочки);

- 6 лет - воображения, восприятия (мальчики и девочки).

Источник: bmsi.ru