Место легкой атлетики в системе физического воспитания подрастающего поколения.

Легкая атлетика является одним из основных видов спорта в системе физического воспитания. Вовлечение в занятие легкой атлетикой большого числа детей содействует достижению основной цели воспитания: укрепления физического здоровья детей, формирования полноценного крепкого и здорового подрастающего поколения.

Легкая атлетика - вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: ходьбу, бег, прыжки, метание. Разнообразие легкоатлетических упражнений и широкие возможности варьировать нагрузку в ходьбе, беге, прыжках, метании позволяют успешно использовать эти упражнения для занятий детей и подростков разного возраста и разной степени физической подготовленности.

Немаловажно и то, что многие упражнения не требуют специального дорогостоящего оборудования и могут выполняться на простых площадках и на местности. Таким образом, занятия легкой атлетикой доступны для детей из малообеспеченных семей и являются наиболее демократичным видом спорта.

Как вид спорта легкая атлетика включает в себя пять видов физических упражнений, в каждом из которых имеются свои разновидности и варианты. Основные легкоатлетические упражнения включены в программу Олимпийских игр, чемпионатов мира, национальных первенств и других соревнований. Перед ребенком, занимающегося в секции легкой атлетики, открывается широкая перспектива спортивного совершенствования и достижения все более высоких результатов.

Но и в том случае, когда ребенок не стремиться к достижению высоких спортивных результатов, занятие легкой атлетикой открывают самое благоприятное влияние на физическое и нравственное развитие растущей личности. Систематические занятия спортом укрепляет физическое здоровье. Преодоление постепенно увеличивающихся тренировочных нагрузок, спортивная борьба на соревнованиях развивает такие положительные качества, как смелость, настойчивость, воля, трудолюбие, содействуют нравственному становлению подрастающего человека.

Таким образом, занятия легкой атлетикой не только приобщают детей и подростков к миру высоких спортивных достижений, но и являются важным средством педагогического воздействия.

Цели и задачи работы секции легкой атлетики.

- Воспитание физически и нравственно здорового подрастающего поколения.

- Подготовка резервов для легкоатлетического спорта.

- Вовлечение способных подростков в работу групп легкоатлетической секции.

- Формирование и закрепление привычки к здоровому образу жизни. потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом.

- Достижение оптимального для каждого возрастной группы подростков уровня физического развития.

- Обучение подростков основам техники и тактики легкоатлетических упражнений и дальнейшее повышение уровня овладения техникой и тактикой легкой атлетики.

- Формирование и развитие необходимых для занятий легкой атлетикой навыков и физических качеств.

- Развитие положительных черт личности юного спортсмена, способствующих не только достижению высоких результатов в спорте, но и успешной социализации растущей личности.

Организация учебно-тренировочного процесса.

Программа работы секции легкой атлетики рассчитана на 4 года. Желательно последовательного переходить от одного этапа тренировки к другому. При наличии достаточного уровня подготовки и соответствующего возраста, подросток может подключиться к занятиям в учебно-тренировочных группах на втором-четвертом году занятий, минуя предшествующие. Учитывая слабое физическое развитие школьников, программа предусматривает возможность занятий только в течение одного-двух лет.

На каждую группу отводится 7,5 часов в неделю. Такая недельная нагрузка предусматривает проведение занятий 3 раза в неделю по 2-2,5 часа. При сохранении единого количества учебных часов по всем разделам программы, в учебно-тренировочных группах происходит постепенное увеличение всех параметров тренировочных нагрузок: объема тренировок и их интенсивности.

Завершив занятия в учебно-тренировочных группах, обучающиеся могут продолжить специализацию в отдельных видах легкой атлетики в группах спортивного совершенствования.

Набор и комплектование учебных групп.

В секции легкой атлетики занимаются подростки 14 - 17 лет. Этот возраст характеризуется неравномерностью прироста показателей физической подготовленности. В этот период происходит наиболее выраженный прирост силы, идет интенсивное развитие нервно-мышечного аппарата, возрастают возможности кардиореспираторной системы, что повышает выносливость организма подростка.

Для занятий в секции приглашаются все желающие.

С целью проведения набора в группы тренеры регулярно посещают уроки физкультуры в общеобразовательных школах, соревнования и спартакиады. Желающие заниматься в секции легкой атлетики должны представить справку от врача-педиатра, подтверждающую отсутствие противопоказаний к занятиям спортом. Перед началом занятий проводятся контрольные испытания для выяснения уровня подготовки желающих заниматься в секции. По результатам испытаний, подростки, показавшие достаточно высокий уровень, могут быть зачислены в учебно-тренировочные группы второго-четвертого лет обучения.

Юные легкоатлеты, завершив занятия в учебно-тренировочных группах, проходят отбор для занятий в группах спортивного совершенствования. Критерием отбора являются спортивные результаты, достигнутые воспитанниками, динамика прироста показателей в контрольных тестах и упражнениях.

Планируемые результаты и диагностика результатов учебно-тренировочного процесса.

На протяжении всего периода подготовки юного спортсмена-легкоатлета, тренеры-педагоги проводят регулярный контроль результативности учебно-тренировочного процесса на различных этапах обучения. Отслеживание результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. В своей работе педагоги секции легкой атлетики используют варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами в области легкой атлетики. Примерные варианты тестов и упражнений приведены в приложении. Одним из методов контроля эффективности занятий в секции является участие воспитанников в соревнованиях. Подростки принимают активное участие в соревнованиях различного уровня с первых месяцев занятий. Имеется единая Всероссийская классификация по легкой атлетике, в которой тот или иной результат соответствует тому или иному разряду. Поэтому участие в соревнованиях являются для учеников контрольными испытаниями.

Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебно-тренировочного годового цикла 2 раза в год. Тестирование проводят в середине учебного года – в декабре – январе и перед началом летней серии соревнований – в апреле – мае.

Методическое обеспечение программы

Подготовка спортсмена-легкоатлета – это многолетний процесс, предусматривающий занятие физическими упражнениями, приобретение знаний в области техники и тактики в отдельных видах легкой атлетики, знаний и навыков по гигиене и самоконтролю, воспитание необходимых волевых качеств. Учебно-тренировочный процесс строится на основе учета закономерностей роста и развития организма подростков. Подготовка осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, достижению оптимального уровня физического развития и высоких спортивных результатов в избранном виде легкой атлетики.

На каждом из этапов подготовка юных легкоатлетов реализуется через общую физическую, специальную физическую и техническую подготовку. Все виды подготовки органически взаимосвязаны, составляют единый процесс спортивного совершенствования юного легкоатлета и осуществляются с помощью общих и специальных тренировочных средств, методов и нагрузок различной формы, применяемых в ходе занятий и соревнований.

В учебно-тренировочных группах секции легкой атлетики основной формой занятий является групповая. Помимо групповой формы применяется индивидуальная форма работы.

Главным методом, используемым на занятиях секции, является метод упражнения, т.е. повторного выполнения движение или действий. В зависимости от задач тренировки и возможностей юного спортсмена, метод изменяется, принимая различные формы.

Хорошо продуманный и организованный учебно-тренировочный процесс обеспечивает успешное решение стоящих перед тренером-педагогом целей и задач.

Учебно-воспитательная работа

Помимо улучшения общей физической подготовки в тренировочном процессе много внимания уделяется воспитанию у обучающегося таких качеств как смелость, решительность, уважение к товарищам по команде и к старшим товарищам.

В плане работы предусмотрены:

• Проведение родительских собраний

• Беседы с врачами и лучшими спортсменами города.

Источник: www.flacho.org.ua