ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическая деятельность всегда целенаправ­ленная. Цель работы педагогических коллективов дош­кольных образовательных учреждений социально зна­чима, и отражает общие цели и задачи общества по формированию, развитию и воспитанию детей дош­кольного возраста.

Весь воспитательно - образовательный процесс в дошкольных группах ориентирован на ребенка. На его самочувствие, интересы, предоставление ребенку выбора и планирование деятельности в соответствии с его интересами и потребностями.

Воспитательная работа - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов, способные обеспечить взаимодействие всех субъек­тов, которые составляют понятия «детский сад» и «социум».

Цель наших дошкольных групп — индивидуальное комплексное раз­витие каждого ребенка. Работа всего педагогического коллектива направлена на повышение качества дошкольного образования.

Воспитание ребенка успешно, если оно системно, поэтому ос­новной задачей своей педагогической деятельности мы считаем при­ведение всех своих воспитательных действий, усилий в некую си­стему, которая представляла бы собой единство закономерно рас­положенных и находящихся во взаимной связи частей.

Воспитательная работа в дошкольных группах охватывает два возрастных пе­риода, которая ставит перед коллективом определенные задачи.

В младшем дошкольном возрасте:

- формировать умение ориентироваться в человеческих отношениях, чувствовать и осознавать доброжелательное и недоброжелательное отношение окружающих; замечать измене­ния настроения, эмоционального состояния близкого взрос­лого, сверстника, проявлять внимание, сочувствие;

- развивать способность сдерживать непосредственные ситуатив­ные желания «я хочу»;

- учить входить в устойчивые игровые объединения детей, использовать в общении и совместной деятельности речевые и неречевые средства эмоциональной экспрессии для выра­жения радости, восторга, грусти и других состояний;

- воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отно­шение к окружающим.

В старшем дошкольном возрасте:

- развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения и формирования у детей чувства патриотизма - любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отноше­нию к людям, населяющим ее;

- способствовать усвоению детьми нравственных ценностей. Воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда;

- воспитывать этически ценные способы общения;

- развивать интерес к самопознанию и воспитывать у ребен­ка уважение к себе.

Наш педагогический коллектив поставил перед собой следующие воспитательные задачи:

- развитие и укрепление взаимодействия всех участников вос­питательного процесса;

- развитие и совершенствование межведомственного взаимодей­ствия между учреждениями здравоохранения и образования;

- создание необходимых условий для участия родителей в вос­питательном процессе.

Первоочередной задачей является задача охрана жизни и здоровья детей, их физическое развитие. Опрос родителей показал, что главным для них физическое и психическое здоровье детей.

Нельзя заботиться о здоровье детей и не прививать им основы безопасности и жизни деятельности.

Только грамотная работа в этом направлении поможет нам добиться значительных результатов в деле укрепления физического и психического здоровья детей.

Наш коллектив исходит из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, педагоги считают невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время большое внимание в педагогической деятельности уделяется созданию здоровьесохраняющей среды в условиях детского сада.

Реализуя задачу воспитания у дошкольников культуры здоровья через создание здоровьесберегающей среды в условиях ОУ, реализацию здоровьесберегающих технологий педагоги и медицинский работник работают в тесной взаимосвязи, учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья каждого ребёнка, используя все природные факторы: воду, воздух, солнце.

В дошкольных группах реализуется комплексная система оздоровительных и закаливающих мероприятий. Таких как:

- бодрящая гимнастика

- воздушные ванны

- обширное умывание

- витаминизация 3блюда

- прогулки

Используемая в работе карта состояния здоровья ребёнка позволяет отслеживать состояние здоровья и физического развития дошкольников в течение всего периода пребывания его в детском саду.

Вопросы укрепления здоровья детей, снижения заболеваемости рассматриваются коллективом в течение года на производственных собраниях. Ежемесячный анализ заболеваемости по группам позволяет повысить эффективность работы в данном направлении и наметить пути снижения заболеваемости воспитанников.

Педагогическим коллективом создаются условия для организации оптимального двигательного режима в ОУ. Регулярное проведение спортивных праздников и развлечений, оформление «Уголков здоровья» способствуют возрастанию интереса детей к физической культуре и повышению двигательной активности. В группах обеспечиваются сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков.

Дошкольный и младший школьный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологической позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

В настоящее время эта работа актуальна, наиболее трудна, требует особого такта и терпения, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданства не считаются важными и зачастую вызывает недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей также является нашей задачей. Так как патриотическое воспитание должно занимать ведущее место в системе социально личностного развития ребёнка дошкольника.

Педагоги нашего сада используют разные формы и методы по воспитанию детей. Это - беседы на разные темы: о культуре поведения, о воспитании нравственных качеств о Родине, о делах народа, о природе, о хороших людях и т.д. Педагоги проводят занятия, читают художественную литературу.

Вместе с детьми был собран природный материал, который потом дети используют на занятиях для творческой деятельности, исследовательской работы.

Вместе с детьми проводятся наблюдения за объектами живой и неживой природы. Воспитатели учат видеть красоту и неповторимость природы нашего края. Свои впечатления дети выражали в рисунках и поделках. Педагогами организовываются выставки детских рисунков и поделок, викторины, проводятся праздники, другие мероприятия.

Объектами неживой природы пополняем исследовательские уголки (интересные камни, песок, глина, цветные ракушки и т.д.). Весь собранный

природный материал дети могут использовать в самостоятельной деятельности, в игре, в своем творчестве.

Чтобы дети лучше познакомились с историей нашего края, мы проводим с детьми занятия по краеведению, на которых знакомим с традициями и творчеством нашего края. Чтобы у детей были более четкие представления об истории родного края, его традициях и быте, педагогии вместе детьми и их родителями были, создают уголки краеведения, где собирают изделия народного творчества. Очень радует, что родители приняли активное участие в этом процессе, т.к. помогая нам, взрослые приобщают к нему и детей.

Вся совместная работа педагогов, детей, родителей дает детям на наш взгляд самое главное – это приобщение к общему делу, чувство гордости за себя, свою семью, своих родителей, дедушек и бабушек, а так же дает понять, что и сам ребенок является частью и семьи, и группы, и всего народа.

Воспитательно - образовательная работа нашего сада строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Педагоги учреждения пришли к выводу о необходимости формирования у родителей представлений об основных целях воспитания развития детей.

В настоящее время педагоги учреждения стремятся к наиболее эффективным формам вовлечения семьи в образовательный процесс. Анализ планов выявил разнообразие форм работы с родителями:

Работа с родителями проводится по четырем направлениям:

1. информационно-аналитическое (анкетирование, консультации, участие родителей в подготовке и проведении тематических занятий, «Дни открытых дверей; в дошкольных группах функционируют: родительский комитет, общее собрание);

2. познавательное направление (консультации, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; совместное создание предметно - развивающей среды );

3. наглядно - информационное (родительские уголки, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы «Наша дружная семья», «Семья — здоровый образ жизни);

4. досуговое (праздники «День Матери», «День рождения», развлечения, спортивные досуги.).

В дальнейшем мы планируем организовать родительские гостиные, занятия с участием родителей, выпуски семейных газет. Рациональное

сочетание традиционных и инновационных подходов к работе с семьёй даст хорошие результаты.

Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного воспитания.

"Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а самая настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь, и от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит каким человеком станет сегодняшний малыш".

Источник: kopilkaurokov.ru